Новость обожгла, словно удар хлыста: у «Юга» и «Черноморки» отбирают помещения
Новость обожгла, словно удар хлыста: у «Юга» и «Черноморки» отбирают помещения! Нет, крутые ребята с тяжелыми подбородками и «ежиками», выдающими то ли прошлое, то ли будущее, пока не выбрасывают из из кабинетов редакционный скарб. Пока лишь маячат здесь призрачные тени этих «пацанов»: редакторам двух областных газет пришли письма, в которых предложили до 15 декабря нынешнего года заключить договоры аренды. Иначе выселят… по закону.
В редакциях удивились: ведь от издательства «Черноморье», направившего эти письма, они не зависимы. Да, работают по соседству. И когда один сосед хочет выселить другого, такого же самостоятельного, «по закону», то возникает вопрос: что это за интересный такой закон?
В свое время полиграфический комбинат и Дом печати составляли единый комплекс. Помнится, так его и называли «Комбинат Дома печати». Полиграфисты обслуживали редакции не только своими машинами, на которых печатали газеты. Лифты и мусоропроводы, ремонты в кабинетах и коридорах и даже мебель были их заботой.
Соседи жили душа в душу. Но потом, чем меньше журналисты и полиграфисты зависели друг от друга, тем больше возникало конфликтов.
Пройдемся по зданию, находящемуся на площади Независимости рядом с площадями издательскими. Нижние этажи занимает полиграфическое «Черноморье», а с четвертого по восьмой — редакции. В том числе и те, на которые «наезжают». На лифте подняться можно исключительно на седьмой этаж. Стены обшарпаны. Под стать им паркет. Как лоб мертвеца, холодны батареи отопления: подавать тепло здесь, несмотря на зиму, пока не собираются.
Эта картина удручает. Мне не все равно. Я много лет работал здесь в «Вечерней Одессе». Да и офис «Киевских ведомостей» (куда я впоследствии перешел), не один год располагался в этой восьмиэтажке. И когда бываю здесь, одолевают воспоминания.
В далекие семидесятые приходил сюда на субботники. «Вечеркинцы» работали вместе с коллегами из других газет. Но свой главный вклад в новостройку наши редакции деньгами сделали. При баснословных, по нынешним представлениям, тиражах газетную прибыль направляли на строительство этого Дома печати.
Более тридцати лет назад «Знамя коммунизма» (ныне «Юг»), «Чорноморська комуна» (ныне «Чорноморські новини»), «Вечерняя Одесса» и «Комсомольська іскра» (ныне «Порто-франко») переехали сюда, на Юго-Запад. Тогда мы завидовали сами себе. И то, что офисный этот корпус до такой стыдобы дойдет, не могли даже представить. А уж то, что журналистов станут вот так выживать, не снилось и в самых кошмарных снах.
В переломные годы, как известно, областные издания стали беднеть. Помню, редактор «Юга» Юлий Мазур, подвозивший меня на служебной видавшей виды «Волге», все сетовал на финансы. Газеты пытались выживать, выбиваясь из сил. Вот и поздним тем вечером, сдав очередной номер, редактор ехал «решать вопрос».
Держава тем не менее редакциям помогла, распространив на них действие закона, запрещающего отчуждать государственную собственность, находящуюся на редакционном балансе. Однако несколько лет назад это не помешало полиграфистам попытать незаконное свое счастье — отобрать у «Вечерки», «Юга» и «Черноморки» их помещения. В конфликте разбирался суд. Мне довелось там быть, и я помню, как справедливое решение — в пользу газет — встретило одобрение в зале.
Так что нынешний наезд не вяжется не только с правом как таковым, но и с тем судебным решением. И новая попытка захвата редакционных помещений, на мой взгляд, юридически так же беспомощна, как и прежняя.
Примечательно, что пока власть провозглашает борьбу с рейдерством, конкретные люди делают конкретные шаги. И они переводят конфликт «полиграфисты — журналисты» в плоскость политическую. Ведь «Черноморка» и «Юг» — газеты в нашей области не только старейшие, но и к нынешней власти оппозиционные.
Понятно, журналисты молчать не будут. Защищаясь, станут бить во все колокола. Так неужели у нас, в Одессе, недостает скандалов и нужен еще один, международный, связанный с прессой?
При этом удивляют областные депутаты. Они делают вид, что набирающий силу конфликт их не касается. Будто не знают, что «Черноморье» — коммунальное предприятие того самого облсовета, в который их избрали, чтобы они защищали права людей. И попытка лишить редакции помещений — это попытка отрезать тысячи их избирателей от информации, отличной от провластной. На которую они имеют полное право.
Тем временем по городу циркулируют слухи, что на офисную восьмиэтажку кто-то положил глаз. Кто именно — пока остается загадкой…
Аркадий РОММ,
член Союза журналистов Украины.
http://yug.odessa.ua
Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews