Как австрийская императрица: одесситка Екатерина Пинчук создает украшения с микровышивкой
Одесская художница, работая в редких техниках, создает утонченные миниатюры, которые способны вместить 26 стежков в сантиметре и 48 цветов в трех сантиметрах
Художница, костюмер, вышивальщица, мастерица, кукольница, компьютерный дизайнер, дизайнер ювелирных украшений, мастер по работе с горячей эмалью – это лишь несколько граней таланта хрупкой и улыбчивой девушки, обожающей тонкую и филигранную, мелкую и сложную творческую работу. Одесская художница
Ее линия вышитых украшений в излюбленной технике императрицы Марии-Терезии «рetit рoint» – это не просто красивые и утонченные серьги, изысканные и оригинальные кулоны, женственные и нежные кольца, это настоящие произведения искусства. Да, обладательница таких вышитых миниатюр не только подчеркивает свою красоту, но и может по праву считаться самой милой галереей в мире. Крохотные изделия будто бы украшает не вышивка, а акварели – настолько ювелирно исполнена вышивка.
Подумать только: 26 миниатюрных стежков в сантиметре, 48 оттенков цветов в трех сантиметрах! Казалось бы, только лесным феям под силу заколдовать так иголку, чтобы она создавала такие крохотные вышитые композиции. Но Екатерина Пинчук умеет мастерски орудовать тончайшими иголочками без всякой магии – только с помощью таланта, усердия, терпения и желания принести в этот мир красоту и радость. Ее вышитые шедевры уже стали гордостью коллекций прекрасных дам в Украине, России, Италиии во многих других странах. Девушки, идя под венец, заказывают украшения, дополняющие нежный образ. Сегодня узнаем больше об этой талантливой одесситке, вышивающей радость – о Екатерине Пинчук.
Рожденная с карандашом в руках: радость от редких техник
Генетика и вдохновение родственных душ сами определили вектор судьбы нашей сегодняшней героини. Екатерина выросла в семье художников: мама работает в Театре юного зрителя, отец был главным художником в Театре юного зрителя, потом – в Украинском театре, дедушка тоже рисовал. Девушка смеется: «Я родилась, наверное, с карандашом в руках». С младых ногтей маленькую Катю окружали всевозможные прекрасности, созданные родителями. Вот и не удивительно, что уже в детстве Екатерина мечтала быть театральным художником-костюмером или модельером, чтобы заниматься одеждой. Для воплощения детских грез в жизнь девушка поступила в театральное училище и успела поработать художником по костюмам в ТЮЗе. «Солнышко внутри», «Эх, я как…», «Кот в сапогах» – во время этих постановок до сих пор можно полюбоваться работой Екатерины Пинчук.
За что бы художница ни взялась, сразу заметна ее любовь к тонкой и мелкой работе, требующей усердия, терпения, аккуратности и точности ювелира.
Дорога от театральных костюмов к вышитым украшениям была по-творчески извилистая и яркая. Екатерине всегда было интересно попробовать заниматься чем-то эдаким: редкие техники – ее радость. Сначала увлекалась китайским народным видом искусства – «цзяньчжи»: вырезание из бумаги тончайших филигранных картин, чем-то напоминающих украинские вытынанки. Вслед за этой кропотливой работой пришел черед миниатюрной коллекционной куклы и коллекционных мишек Teddy. За что бы художница ни взялась, сразу заметна ее любовь к тонкой и мелкой работе, требующей усердия, терпения, аккуратности и точности ювелира. Вот и мишки Тедди в исполнении Екатерины Пинчук появлялись на свет совсем махонькими крохами: медвежат, размером до 7 см, создавала со сложным механизмом, приводящим в движение голову, ручки и ножки. С миниатюрными мишками художница побывала на выставках в разных странах, а во время декретного отпуска поставила эту творческую деятельность на паузу: путешествия будущей маме доставляли хлопот. Кроме того, Екатерина преподавала дизайн в компьютерной академии, а с рождением дочери ушла с работы. Творчество временно переместилось на задний план – мама посвятила себя ребенку.
Назад в 18-тое столетие: утонченная микровышивка на украшениях
Когда же малышка чуток подросла, и у молодой мамы появилось немножко свободного времени, вопрос дальнейшего творчества возник сам собой, ведь сидеть без дела для Екатерины просто немыслимо. И следующий поворот творческой стези девушке подсказала крестная сестра, занимающаяся созданием женских украшений из засушенных цветов и эпоксидной смолы, заверив, что руками Екатерины просто велено судьбой создавать украшения-шедевры. Наша героиня, поразмыслив, решила попробовать наколдовать украшения с помощью своего таланта. Но не все так просто, ведь для начала нужно найти свое творческое «Я» в этой сфере; девушка начала изучать современные и давние техники и отыскала винтажные венские украшения 18-го столетия. Так появилось увлечение микровышивкой в технике «рetit рoint», что можно перевести как «маленькая точечка, что-то крошечное».
«Императрица Мария-Терезия любила эту технику. Тогда вышивали и сумки, и гобелены, и картины, а она любила украшения делать. А тогда императоры были законодателями моды, поэтому вышиванием все занимались. И эта вековая традиция сохранилась, в Вене из поколения в поколение вышивают», – рассказывает Екатерина Пинчук об истории вышитых украшений.
Вслед за императрицей одесситка испытала свое терпение, аккуратность, эстетический вкус и талант – и творческий экзамен сдала превосходно: сейчас линия украшений Екатерины Пинчук вызывает интерес у модниц как в Украине, так и за пределами страны
Вслед за императрицей одесситка испытала свое терпение, аккуратность, эстетический вкус и талант – и творческий экзамен сдала превосходно: сейчас линия украшений Екатерины Пинчук вызывает интерес у модниц как в Украине, так и за пределами страны. У одесситки есть постоянные клиенты, которые с помощью художницы-вышивальницы воплощают свои мечтания, к мастерице обращаются не только прекрасные дамы, жаждущие утонченными украшениями подчеркнуть свою женственность, но и мужчины, желающие сделать своей возлюбленной приятный сюрприз и подчеркнуть нетривиальность чувств. Украшения солнечной и улыбчивой Екатерины обладают такой же позитивной энергетикой и способны сдобрить образ горсткой сияния и загадочности.
Как у мастерицы получаются такие невероятно утонченные вышивки – будто рисунок акварелью, как научиться ювелирно вышивать, отыскивать гармонию в творчестве и каждый день искать в себе новую грань,– Екатерина Пинчук поведала 048.
Екатерина Пинчук о вышивании в старинной технике «рetit рoint»
Я всегда очень холодно относилась к вышивке, но, увидев как ее красиво можно использовать, решила попробовать. Поскольку я училась на костюмера, у нас были предметы, где мы изучали различные виды вышивки – вот только тогда я и вышивала до этого увлечения, для зачета во время учебы. Тогда мы вышивали классической гладью, классическим крестиком, но о «рetit рoint» во время учебы ничего не знала.
Принципы техники вышивки «рetit рoint» не сложные. Сложность заключается в самом размере, так как все очень мелкое. Чтобы хорошенько видеть мелкие детали, у меня есть специальный бинокулярный инструмент с линзами, который надевается на голову. Летом в нем очень жарко, хочу купить лампу с линзой, чтобы было удобнее. Вышиваю бисерной иглой – ее можно купить везде. Если поискать в интернете, то можно найти иглу для вышивки крестиком; нужно выбрать самую тоненькую. Самая большая сложность – это специальная канва, на которой вышивается в технике «рetit рoint». Она из 100%-ного шелка и достаточно дорогая. Сначала я потратила очень много времени, чтобы ее найти. Потом пришлось научиться пользоваться платежными системами в интернете, чтобы покупать заграницей, потому что еще три года назад у нас ничего не было.
Очень люблю старинные схемы – их рисовали художники. Они богаты на оттенки, с объемными и благородными цветами и красивыми композициями. Как правило, нахожу в интернете сканированные изображения со страниц старых книг. Их приходиться перенабирать в специальной программе, что-то изменяя, что-то дорисовывая. Такого маленького размера мало схем можно отыскать. Тут как раз компьютерное образование и пригодилось. Для этого типа вышивки походит любая схема для вышивки крестиком, только в данном случае вышивается не крест, а полукрест. Точно так же, как при вышивке крестиком, считаются квадратики – дырочки на канве. Дальше нужно подготовить работу: смотрю, какого размера мне нужен кусочек канвы. Поскольку она достаточно дорогая, то работаем в эконом-режиме: вырезаем нужный нам кусочек, пришиваем его к обычной ткани, которая не тянется, и уже тогда большой кусок ткани натягиваем на пяльцы. То есть рабочий кусочек канвы – маленький, а все остальное – вспомогательное.
Я не скуплюсь на оттенки – от них зависит красота. У меня бывают работы, где какой-то цвет я использую только на два стежка. А забираешь их – уже не то. Есть кулон, на котором я использовала пока самое большое количество цветов – 48. А кулон – 3 см всего лишь!
Я не скуплюсь на оттенки – от них зависит красота. У меня бывают работы, где какой-то цвет я использую только на два стежка. А забираешь их – уже не то. Есть кулон, на котором я использовала пока самое большое количество цветов – 48. А кулон – 3 см всего лишь! После выбора схемы высматриваю нужные цвета ниток: как правило, если я в программе набираю схему, то нитки уже там определяются. Вышиваю хлопковыми DMC нитками – они пользуются популярностью, их можно найти практически в любом магазине для рукоделья.
Пробовала вышивать шелком, но пока еще не совсем готова. Просто я вышивала совсем на маленькой канве. Там очень мелко! Если обычно для своих украшений я делаю 18-19 стежков на 1 см, то миниатюра, которую я вышивала шелком, еще мельче – 26 стежков на 1 см. Шелковая ниточка – тончайшая. Очень хочу попробовать вышить что-то шелковым мулине – шелк дает красивый благородный блеск. Кстати, в Одессе мне девушка сделала подарок к 8 марта: преподнесла коробку, полностью забитую советскими шёлковыми нитками. У меня от бабушки всего пара катушечек осталось, а эти нитки хорошо подходят для очень мелкой вышивки, к тому же, там широкая палитра.
Линия моих вышитых украшений включает кулоны, брошки, сережки, браслеты, кольца, колье. Часто делаю комплекты. Все по желанию клиента. Нередко разрабатываю украшения под авторскую вышитую сумку или туфельки. Сейчас новая волна популярности вышивки на обуви пошла. Я уже несколько раз вышивала украшения, которые бы подходили под безумно красивые вышитые туфли.
Пока вышиваю только украшения, но есть идеи помимо этого. Очень хочу вышить портрет-миниатюру, возможно, иконку. Но пока морально готовлюсь к этому. Это, скорее всего, будет не украшение, а закрывающийся кулон, потому что такие вещи обычно носят при себе, не на показ. А может, это будет картинка настольная. Пока еще не решила. Задумок много – руки не успевают просто!
Вышитые украшения можно носить с различной одеждой – тут все зависит от умения хозяйки комбинировать. Я думала, что мои украшения –цветочные, нежные, поэтому образ должен быть легкий, женственный. А в свое время у меня девушка заказала сережки и кольцо для съемки love-story перед свадьбой. Украшения смастерила в стиле шебби шик: белая оправа, голубой фон, нежно-розовые розочки – все нежно. А когда она мне прислала видео, я увидела, что девушка была в коротенькой юбочке, джинсовой курточке, кедах – и это так здорово смотрелось! Тут просто нужно уметь ощущать. Вот мне кажется, что красные розы на черном фоне даже под кожаную куртку подойдут и красные туфли на каблучке.
Мне совершенно не жаль прощаться со своими украшениями – я их для того и делаю, чтобы они кого-то радовали
Расставаться со своими украшениями было жалко только первое время, а сейчас наоборот – мне хочется, чтобы они находили новых владельцев, потому что это стимул делать что-то новое. Не люблю, когда украшения у меня залеживаются. Сейчас мне совершенно не жаль прощаться со своими украшениями – я их для того и делаю, чтобы они кого-то радовали.
Очень важно, в каком состоянии души берешься за вышивку. Когда у меня плохое настроение, вышивать не получается: путается нитка, узлы вяжутся. Это во-первых, а во-вторых, может, кто-то верит, кто-то – нет, но говорят, что вышивка впитывает в себя энергетику человека. Не зря раньше у нас, в Украине, вышивали обереги: с каждым стежком, узелочком, крестиком мы зашиваем информацию. Поэтому вышивать с плохим настроением просто нехорошо. Человек это носит – мою частичку души, позитив, поэтому стараюсь вышивать только в хорошем настроении.
Екатерина Пинчук о закаленной красоте – яркой технике горячей эмали
Мне всегда очень нравились украшения с эмалью. Где-то два с половиной года назад случайно в инстаграм увидела, что в Одессе ювелир открывает курсы по горячей эмали. И я сразу побежала туда! У нас просто такой технике практически не обучают – это редкость. А тут – в Одессе, да еще и практически рядом! Видимо, я сильно этого хотела, вот оно мне и пришло в руки. Это ювелирная студия «Родонит», мы с ними подружились, вместе работаем до сих пор. Меня научили нескольким техникам. Перегородчатая эмаль – на украшении выкладывается перегородка из очень тонкой проволочки. Ты по рисунку двумя пинцетами выкручиваешь эту проволочку, накладываешь ее… Сложная техника, если честно. Витражная эмаль – очень красивая техника. Там эмаль помещается в сквозную дырочку в основе украшения, а когда эмаль запекается, то на просвет получается, будто цветное стеклышко, мини-витраж. Эффектнее всего смотрятся серьги, висящие в воздухе. Кроме этого, сейчас самостоятельно пробую освоить технику финифть – художественной росписи эмалью.
В свое время царям дарили украшения с эмалью наравне с драгоценными каменьями, так как издавна эти украшения считались очень дорогими, поскольку техника очень сложная
Украшения, исполненные в техниках эмали, и вышитые – совершенно разные. У меня есть клиенты, которым нравится только эмаль, а есть те, кому по душе только вышивка. У каждой техники есть свои плюсы и минусы. У эмали огромный плюс – она вечная. До наших времен дошли иконы с Византии, выполненные в технике перегородчатой эмали. Эти украшения боятся только молотка – то есть сильных ударов. А так не боится перепадов температуры, морской воды, не выцветает ни в коем случае. В свое время царям дарили украшения с эмалью наравне с драгоценными каменьями, так как издавна эти украшения считались очень дорогими, поскольку техника очень сложная. К тому же эмаль очень непредсказуемая. До последнего мгновения ты не знаешь, получится у тебя украшение или нет, невзирая на твой опыт. Эмаль диктует свои правила. И это только ручная работа – ее невозможно механизировать.
Многие путают холодную и горячую эмаль. Холодная – проще. Это – эмалевые краски, которые застывают под определенными лампами. А горячая эмаль – это стекловидный порошок, который обжигается в муфельной печи при температуре около 800 градусов Цельсия. Изделия из холодной эмали – недолговечны. Легко откалывается краска. Холодную эмаль используют на бижутерии в основном, на сплавы металлов, а горячая эмаль любит чистые металлы – серебро, золото, медь. Для работы с горячей эмалью я приобрела себе печку, выделила угол. Летом с печкой жарковато, зато зимой приятней работается. Она маленькая – в ней можно только ювелирные изделия запекать, что-то побольше уже не поместится. С вышиванием у меня рабочее место на диване с подушечками, а вот эмалью занимаюсь на специально отведенном рабочем месте.
Для эмали придумываю узоры сама. Есть и мои любимые цветочные композиции, и более строгие, и абстракции. Придумываю, полагаясь на интуицию – что будет красиво смотреться. Правила композиции и сочетание цветов мне еще в училище вбили в голову, так что они уже на подсознательном уровне действуют. Смотрю на палитре эмали, пробую, что с чем красиво сочетается. А эмаль же каждый раз по-разному себя ведет даже у одного и того же производителя. Люблю работать с японской эмалью – они считаются самими лучшими в мире. Российские более дешевые, но там мало цветов и не такие приятные в работе. На них учиться хорошо.
Первым ценителем моих украшений, наверное, является моя мама. Она часто рассматривает их, ей это все очень нравится. Она даже просит: «Научи меня!». Я с ней советуюсь – она тоже художник, и если я не могу определиться, мне нужно мнение со стороны, прислушиваюсь к маме. За дочкой пока не замечаю тяги к рисованию – я в ее возрасте уже вовсю разрисовывала стены, а она, вероятно, в нашего папу пошла – он более рациональный, рассудительный. И дочка такая: ей бы что-то посчитать, разложить по коробочкам. Да хватит и одного художника в семье!
Советы Екатерина Пинчук: как носить вышитые украшения и как их создавать
Вышитые украшения нужно носить максимально аккуратно – стараться не трогать саму вышивку руками, потому что даже если у нас чистые руки, все равно мы оставляем на ткани следы. Нужно стараться брать за металлическую часть. Хранить лучше в коробочке, чтобы на украшения не садилась пыль. Я вышивку покрываю водоотталкивающим спреем – в принципе, он хорошо защищает вышивку. Я даже тест проводила. Но не думаю, что он вечен. Можно приобрести такой спрей и обновлять изредка слегка. Если попасть под дождь в таких украшениях, то ничего страшного не произойдет даже без покрытия спреем: дождевая вода чистая – просто салфеточкой промокнули, высушили и все. Нитки от воды не линяют. Вот грязи вышивка боится. Если запачкали, можно попытаться вымыть под чистой проточной водой, но щеткой тереть не стоит, потому что нитка разлохматится. Когда покупаешь такие украшения, нужно понимать, что это хрупкая вещь. Но до наших времен дошли старинные украшения с вышивкой – можно носить аккуратно!
Самый важный совет: берегите зрение – работа очень мелкая, глаза устают. Нужно делать перерывы, делать гимнастику для глаз, использовать качественные линзы
Если вы решили попробовать себя в вышивке в технике «рetit рoint», то, наверное, сначала стоит повышивать сначала на более крупной канве. Для начала нужно отточить саму технику. Она не сложная, но все равно нужно набить руку, понять, как стежочки ложатся, а на более крупной канве это будет проще и дешевле. Когда вы уже будете себя достаточно уверенно чувствовать, то можно браться и за миниатюру. Тогда нужно родить идею, подобрать к своей задумке схему, найти нужную оправу. Еще нужно найти материалы. Правда, думаю, это уже не так проблематично, как было раньше, когда я начинала. Сейчас я, например, заказала партию канвы для «рetit рoint» – буду помогать нашим рукодельницам, потому что не все могут заказать ее заграницей. А когда берешься вышивать, нужно запастись терпением. Освещение должно быть хорошим и желательно белым, чтобы вы видели естественные цвета ниток, потому что желтая лампа немного искажает. А самый важный совет: берегите зрение – работа очень мелкая, глаза устают. Нужно делать перерывы, делать гимнастику для глаз, использовать качественные линзы, будь то лупа, бинокуляр или лампа-лупа, чтобы не портить зрение. А дальше – просто творите!
Фотографии с личного архива Екатерины Пинчук. Больше работ мастерицы можно увидеть на ее страницах в соцсетях:
http://
Источник: www.048.ua
Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews