Так кто же не хочет мира в одесском оперном мире?

Так кто же не хочет мира в одесском оперном мире?Пресс-конференция руководителя "Новой Одеской оперы" Сергея Проскурни с участием музыкантов-инструменталистов и хористов поначалу должна была быть посвящена только итогам гастролей в Голландии и Бельгии.  

Однако распространенные накануне через Укринформ оскорбительные выпады в свой адрес заставили С.Проскурню не ограничиться рассказом о гастролях.

ГАСТРОЛИ БЫЛИ УСПЕШНЫМИ

Гастроли "Новой Одесской оперы" со спектаклем по опере Моцарта "Дон Жуан" проходили в Голландии и Бельгии в течение двадцати четырёх дней. До этого, 15 и 16 сентября, в помещении Одесского театра музыкальной комедии с большим успехом состоялись пресс-показ и допремьерный показ этого спектакля. Начавшись с аншлага 22 сентября в Королевском театре Гааги, спектакль был показан семнадцать раз. Режиссёром-постановщиком спектакля является один из известнейших оперных режиссёров Германии Франк-Бернд Готшалк. Сценографом выступил Карел Шпанхак (Голландия), известный по успешным постановкам в оперных и драматических театрах Голландии, Бельгии, Германии, Чехии, Польши.

Костюмы были созданы по эскизам Маррит ван дер Бюргь (Голландия), она известна в частности костюмами к фильму "Ночной дозор".
Опера "Дон Жуан" создавалась в Одессе в рамках сотрудничества с Международным фондом оперных постановок, взявшим на себя огромную часть расходов, значительную помощь в организации нынешних гастролей оказало агентство "Супеж мюзик менеджмент".
И в творческом плане и в финансовом гастроли "Новой Одесской оперы"в странах Бенилюкса можно назвать успешными. Все финансовые обязательства перед артистами выполнены.

И СНОВА - "ТАКОЙ-СЯКОЙ" ПРОСКУРНЯ...

Очевидно, в связи с коллегией Министерства культуры и туризма, которая через несколько дней должна рассмотреть вопросы работы Одесского национального академического театра оперы и балета в плане "социального партнёрства", с участием двух профсоюзов театра - последовала жесткая информационная атака известных персонажей. В частности пресс-служба Одесского национального академического театра оперы и балета через Укринформ распространила текст под заголовком "Ситуация вокруг Одесской оперы: кому выгоден театр военных действий?", где заметила: "В юбилейный, 200-й сезон, в старейшем театре Украины - Одесской опере - катастрофически штормит". А далее - всё те же выпады в адрес Сергея Проскурни, которые иначе, чем злобные, не назовёшь. Для полноты картины приведу их часть:

"За своё недолгое пребывание на посту "советник министра" своими агрессивными и оскорбительными действиями по отношению к творческому коллективу и пренебрежением традиций одного из старейших театров, а также циничным стремлением использовать его в откровенно коммерческих целях вызвал однозначное неприятие себя как руководителя. Его высокомерные и унизительные заявления в адрес всемирно известной одесской музыкальной и вокальной школ вызвали возмущение не только в Оперном - одном из крупнейших театров страны, но и по всей Одессе. Своими выпадами и демонстративными заявлениями экс-директор саморазоблачил себя в глазах общественности как человека в целом не владеющего этикой поведения, болезненно амбициозного, плохо скрывающего за демагогией меркантильно-корыстные интересы. Мало кому удавалось столь стремительно и однозначно настроить против себя миролюбивую Одессу. Однако маневры и политика агрессивного "варяга", который попирая и оскорбляя, тут же сыпал обещаниями приобщить провинциалов к мировому опыту, не оставила шанса для дальнейшего диалога".

Можно лишь согласиться с Сергеем Владиславовичем: что ни слово в этом тексте - то откровенные ложь и передергивание...
С.Проскурня продолжает настаивать на том, что речь не идёт о каком-то творческом конфликте. По его мнению, всё гораздо приземлённей: можно, к примеру, вытащить один из десятков старых задников, хранящихся по улице Садиковской, подкрасить его, затратив на это тысяч пять гривен, а потом под это дело "отмыть" 250-300 тысяч гривен... Вот в этих и подобных вопросах и есть суть так называемого конфликта, убежден С.Проскурня.

РАСПРАВА НАЧАЛАСЬ?

Когда в среду артисты хора Оперного театра Борис Бортулев и Игорь Кузевич хотели войти туда, на вахте их не пропустили, объяснив, что они значатся в списке из трёх человек, кого администрация театра запретила пускать в помещение!
Ну, в театр, положим, Бортулев и Кузевич попали (надо знать места), но суть-то в другом: почему они стали персонами нон грата? Догадки их таковы. Не пускают их в театр потому, что они месяц гастролировали с "Новой Одесской оперой", хотя заранее, как и практиковалось всегда, написали заявления о предоставлении творческого отпуска без сохранения заработной платы.
При всем уважении к творчеству Бориса Бортулева и Игоря Кузевича заменить их в родном театре вполне можно было. Да и почему бы не дать своим артистам возможность для интереснейшей творческой поездки, да еще на хороших финансовых условиях? Нет, очевидно руководство Одесского оперного не посчитало возможным, чтобы свои артисты играли в стане непримиримых оппонентов. Артисты подтверждают, что угрозы уволить тех, кто согласиться играть в театре Проскурни звучали. И что же, теперь эти угрозы стали реальностью?

ОДЕССКАЯ ОПЕРА:ЧТО ПОБЕДИТ - УВАЖЕНИЕ К ЗРИТЕЛЮ И ПРАГМАТИЗМ ИЛИ ЖЕЛАНИЕ "НЕ ПУЩАТЬ"?

Сергей Проскурня сообщил журналистам, что некоторое время назад официально обратился к исполняющему обязанности директора Одесского оперного Анатолию Дуде с предложением арендовать на два дня 17 и 18 ноября Оперный театр для репетиций и показа оперы Моцарта "Дон Жуан". Ответ должен быть дан 23 октября.
С.Проскурня сообщил, что у его спонсоров есть возможность оплатить аренду театра. Отвечая на вопрос, он отметил, что в его бытность руководителем наивысшая арендная ставка составляла 86 тысяч гривен в день.

Хотелось бы ошибиться, но выскажу предположение, что руководство Одесского оперного откажет С.Проскурне, возможно потому, что расписание спектаклей составлено на много месяцев вперёд и нет никакой возможности менять что-либо в этом смазанном и отлаженном механизме. Истинной же причиной отказа послужит просто нежелание даже на два дня подпускать Проскурню к сцене Оперного, так же как футбольные вратари норовят не пустить мяч в ворота даже после остановки игры, чтобы и потом он туда не залетел...
Но, повторюсь, хотелось бы ошибиться. Пусть в решении Анатолия Ивановича Дуды и его единомышленников верх возьмут интересы зрителей и здоровый прагматизм.
Отвечая на вопрос журналиста, С.Проскурня сказал, что в случае отказа А.Дуды, будут сделаны официальные попытки воздействовать на директора театра через министра.

ГОРОДСКИЕ ВЛАСТИ ОБЕЩАЛИ "НОВОЙ ОДЕССКОЙ ОПЕРЕ" ПОМОЧЬ С ПОМЕЩЕНИЕМ

Сергей Проскурня сообщил, что ощущает постоянную поддержку со стороны руководителей Одессы. Ещё в августе у него были беседы С Одесским городским головой Эдуардом Гурвицем и его заместителем Татьяной Фидирко. Результатом этих бесед и стала регистрация "Новой Одесской оперы". Руководители города дали понять С.Проскурне, что несмотря на все имеющиеся трудности, вопросы искусства и культуры всегда имеют для Одессы важнейшее значение, поэтому и вопрос с помещением будет решён.


Борис ШТЕЙНБЕРГ,

Специально для Интернет газеты "Взгляд из Одессы".

    powered by CACKLE