Одесские СМИ: Спасибо партии Донбасса за всё, что терпит биомасса

6 сентября с первым пленарным заседанием девятой сессии Верховной Рады шестого созыва открылся новый сезон. Хотел написать «политический», но вовремя вспомнил, что политика теперь где угодно, только не в украин-ском парламенте. И делают политику не народные депутаты, а судьи Печерского суда, «орлы Могилева» и те, кто отдает им негласные распоряжения.

НЕУДОБНАЯ СИТУАЦИЯ

Можно только гадать, какие инструкции и от кого получает судья Печерского суда Киева Родион Киреев. Предположить, что он их не получает вообще, все равно, что, бросив жребий, загадать, что монетка упадет на ребро. Самое вероятное из предположений — судью держит на привязи сам глава государства. Но недавно, отвечая на вопросы издания «КоммерсантЪ-Украина», Виктор Федорович вроде бы искренно возмутился: «А вы сами как считаете, мне выгодно или невыгодно то, что ситуация с Тимошенко продолжается? Если хотите, я за вас отвечу — вы сами прекрасно знаете, что мне это невыгодно и ненужно. Абсолютно! Я не заинтересован в этом!».

Теперь-то мы словам президента верим. Ситуация, которая сложилась перед вынесением приговора Тимошенко, вредит Януковичу практически во всем, что он предпринимает или собирается предпринять во внутренней и во внешней политике. Украинская оппозиция, прежде раздробленная и непримиримая сама в себе, почувствовала, что запахло жареным, и объединилась в «Комитет сопротивления диктатуре».

Евросоюз, в начале года единый в стремлении как можно скорее заключить с Украиной договор о зоне свободной торговли, резко озаботился проблемой политических репрессий в Украине, и трудно сказать, завершится ли переговорный процесс о зоне свободной торговли до запланированного саммита в декабре.

Но трудности на западном направлении украинской политики, связанные с судом над Тимошенко, ничто перед теми, что возникли на восточном векторе. А именно: в отношениях с российским руководством, которое совершенно справедливо в «газовом процессе» почувствовало себя на скамье подсудимых. И реагирует соответственно.

Особенно вредит Януковичу то, что «ситуацию Тимошенко» никаким образом нельзя смягчить или отыграть назад. Даже в совершенно фантастическом случае, если с Банковой поступит команда изменить для Юлии Владимировны меру пресечения или, пуще того, оправдать экс-премьера, ничего не изменится. В любом случае президента внутри страны и за ее пределами обвинят в попытках повлиять на решение суда. То есть в нарушении Конституции.

Могут возразить, что такие обвинения в адрес Януковича звучали и до процесса Тимошенко по не менее серьезному поводу. Но факт конституционного переворота в Украине, совершенный регионалами, все уже воспринимают как данность. А к тому, что каждый несогласный с режимом, включая лидеров оппозиции, рискует оказаться за решеткой, еще предстоит привыкнуть. Или не привыкнуть. И этот выбор — еще одна угроза для власти при любом исходе суда.

Опыт Российской Федерации показал, что, применяя административный ресурс, судебные и полицейские репрессии, политическую оппозицию можно полностью вытеснить из правового поля, лишить возможности участвовать в избирательных кампаниях и попросту уничтожить. Но одновременно оказалось, что вместо умеренных оппозиционных партий протестные настроения народа аккумулируют радикалы, для которых цель не победа в избирательной кампании, а организация уличного бунта.

Сейчас все идет к тому, что политическую оппозицию в Украине (включая оппозицию в парламенте) уничтожат такими же методами, как в России. Влияние оппозиции на принятие законов в ВР сведено к нулю. Возможности оппозиции в проведении массовых мероприятий беззаконно ограничиваются судами, активистов прессуют в милиции, у спонсоров забирают бизнес и возбуждают уголовные дела.

ВЫБОР, КАКОГО НЕЛЬЗЯ ДОПУСТИТЬ

Суды над Тимошенко и Луценко, надо полагать, были задуманы властью именно как символическая расправа над политической оппозицией в целом, как первый шаг на пути ее полного уничтожения по российскому образцу. Таким же шагом (при всех различиях в мотивах) был в России первый суд над Ходорковским и Лебедевым. В Украине результат предполагается тот же и какие-то планы реализованы. Но реализованы только частично.

Даже после вынесения обвинительных приговоров с реальными сроками заключения для лидеров оппозиции фракции БЮТ и НУНС в парламенте смогут пользоваться площадкой для проведения публичной политики. И пользоваться не менее года. Все это время тупое карманное большинство Януковича будет полностью игнорировать их законодательные инициативы. В результате некогда умеренные народные депутаты по необходимости превратятся в радикалов и пламенных народных трибунов. Это не прогноз, а констатация факта.

В первый же день заседаний девятой сессии Верховной Рады шестого созыва с непривычно резкими заявлениями в адрес власти выступали не только записные ораторы из окружения Юлии Тимошенко, но и такие взвешенные и ответственные политики, как Николай Мартыненко и Арсений Яценюк.

В отличие от руководства БЮТ, которое не видело и не видит других форм борьбы с авторитаризмом, кроме Майдана, эти люди раньше способны были использовать не только пламенную речь, но и множество инструментов политической борьбы. Включая малозаметную организационную работу и чисто аппаратные игры с существующей бюрократией.

Теперь же их вместе с БЮТ и многочисленными не представленными в парламенте партиями загоняют в угол, где организационная работа по привлечению спонсоров или аппаратные интриги успеха принести не могут. А единственным средством победить, сломать вертикаль, построенную регионалами, является возможность аккумулировать и возглавить социальный протест масс.

Миролюбие «оранжевой революции», как известно, объясняют тем, что социальный протест не был основным ее содержанием. И лидеры Майдана во главе с Ющенко, морально не напрягаясь, во многих отношениях продолжали социальную политику Леонида Кучмы. Теперь так не получится.

Бездарная экономическая политика украинского руководства последних лет и финансово-экономический кризис нанесли тяжелый удар по благосостоянию граждан Украины. Объединить и повести людей против «марсиан» в таких условиях удастся только под лозунгами социальной справедливости. А если удастся их повести, ни о каком миролюбии в новой революции не может быть и речи.

Готова ли парламентская оппозиция возглавить социальную революцию? Одного взгляда на большинство холеных физиономий защитников наших интересов достаточно, чтобы сообразить — не готовы. Готовы ли к такой борьбе лидеры непарламентской оппозиции? Кое-кто, безусловно, готов, и эта готовность привлекает все больше сторонников в ряды ВО «Свобода» и других радикальных организаций.

Но так же, как в России, готовность радикалов одновременно пугает. Потому что лозунги борьбы с олигархией, защиты социальной справедливости, достоинства нации и национальной культуры у отважных борцов с авторитаризмом густо замешаны на ксенофобии и на отрицании демократических ценностей. И если выбирать между ними и режимом Януковича…

Нет, лучше бы такой выбор народу не пришлось делать.

Леонид ЗАСЛАВСКИЙ.
http://yug.odessa.ua

Добавить комментарий

Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *