Старая Одесса: от дворца до дворца

1Мы начнем нашу прогулку у Воронцовского дворца, построенного по проекту архитектора Ф. Боффо в 1828 году (весь архитектурный комплекс был завершен годом позже). Дворец поднялся на холме, на месте взятой штурмом и разрушенной турецкой крепости Ени Дунья.

Граф Воронцов, впервые посетив Одессу, купил здесь небольшой купеческий домик, принадлежавший Куликовскому. И там, где прежде высилась поверженная крепость, затеял свое строительство.  Символический поступок, не так ли? А дворец вышел получше крепости. Впрочем, кому как…
Эдуард Мортон: «Новый бульвар - это большое достижение для города и является приятным для прогулок в летние вечера. На его северо-западном выступе расположен новый дом графа Воронцова. Этот дом во время последнего царского визита в Одессу был местом остановки их величеств - императора и императрицы России. Это большое гладкое здание, как и всё в Одессе, оштукатуренное. Оно имеет один большой недостаток, а именно, поставлено так низко, что с бульвара видна только верхняя часть, как бы показывающаяся из углубления. Это совершенно разрушает впечатление, которое могло бы получиться, если бы постройка была более импозантной. К дому примыкают большие конюшни, выстроенные против главного входа. Вокруг здания находится сад, оканчивающийся в сторону бульвара великолепной железной решеткой, отлитой мастером Бэрдом (Baird) в Петербурге. По материалу она является первой и единственной, которая когда-либо могла быть поставлена в Одессе»
Действительно, это ансамбль из нескольких корпусов, решенных в различных архитектурных стилях. Небольшой по объему, почти кубической формы дворец привлекает легкостью исполнения фасада. Неотъемлемой частью дворцового ансамбля является колоннада, поставленная на высокий ступенчатый цоколь на самом краю обрыва. Десять пар колонн тосканского ордера образуют легкую дугу, которая необычайно эффектно выглядит со стороны моря. Граф любил пить там свой утренний чай, наблюдая за входящими в порт и покидающими его судами. Если у него возникали деловые вопросы, туда немедленно отправлялся один из его адъютантов. Лесенка неподалеку от колоннады, спускалась прямо к морю.
Художественным оформлением внутренних залов, росписью, мрамором каминов, хрусталем люстр это здание могло бы поспорить со многими дворцами своего времени. В роскошных интерьерах, оформленных знаменитым скульптором и живописцем Карлом Скотти, были использованы эстетические принципы романтизма.
Интерьеры дворца представляют собой лучшие  в Одессе образцы использования стилистики ампира. Парадные комнаты первого этажа включают переднюю, бильярдную, полуциркульную столовую c обширной открытой террасой. Деревья, высаженные на склонах, спускающихся к морю, не мешали обзору, и отсюда был отлично виден весь Одесский залив.
Имелся большой зал (с роскошными дверями с филёнками отделанными под ляпис-лазурью  и бронзой, с янтарными ручками и каминами, привезёнными сюда из  Михайловского дворца в Петербурге. У одной из каминных досок был отбит угол. Поговаривали, что это тот самый камин, подле которого был убит заговорщиками император Павел. Падая, он задел край доски.  Так ее и оставили. Это, скорее всего, легенда. Хотя доподлинно известно, что после убийства Павла I имущество Михайловского начали усиленно распродавать. Но связаны ли это с желанием стереть из памяти людской воспоминание о смерти императора, доподлинно неизвестно. Что еще? А еще…
Еще у графа Воронцова была здесь уникальная библиотека, «турецкая комната» и «китайский кабинет», устроенный для графини. Надписи арабской вязью на стенах дворца напоминали о заслугах князя в войнах на Востоке.
10 апреля 1854 года, во время Крымской кампании, соединенная англо-французская эскадра некоторое время бомбардировала Одессу. Дворец стоял на холме, и артиллерия пристреливались именно по нему. За один день здание было сильно разрушено.
«Кроме пожжённых судов, многие дома бульварные потерпели от ядер, так: в дом и сад князя Воронцова попало до 200 ядер», – писал Н.Мазуркевич. Одно из ядер до сих пор красуется в стене нынешнего балетного класса на первом этаже дворца, где навсегда и застряло.
Узнав о бомбардировке Одессы, Воронцов потребовал «надежно укрыть редкие книги», которые считал главным сокровищем дворца.
В конце XIX века во дворце открыли частную мужскую гимназию А. Юнгмейстера, потом тут было “Общество акклиматизации животных», а в годы гражданской войны – штаб Красной армии.
Кроме того, дворец надолго стал шахматным центром центром.  Тут делали первые свои шаги Самуил Котлерман, вскоре обыгравший в сеансе одновременной игры самого чемпиона мира Хосе Рауля Капабланку; Цецилия Фрид, ставшая чемпионом СССР среди девушек (я ее хорошо знал – она была коллегой и приятельницей моей мамы); Ефим Геллер, чемпион мира среди студентов Семен Палатник и многие, многие другие известные шахматисты.
Во время Великой Отечественной войны дворец понес значительные потери. Был полностью уничтожен зимний сад, боковой корпус дворца, о существовании которого напоминают контуры замурованных дверей, проступающих сквозь штукатурку. Позже дворец лишился потрясающей ограды, отделявшей его от бульвара. По документам, чугунная ограда была отправлена на переплавку. По слухам – на дачу к одному из тогдашних вождей.
Уже в 1936 году в Воронцовском открыли Дворец пионеров, который и ныне располагается там, правда, теперь он называется Городским дворцом детского и юношеского творчества.
Безусловно Воронцовский, не мог не породить на свет собственных легенд. Одна из них гласит, что в самом конце ХХ века на колоннаде размещался ресторан, хозяин которого, хорошенько подпоив некоторых гостей, увлекал их в подземный ход, тянущийся к самому морю, и продавал туркам. Скорее всего, ничего подобного не бывало, а основанием для возникновения криминальной байки послужили обнаруженные здесь подземелья снесенной с лица земли Ени Дуньи.
Вторая, куртуазная, легенда гласит, что в доме есть окно, через которое Пушкин пробирался в гости к графине Елизавете Ксаверьевне. Мол, на мраморном подоконнике до сих пор видны царапины от его башмаков. Конечно же, и это анекдот. Пушкин никак не мог бывать в дворце Воронцовых, ибо отбыл из Одессы за несколько лет до завершения его строительства...
И еще одна легенда – о том, что дворец построен прямо над останками турецкой мечети, а внутренняя лестница ведет прямо на минарет. Вызван этот домысел двумя таблицами с восточными письменами, висящими у входа в здание.  На самом деле, таблицы были привезены Воронцовым из павшей крепости Варна. Их удалось расшифровать.  Одна надпись сделана на старотурецком языке, другая – на персидском. Это изречения турецкого султана Махмуда Второго, начертанные им самим.
Вот каким чудом может гордиться Одесса. А рядом с ним, слева, если глядеть на море, – другое, современное, названное в народе – Тещиным мостом. Но прежде, чем на него ступить, стоит обратить внимание на стену-мемориал Кузьме Скрябину, появившуюся, наподобие стены Виктора Цоя на Арбате, во дворе дворца.
Андрей Викторович Кузьменко, один из идолов отечественной рок-культуры, кумир многих и многих любителей современного рока, фронтмен популярной рок-группы «Скрябін» (под этим именем – Кузьма Срябин – на эстраде и существовал), певец, телеведущий, музыкальный продюсер в феврале прошлого года погиб в нелепой автокатастрофе. Поклонники утверждают, что не просто так. Он относился к числу украинских патриотов, которому казалось порой, что жертва героев Небесной Сотни оказалась напрасной.
Первым зовом судьбы была для него песня The Beatles »Lady Madonna«, которую Андрей услышал, когда ему сравнялось 10 лет:
- Я не знал, что её исполняют Битлы, я прочитал название на конверте значительно позднее. Меня удивило другое: насколько простой оказалась музыка и насколько сильно она «вставляла» … Я сделал электрогитару из фанеры, разрисовал, как должно быть, и начал лабать на ней… Сыграв эту мелодию на своём пианино, я почувствовал такой душевный подъём, что начал придумывать мелодии сам. Я убедился в том, что каждый может придумать нечто такое, что поймут тысячи, миллионы людей. И это достаточно нетрудно в техническом плане — нужно только вложить душу и мозги.
С тех пор Андрей сочинял музыку всегда.
«Я даже на первые курсы института ходил с нормальной панковской причёской и прятал это всё под бейсболкой».
В 1987 году он написал песни «Lucky Now», «Brother», «Да То Уже Есть». Большинство песен он сочинял на английском, а затем, в зависимости от необходимости, их переводили на украинский язык.
30 июня 1989 года была записана первая песня группы «Скрябін», в которую входили Андрей, Рой и Шура. История дальнейшей жизни Андрея была тесно связана с творчеством этой группой. В 2000 году Андрей становится ведущим собственного хит-парада «Горячая семёрка», который просуществовал до 2002 года.
С 2003 года Кузьменко работает вместе с певицей Натальей Могилевской как ведущий программы «Шанс» и «Шейканемо». Затем берёт управление проектом «Скрябін» на себя, меняя музыкальный формат проекта.
В 2008 году создает группу «Пающие трусы«, в 2009 занимается продвижением украинской группы «Дзідзьо». Тогда же становится членом жюри литературной премии «Книга года Би-Би-Си».
1 февраля 2015 года, за день до гибели, Кузьма Скрябин презентовал новый клип на песню «Дельфины». Видео появилось на официальном канале певца на YouTube.
До последних дней своей жизни Андрей Кузьменко жил и работал в Киеве…
Но вернемся к Тещиному мосту. Это действительно мост, переброшенный через Военный спуск и соединяющий Приморский бульвар с нынешним бульваром Жванецкого (бывший Комсомольский).
Городская легенда гласит, что бывший первый секретарь обкома КПСС Синица, проживавший на Приморском бульваре, очень любил свою тещу, обитавшую на улице Гоголя. Их дома разделял оврагом Военный спуск. В гости ходит было трудно. Вот Синица и приказал построить этот мост. Конечно и это всего лишь местный апокриф, и, согласитесь, симпатичный – ироничный, но добрый.
Гласит легенда: водку пили / И не один подняли тост. / И через балку порешили / Построить пешеходный мост. / Ажурный, легкий, в виде арки / И с видом на море, притом. / Чтоб нес красивые подарки / Синица в праздник в тещин дом. (Народное)
Итак, мост над спуском Жанны Лябурб (до революции и ныне — Военный спуск) по проекту архитектора Р. А. Владимирской и инженера Кириенко, в 1968 шгоду был построен. Его хотели сдать к 50-летию революции, но опоздали. Мост был действительно спроектирован и построен по распоряжению М.Синицы — первого секретаря обкома партии в Одессе. Это самый длинный (130 м), высокий (30 м) и узкий мост в центре Одессы.
Первое официальное его имя — Комсомольский. Но оно мало кому известно. Так его собирались назвать в советское время, когда и нынешний бульвар Жванецкого был Комсомольским. Впоследствии мост называли назвали недолго Капитанским. Впрочем, в наше время ни то, ни другое названия нигде не фигурируют.
Некоторое время назад, то ли из Парижа, где «грешат, этим почти все мосты через Сену, то ли еще откуда-то, была завезена красивая мода – влюбленные и молодожены традиционно «замыкали» перила моста замками и выбрасывали от них ключи. Это символизировало нерушимость их чувств и вообще брака. На мост было навешано более десяти тысяч замков, что явилось для него очень существенной нагрузкой. Судите сами: каждый замок весит до пятисот грамм.
Замки были срезаны, а для влюбленных у моста установили специальную конструкцию в виде объемного сердца. Пока это помогает.
Зато появилась другая напасть. Многие гости нашего города спешат оставить на перилах моста свои автографы. Грешат этим и некоторые одесситы.
В одной из статей я прочел недавно, что мост является уменьшенной копией моста великой герцогини Шарлотты в Люксембурге, построенного в 1965 г. Не знаю, так ли это, но люблю сюда ходить. Отсюда открывается замечательная панорама порта. Очень хорошо видна Военная гавань.
А с другой стороны открывается не менее романтический городской пейзаж – крыши старых и новых одесских домов.
На другом конца моста вы обнаружите целый комплекс местных раритетов – «Уголок старой Одессы».  Конечно, ансамбль условного одесского дворика эклектичен, но это не отражается на его уютной патриархальности.
Раритеты свозили на площадку перед мостом отовсюду.  Установленная здесь задрапированная фигура женщины, была, привезена сюда с какого-то старого, давно снесенного кладбища. В общем, получился, скорее, мини-музей под открытым небом, который может кое-что рассказать и об истории города.
Здесь же установлен крутой мостик с чугунными периодами. Это «новодел», на который трудновато взобраться, да и сползать непросто. Но трудности не останавливают молодоженов, которые традиционно приезжают сюда на свадебную фотосессию.
Не менее трудно вскарабкаться на площадку ажурной, чугунной же беседки. Раньше она стояла во дворе дома 5/7 по улице Гоголя. В этом дворе было некогда устроено маленькое, рукотворное озеро, а беседка красовалась посредине. До нее нужно было добираться на крошечном ялике, что и делали гости хозяев дома баронов Фальц-Фейнов.
За беседкой воздел свои крылья грифон. Он – в явной тоске. Когда-то грифонов было двое. Но кому-то, видимо, захотелось любоваться диковинным существом у себя на даче. Одесса – большая. Люди разные.
К цистерне для сбора дождевой воды можно спуститься пологим спуском, а можно – по лестнице. Такие цистерны были вкопаны во многих дворах. С водой в Одессе до пуска Днестровского водопровода, построенного аж в 1873 году, было туговато. Воду доставляли из скважин, вырытых за городом.  Поэтому такие колодцы были очень и очень актуальными. А сам по себе этот раритет, облицованный прохладным мрамором очень хорош.
Площадка вокруг него вымощена плитками вулканической лавы, привезенной из Неаполя...
Вспомните Пушкина… «Я жил тогда в Одессе пыльной…» После каждого дождя эта пыль превращалась в болото:
В году недель пять-шесть Одесса, / По воле бурного Зевеса, / Потоплена, запружена, / В густой грязи погружена. / Все домы на аршин загрязнут, / Лишь на ходулях пешеход / По улице дерзает вброд; / Кареты, люди тонут, вязнут…
Пушкин надеялся, что »скоро звонкой мостовой покроется спасенный город, как будто кованой броней». В конечном итоге так оно и вышло, но ему не суждено было этого увидеть. В разное время улицы мостили деревом, ракушечником, гранитом, клинкером, керамзитом, вулканическим камнем из Италии (из лавы Везувия) – балластом зерновозов. В 1860-е гг. тут окончательно перешли на свой гранит, и в течение последующих двух десятилетий город был и правда «спасён».
И, наконец, отсюда, со смотровой площадки, можно полюбоваться настоящим старым Одесским двором с опоясывающими его галереями и не всегда дружными соседками.
Если же от «Уголка старой Одессы» пройти буквально несколько метров, вы окажетесь перед архитектурным комплексом под названием «Шахский дворец».
Это - наиболее изящное сооружение, созданное известным одесским архитектором Феликсом Викентьевичем Гонсиоровским (1815-1894). Расположено оно в начале улицы Гоголя (прежнее, до 1902 года, название – Надеждинская). Сооружен комплекс в неоготическом (английском готическом) стиле, на месте недостроенного госпиталя, в 1851 году.
Владельцем дома был поначалу польский магнат Зенон Бржозовский. Здесь же довольно долгое время жил с семьей Федор Алексеевич Рафолович (1818-1882), вынужденный покинуть свой собственный дом-дворец на Пушкинской, 9 (там нынче Музей Западного и Восточного искусства).
А в 1909 году российское правительство арендует замок под резиденцию иранского шаха-изгнанника Мохаммеда-Али (1872-1925). Шах собирался вернуться на престол, но попытка, предпринятая в 1911 году, оказалась неудачной.
К тому времени хозяином дворца был некий Юзеф Шенбек, но владел он своей недвижимостью недолго. Советская власть дворец, ясное дело, сразу национализировала. Сюда начали «вселять» разные совконторы, параллельно уничтожая внутренний декор здания. Паркет, статуи, картины, мебель – все было повреждено или разворовано. Грех так говорить, но война нанесла дворцу меньший урон нежели советская власть.
Единственным светлым пятном в советской истории сооружения был период, когда он выполнял функции Дома народного творчества.
Но затем распался Советский Союз и снова «хозяева» дворца, сменявшие один другого, продолжили его уничтожение. Годами здание стояло с выбитыми стеклами, облупленным и холодным.
Это продолжалось до того, как хозяином дворца, по-моему, на 90 лет (за бесценок или за взятку – а как же!) стал Морской транспортный банк. Здание и дворовые постройки был отремонтировали, привели в нормальное состояние. Что будет дальше, посмотрим.
На сегодня – всё.
Александр Бирштейн
http://otrageniya.com.ua
Добавить комментарий

Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *