ГАНДБОЛ. Владимир КОСИК: «В Украине гандбол находится в запущенном состоянии»

 Известнейший в Украине и далеко за ее пределами гандбольный наставник Владимир КОСИК, которого все мы помним по работе в южненском «Портовике», недавно покинул Бровары, где последний год провел в качестве главного

тренера местного «Будивельника». Накануне специалист вернулся на Кипр, откуда, собственно, и прилетел на Родину в октябре 2009-го, чтобы сделать из «строителей» гранда украинского гандбола. Перед отлетом на Кипр «Одесса-Спорт» сумела пообщаться с Владимиром Сергеевичем о его броварском этапе тренерской карьеры и о том, чем будет заниматься авторитетный тренер в ближайшее время.

– Владимир Сергеевич, вспомните, пожалуйста, как возник вариант с трудоустройством в «Будивельнике»?
– Осенью прошлого года, когда я еще работал на Кипре, мне позвонили из «Будивельника» и предложили возглавить команду. Я приехал, обговорил все нюансы с руководством. Мне понравилось то, что перед клубом ставились высокие задачи – за несколько сезонов стать чемпионом страны. Вроде бы и условия для этого были: президент клуба – мэр города, генеральный спонсор – солидная строительная компания. К тому же, в городе есть прекрасный спортивный интернат, в котором ребята тренируются по два раза в день в режиме команды мастеров. Это огромный плюс, ведь когда я работал в том же Южном, мы огромное внимание уделяли подготовке молодежи, детские команды регулярно занимали высокие позиции в разных возрастах. А это – хороший фундамент, если команда ставит перед собой задачи, если она хочет давать результат не в одном-двух сезонах, а стабильно. И вот сейчас, в нелегкие времена, после постоянных смен руководителей порта, когда из «Портовика» ушел ряд опытных игроков, та молодежь здорово выручает, команда держится на плаву, дает определенный результат.

– Когда вы приняли команду – сразу взялись за серьезные изменения в составе?
– В первую очередь я провел, так сказать, «чистку»: мы отказались от услуг гандболистов, уровень игры которых не соответствовал задачах, поставленных перед командой, сделав ставку на перспективную молодежь. Ну а затем начались проблемы.

– Проблемы какого характера?
– Для того, чтобы поменять стиль игры команды, сделать из нее бойца, выработать у игроков психологию победителей, необходимо было изменить тренировочный процесс – заниматься с ребятами по 4-5 часов ежедневно. Но, как оказалось, это было невозможно. Нам давали заниматься полтора часа вечером в зале спортинтерната, и полтора часа в, так сказать, клубном зале, где всегда были какие-то проблемы. Чаще всего нам приходилось работать только на одной половине площадки, а она и без того маленькая. То есть, я изначально не мог делать для команды все, что нужно, даже начиная с элементарного – тренировок! Выходит, времени на индивидуальную работу с молодыми игроками, а они – это отдельный разговор, попросту не было. К сожалению, руководство клуба так эту проблему и не решило.

– Но, несмотря ни на что, команда в прошлом сезоне смотрелась хорошо! Летом возникли другие проблемы?
– Да, дело в том, что летом необходимо было провести 2-3 выездных сбора по 10-14 дней – собрать команду, проводить 2-3-разовые тренировки, заложить фундамент функциональной подготовки, плодотворно поработать над всеми компонентами игры. Но провести хотя бы один сбор мы так и не смогли – не было финансовой возможности. Мне удалось выбить средства на участие в турнире в Польше, где мы сыграли всего пять игр, в то время как наши конкуренты за период подготовки успели провести по 20-25 поединков. Кроме того, появилась еще одна проблема – проблема комплектования команды. Как оказалось, руководство клуба не имело никакого влияния на спортивный интернат, а мы надеялись на то, что его лучшие выпускники пополнят наши ряды. Так вот из четырех ребят, на которых я рассчитывал, трое уехали в Запорожье, а четвертого я, так сказать, с поезда снял: поговорил с родителями, повел к мэру, в общем, уговорил. То есть, интернат, который, по идее, должен работать на команду, по сути, оказался неуправляемым.

И это еще не все. Еще летом начали задерживать зарплату. А что означает зарплата для взрослого мужчины, у которого семья, а таких было много, вы и сами знаете. Ну а затем дошло до того, что игроки три месяца не видели честно заработанных средств. Первое время мы говорили с ребятами, просили их перетерпеть, мол, пройдут выборы, все изменится. Но постоянно кормить их обещаниями было уже слишком.

– В общем, у вас не выдержали нервы, и вы решили уйти?
– Я хотел уйти еще в сентябре, но решил не бросать ребят. Кроме того, руководство заверило меня в том, что погасит долги и все станет на свои места. Но, к сожалению, ничего не изменилось. На одной из тренировок перед выездом в Луганск, 6 ноября, я заметил, что игроки совсем уж плохо работают. Но как же можно требовать от них стопроцентной самоотдачи в такой ситуации: у них семьи, дети… Когда я пошел говорить с руководством, мне пообещали перед выездом в Луганск (9 ноября – прим. авт.) выплатить всем зарплату за август, а за сентябрь – чуть позже. Ребята немного взбодрились, но, как оказались, зря. В понедельник вечером мне сообщили, что зарплаты не будет, что деньги в последний момент нашли только на поездку – на проезд, размещение и суточные. Ту игру мы проиграли, а когда вернулись – мне сообщили, что руководство клуба решило прекратить со мной сотрудничество, хотя я и сам говорил, что в таких условиях работать не хочется и что если так будет дальше – я сам уйду.

Будет обидно, если команда из города с хорошими гандбольными традициями прекратит свое существование.

– Скажите, а руководством клуба были выполнены все условия вашего личного контракта?
– Недавно погасили задолженность за август… Надеюсь, что в ближайшее время выплатят и остальное. Но дело ведь не в зарплате! Так жаль, что вместо того, чтобы сделать команду чемпионов, пришлось работать в таких условиях. Насколько я знаю, недавно в Броварах стоял вопрос даже о расформировании команды, отказе от участия в еврокубках, но это, как известно, большие штрафы, так что руководителям клуба пока удавалось находить возможности для выступления «Будивельника» на международной арене.

Самое обидное то, что такая ситуация не только в Броварах, а и со многими другими командами. Женский гандбол вообще затрагивать не хочу. Это просто ужас! В Суперлиге чуть ли не бесплатно играют девочки-школьницы, о чем может идти речь? Все в таком запущенном состоянии, что сердце кровью обливается. А проблема в том, что гандбол – неприбыльный вид спорта, в него никто не хочет вкладывать средства. Тут нужна поддержка на государственном уровне. А это очень сложно… Почему так происходит – непонятно! Сборные Украины, и мужская, и женская, регулярно участвовали в финальных частях Чемпионатов мира и Европы, давали результаты, наши клубы успешно играли в еврокубках. А сейчас только в Запорожье, за счет традиций, еще пока есть определенная стабильность, все находится на уровне. В остальных городах все сходит на нет.

– Каковы ваши дальнейшие планы?
– Думаю, что я какое-то время отдохну на Кипре от всего этого – этих проблем и стрессов, которые в очередной раз испытал в родной стране… К сожалению, так. Хотя я уверен, что у меня на острове будут предложения. Я же работал там с мужской и женской сборными, с юниорской командой, там я востребован, там я авторитетный тренер, ко мне прислушиваются, учатся, я получал удовольствие от того, что что-то удавалось сделать! В нашей же стране такого пока, к сожалению, нет. Нам остается только ждать и надеяться на то, что когда-то ситуация изменится в лучшую сторону.

Леонид ФРАНЦЕСКЕВИЧ
Газета «Одесса-Спорт», № 48 (504) от 7 декабря 2010 года.

Добавить комментарий

Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *