Одесский музей получит «намоленную икону» — своего Тициана. И дело не в двухстах миллионах долларов

 Итак, картина "Портрет дожа Джироламо Приули" из Одесского музея Западного и Восточного искусства. Специалисты утверждают с очень высокой степенью вероятности, что эта картина может принадлежать кисти великого художника 16-го века Тициана.

В Одесский музей Западного и Восточного искусства картина была передана в 1949 году. В Эрмитаж она поступила в 1931 году из ленинградского антиквариата. На обороте картины сохранились наклейки, свидетельствующие о её пребывании в коллекциях кардинала Сильвио Валенти (Рим) и князя Кочубея. На оборотной стороне холста также имеется надпись T I Z I A N O. На картине итальянского художника 18-го века Дж.Паннини, изображающей интерьер римского дворца Гонзага, где находилась коллекция картин, отчетливо виден портрет дожа, перекликающийся с одесским. В изданном в 18-м веке каталоге коллекции Гонзага под номером, совпадающим с номером на наклейке, значится "Портрет венецианского дожа в манере Тициана".

В 1968 году картина была реставрирована в Центральных реставрационных мастерских имени Грабаря в Москве. Тогда была обнаружена надпись T.I над плечом дожа и установлено, что картина в своё время была обрезана по краям и приблизительно в 18-м веке сдублирована на новый холст. Исследовательский интерес к картине возникал несколько раз. В 60-70-е годы 20-го века её изучением занимался заместитель директора по научной работе Одесского музея Западного и Восточного искусства В.Д.Власов, получивший целый ряд сведений, которые позволили ему выдвинуть предположение об авторстве Тициана. В лаборатории Эрмитажа были проделаны рентгенологические и химико-техноогические исследования одесской картины. Атрибуция одесского специалиста обсуждалась коллегами. Мнения тогда разделились, и вопрос остался открытым. В 2009 году музей вернулся к вопросу об авторстве "Портрета дожа". Было установлено имя изображенного - Джироламо Приули. Благодаря поддержке председателя попечительского совета музея Юрия Маслова и председателя фонда "Музеи Украины" Олега Волощука музей смог существенно продвинуться в изучении проблемы авторства картины. В Национальном научно-исследовательском реставрационном центре (г.Киев) были проделаны рентгенологические исследования одесской картины, подтвердившие её принадлежность к живописи 16-го века и перекличку с некоторыми живописными приёмами Тициана.

В ходе специальной командировки сотрудницы музея в Государственный Эрмитаж она консультировалась с коллегами, и это позволило уточнить ряд вопросов, существенных для атрибуции картины, и позволяющих сделать вывод о высокой вероятности её принадлежности кисти Тициана. - Консультации, которые я получила, в некотором роде уникальны, -- рассказывает заместитель директора Одесского музея Западного и Восточного искусства по научной работе Людмила Сауленко. - Эрмитаж не работает с результатами анализа, который делали не они. Но вот заключение ведущего рентгенолога отдела экспертиз Эрмитажа, которая пишет, что сравнение этих результатов с эталонными рентгенами работ Тициана даёт возможность экспонировать картину как работу Тициана - под вопросом. Знак вопроса она ставит только потому, что рентгеновское исследование было выполнено не в Эрмитаже, хотя полностью доверяет результатам киевских коллег. Как сообщил директор Одесского музея Западного и Восточного искусства Владимр Островский, 18 декабря планируется провести выставку с рабочим названием "Шедевр из коллекции музея".

Это будет выставка одной картины. Выставка будет проходит максимум десять дней. Её откроют в Итальянских залах, непосредственно в том зале, в котором на стене висела картина Караваджо... Непосредственно у картины постоянно будет находиться наряд милиции. Картина будет ограждена леерами. Подойти к картине можно будет не ближе расстояния около трёх метров. Каждый вечер картина будет помещаться в фонды, а утром - возвращаться в экспозицию. В.Островский сообщил, что связывается с зарубежными музеями - с итальянскими, прежде всего - чтобы договориться о выставке. Скорее всего, это будет Миланский музей или, возможно, музей во Флоренции. Итальянская выставка, возможно, будет той точкой над | " которая укрепит всех во мнении, что Провидение послало нам такое прекрасное произведение, и нам удастся его до конца защитить, сказал В.Островский. Людмила Сауленко отметила,что музейный мир чрезвычайно осторожен, он очень неохотно меняет мнения.

Вопрос атрибуции, переатрибуции, особенно, когда это касается провинциальных музеев - это вопрос очень тонкий. По сути, мы сегодня находим картину для Европы. В. Островский сообщил, что получено согласие на приезд в Одессу крупнейшего специалиста по искусству эпохи итальянского Возрождения доктора искусствоведческих наук Виктории Марковой из Москвы. Её мнение об авторстве картины будет достаточно весомым.. Директор музея сравнил нынешнюю ситуацию с картиной Тициана (?) с той, которая была ранее с ныне печально известной "Взятие Христа под стражу" Караваджо. Многие десятилетия эта картина находилась в коллекции музея. Музейщики знали, что эта картина имеет высокий статус. Но обыватели - нет.

Но когда прежний директор музея Виктор Сергеевич Никифоров организовал выставки этой картины в Милане, в Мюнхене, в Испании, - тогда о картине заговорили, и "жирный вопрос об авторстве Караваджо стал постепенно истончаться и истаивать". Именно выставки в зарубежных музеях, на которые мы очень рассчитываем, дадут ту достаточно объективную информацию, которая позволит завершить процесс атрибуции картины. В.Островский сообщил, что с сентября нынешнего года Одесский музей Западного и Восточного искусства входит в Международный совет музеев и уже обратился официально туда для поддержки в определении авторства этой картины. Опыт подсказывает, что такого рода вопросы никогда не решаются в течение одного, двух, трёх, пятнадцати лет. Это процесс.

Подтолкнула ли кража картины Караваджо работу по атрибуции тициановской(?) картины? Это провокативный вопрос. Такого подталкивания конечно же не было. Но с другой стороны, отметил директор, у коллектива музейщиков высвободилось больше времени, чтобы посвятить его изучению собственно наших фондов, наших шедевров. Этот вопрос поднимался ещё четыре года назад. Мы гордимся тем. что нам удалось это сделать в этом году, сказал В.Островский. Если наш музей будет создавать резонанс, его трудно будет забыть властям, от него трудно будет отмахнуться. Мы будем просить, настаивать, чтобы нам выделяли деньги на ремонт. Потому что объективно говоря, внутри здания ремонт ещё не начинался. Теперь нам будет проще эти деньги требовать. - От того что эта картина Тициана, например, или нет, от этого мастерство художника при написании этой картины и век её написания не изменяется? - Есть такое понятие как "намоленная икона". Это психологический феномен, но он абсолютно точно существует. Это произведение всегда ценили сотрудники. Многие десятилетия экскурсоводы делали акценты в том числе и на эту картину. Для нас она всегда была важна. Но сегодня после всей этой информации я пришел посмотреть на нее и подумал: "Да, в ней есть что-то особенное!" Это не инсинуации. Просто мы теперь будем вглядываться с большим вниманием, с большим трепетом,- уверен В.Островский.

Борис Штейнберг,
журналист Для Интернет-газеты "Взгляд из Одессы"

    powered by CACKLE