В Одессе закроют год Утесова

5 декабря на сцене Одесской областной Филармонии состоится грандиозное действо: концерт «Одесские сердца. Леонид Утёсов».

Когда мне было лет 14-15, одной из самых «продвинутых» и, даже, где-то на грани сладкого запретного плода, была телепрограмма «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады». «Проверенных» советской идеологией певцов, реже, танцоров из социалистического и, о ужас(!), капиталистического лагеря показывали поздно ночью (обычно до полуночи) и в очень рафинированно-препарированном виде. Но это был «глоток музыкального воздуха» забугорной современности, о хотя бы единственном взгляде «вживую» на которую, можно было только долго мечтать. Собственно, эта программа во многом определяла – формировала музыкальные вкусы, кстати, неплохие. Но всё более, как мне тогда казалось, отдаляющие от эпохи Утёсова, Шульженко, Зыкиной, Руслановой и других, совершенно мне непонятных на тот момент, за что, по какой причине, великих исполнителей. И поделом, думалось мне.

И вдруг, однажды, когда я собиралась погулять с друзьями по случаю 7 ноября (для современной молодёжи: очередной годовщины Октябрьской революции, это когда «И Ленин, такой молодой!»), по телеку пела Клавдия Ивановна Шульженко, одну из своих знаменитых и совсем не идеологических песен. «Руки, — вы словно две большие птицы!» — услышала я припев и, повернувшись к экрану, увидела, как её очень красивые руки, которыми она явно гордилась по праву, «взлетели» над микрофоном, слегка обвитые шифоновым платком. И она сама, взрослая женщина, с не самым сильным эстрадным голосом «унеслась» над залом, миром, своими и нашими чувствами, с любовью к НЕМУ, как всегда не разделившему эту любовь, ничего не сумевшему понять…

— Что же ты её слушаешь, — сказала с иронией в голосе мама, которую я не заметила в комнате, — ты ведь «их» не любишь.

«Они» — это были все вышеперечисленные певцы, начинающие в 20-е — 30-е, нэповско-индустриализированные годы, которые только потом, со временем стали и мне близки, понятны, любимы, энциклопедически мудры и рядом в тот момент, ну, когда уж совсем… тяжело.

UTIOSOV

К слову, уже в 20 лет довелось побывать мне на могиле Утёсова на Новодевичьем кладбище. Экскурсовод безжалостно «резала» слух своей безграмотностью, дескать, он и создал джаз. Но зато это был противовес значительно худшим разговорам, которые тоже приходилось слышать о своём земляке. Якобы, выскочка, неуч, как только попал на большую сцену! Мрак, да и только. Время, как всегда всё расставило по своим местам. И сейчас, когда Одесса и, собственно, весь музыкальный мир, отмечают 120-летие со Дня рождения Леонида Утёсова, мне очень захотелось поговорить о той моей детской, внезапно вспыхнувшей любви «к маститым эстрадным» певцам с неординарным, талантливым человеком. Лично для меня – авторитетом в мире искусства, Татьяной Арнольдовной Подерской. Её участие в постановках и даже задумках любого мероприятия, — стопроцентный успех, овации, высоко художественное мировоззрение и долгое послевкусие события в мире искусства. Именно её грандиозная работа, проект «Одесские сердца. Леонид Утёсов», который будет показан на сцене Одесской Филармонии 5 декабря, завершает юбилейный год.

— Татьяна Арнольдовна, как Вы думаете, а почему Утёсов и его коллеги-современники смогли «достучаться» до людей разных поколений? Это что, феномен таланта, который рано или поздно упадёт на благодатную почву?

— Знаете, не буду сейчас заходить так далеко, но скажу, что существует такое понятие: «У каждого свой Утёсов», — рассказала режиссёр-постановщик, сценарист проекта «Одесские сердца. Леонид Утёсов», Татьяна Арнольдовна Подерская.

— Главный посыл при создании нами этой программы, — любимые артисты – любимому городу, – подчеркнула Татьяна Арнольдовна. — Но наряду с маститыми, широко известными исполнителями (а в Одессе, вы знаете, любят ходить на уже известных людей), у нас очень много молодёжи. Алёна Грищук, Денис Мирошниченко, будут даже совсем юные артисты, которые, поверьте, принимают участие в этом проекте не потому, что «так надо или взрослые сказали». Это их выбор. Каждому из них дорог и близок Леонид Утёсов. И я рада, что появилась эта плеяда людей, которые осуществляют, что ли, такое нынче экзотическое понятие, как «преемственность поколений».

— Наверняка, эта преемственность держится и на современных корифеях. Кто они, эти известные и любимые одесситами люди, на которых, конечно же, «повалит» публика?

— Приоткрывая завесу тайны, скажу, что в проекте будут участвовать народные артисты Украины Олег Школьник, Ольга Оганезова, заслуженный артист Украины Сергей Лукашенко. Я, как режиссёр, всегда стремлюсь сделать из любого номера драматургическое действо. Развитие и этой концертной программы построено, в том числе, на текстовой канве. Мы затронем известные факты из жизни Утёсова, но расскажем и малоизученные. У нас будут экранные люминесценции. Световые концептуальные решения… Идея этого концерта, вообще, принадлежит директору филармонии Галине Борисовне Зицер. Она долго её вынашивала, но мешали – то занятость, то отсутствие ресурсов. Балетмейстером выступает Ефим Аркадьевич Коган, музыкальные руководители и дирижёры – Владимир Дикий и Юрий Литовко, вести программу будет Сергей Сеславинский, лауреат международных конкурсов. У нас будет камерный оркестр и оркестр военной академии, который предоставляет свою духовую группу. Без этого джазовое звучание невозможно. Мы попытаемся на сцене филармонии соединить несоединимое.

Замечательный зал, сцена прекрасная, но не всегда удобна для работы. А наша задумка – синтетическое действо. Утёсова, вообще, называли синтетическим артистом. Был интересный случай, когда более шести часов длилось его представление. Он выступал в качестве певца, скрипача. Показывал цирковые номера, танцевал вальс, дирижировал хором. Всё закончилось за полночь, зрители не уходили, были в восторге. Следуя этим традициям, мы хотим показать многогранность такого творчества и, по-своему, подать его песни. Это будут известные и популярные произведения, которые нами очень тщательно отобраны. А это было непросто, поскольку в его репертуаре насчитывалось более семисот песен. И каждую он превращал в моноспектакль. Как оказалось, Утесова можно не только петь, но и  успешно танцевать.

— Но почему же певец, по поводу голосовых данных которого в своё время, скажем так мягко, иронизировали, а над актёрскими способностями, увы, посмеивались, сумел стать «эпохальным»?

— Утёсов смог сделать одну очень знаковую и замечательную вещь, — он облагородил городской фольклор. При этом полностью «очистил» его от штампов и «блатного налёта». Когда сегодня люди поют его репертуарные песни, они лучше понимают одесситов, их юмор и ностальгию, их странную, на первый взгляд, любовь к коммуналкам и старым домам, их разговорчивость и умение без обиняков, но иронизируя сказать, что думают, их гастрономические пристрастия, во-первых, хорошо поесть, а ещё лучше, выпить и закусить в хорошей компании, их страсть к морским и солнечным ваннам и стремление показать и рассказать всем, что их дети вундеркинды… перечислять можно бесконечно. Да, Утёсов не имел высшего музыкального образования. Но ведь есть масса хорошо образованных ну, извините, никому не нужных музыкантов. Они могут сыграть только «Мурку» и то, с ошибками. Помните фильм о Паганини? «Малыш, запомни, быть сносным скрипачом – несносно для публики», говорил маэстро. А Утёсов прекрасно соотносится с современностью и очень органичен в ней. На нашей афише имена молодых талантливых аранжировщиков его творчества. Но ещё больше молодёжи мы ожидаем в зрительном зале.

rp_utiosov.jpg

— А кто она, Ваша публика? Уже хорошо известная и сложившаяся? Или…

— Я совершенно против такого понятия, как адресная публика. Наша публика – та, которая пришла к нам. Просто необходимо работать так, чтобы любой зритель стал твоим. Конечно, есть уже сложившийся круг, я ведь говорила, что в Одессе любят ходить на известные имена. Но, всё-таки, каждый раз это неожиданный зритель. У меня был такой случай. Как-то после спектакля за кулисы пришли совсем молодые люди, которые сказали, что им там где-то, очевидно, по профсоюзной линии, дали билеты на концерт. И они пришли, собственно, отбыть «обязаловку». Но во время представления, которое шло без антракта, никто из них ни разу не взглянул на часы. И, вообще, они не думали, что это будет так здорово. Вот это дорогого стоит. В этом наша работа, наше искусство… К слову, проект «Одесские сердца. Леонид Утёсов» сложен ещё и тем, что всегда тяжело работать с известным материалом. Вы же понимаете, что все знают, как нужно исполнить ту или иную песню, станцевать и, даже ходить по сцене. И это также, наше одесское…

— Татьяна Арнольдовна, вновь констатирую, что Вы абсолютная одесситка, влюблённая в свой город, его бренд несёте высоко и от чистого сердца. Какие планы на ближайшее будущее?

— Сложно говорить о каких-то планах. Такое время, обстоятельства. Полгода назад мы побывали в Молдове на «Дне Одессы в Молдове». У нас был девятичасовой хоровой концерт, работали 400 одесских артистов. Мы сумели показать одесскую кухню, сувениры, наш колорит. Всё очень понравилось. Недаром говорит Сергей Рафаилович Гриневецкий: «культура – это лучший дипломат». И это действительно очень хорошо, настоящее продвижение брендов Одессы не на словах, а на деле. Планов и задумок много, но это по объективным причинам, большой секрет. Пока не понимаю, как в силу околополитических и финансовых причин это преподать, как они смогут осуществляться.

Этот утёсовский вечер, по моей задумке, заканчивает год и открывает цикл, который я назвала  «Одесские мальчишки». У того же Утёсова есть прекрасная  песня: «Ах, эти одесские мальчишки, они не говорят…...». Я имею в виду таких одесских мальчишек, таких как Утёсов, Жванецкий, Карцев, Гилельс. Хотелось бы сделать целый цикл театрализованных спектаклей и проектов, посвящённых им. Но потом, конечно, и до девчонок одесских доберёмся. «Их есть у нас!». Мы этот цикл постараемся продолжить, расширить. Одним словом, продолжение следует…

Ольга Шубина


Добавить комментарий

Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews