Раду Поклитару завоёвывает одесского зрителя искренностью чувств

В один вечер театр "Киев модерн-балет" показал в Одессе два спектакля: "Палата №6" и "Underground". Происходило это на сцене Украинского театра имени В.Василько. В "Палате №6" - музыка эстонского композитора Арво Пярта, автором либретто, режиссёром-постановщиком и хореографом является Раду Поклитару, сценография Андрея Злобина, художник по костюмам Анна Ипатьева. сценография Андрея Злобина, художник по костюмам Анна Ипатьева. В спектакле "Underground" звучит музыка латышского композитора Петерикса Васкса.

Этот столичный театр уже три года является частным детищем мецената Владимира Филиппова, сейчас идут переговоры о придании театру статуса киевского городского или государственного. Филиппов уверен, что "если искусство будет обращать внимание на кризисы, оно прекратит своё существование". Творческой душой театра, в котором танцует 21 человек, является 37-летний Раду Поклитару. Уже десять лет он проводит свой эпатажный эксперимент, который в силу длительности самого процесса давно уже пора называть художественной линией творца (с маленькой буквы, хотя без того, который с большой, наверное, здесь тоже не обошлось).

О "Палате №6" Поклитару говорит, что это "спектакль о непонимании. О том, как часто непривычное трактуется нами как отклонение от нормы. Доктор, нашедший самого интересного собеседника в жизни в пациенте-сумасшедшем, сам воспринимается окружающими как сумасшедший. Тонкий, интеллигентный человек - он выходит за рамки привычного "нормального" круга общения и становится изгоем, окружённым лицемерной заботой, которая скрывает желание избавиться от раздражающего своей непонятностью человека".

И - о втором постановке: "Создавая спектакль "Underground" на музыку гениального латышского композитора Петериса Васкса, я вдохновлялся фразой Жана-Поля Сартра "Ад - это другие". Но этот балет не о библейском аде. Это рассказ о людях, загнанных в подземелье войной. Вынужденные находиться вместе в замкнутом пространстве, они доводят амплитуду своих эмоций до пиковых значений - любовь-ненависть, радость-отчаяние. Никто не знает - суждено ли им выйти на дневной свет. И именно поэтому их "сейчас" настолько важнее, чем их "потом".

Можно убедиться, что очень большое значение в постановках Поклитару имеют игры со светом, очевидно даже большее, чем игры с соитием на сцене, без чего зрителя тоже не оставляют. Самым же важным, по мнению режиссёра, является зрелище, которое должно захватывать. В исполнителе он в первую очередь ценит координацию и актёрскую эмоциональность. Если есть балетный класс - прекрасно, но это не основное.

- Сейчас не модно быть искренним, всё как бы с улыбкой, с ухмылкой, - говорит Раду, - А у нас всё - наизнанку.

Начало спектакля "Underground", вернее, момент, когда свет в зале только начинает гаснуть, становится для зрителя просто физически невыносимым: музыкальная частота очевидно подобрана таким образом, что человеку хочется выбежать из зала, чтобы избавиться от гнетущего ощущения, разрушающего тебя изнутри. А потом и на сцене рушатся две колонны, едва не пришибая находящихся там людей. Так достигается зрелищность и искренность чувств, проповедуемая Раду Поклитару.

Интересно, что Раду заявляет, что очень плохо разбирается в современном танце и вообще, мол, воспитан в ортодоксальной традиции: в 2001 году он окончил Пермское государственное хореографическое училище, а затем десять лет был артистом балета Национального академического Большого театра Республики Беларусь. В 1999 году он окончил Белорусскую государственную академию музыки по специальности "балетмейстер". В 2001-202 годах был главным балетмейстером Национальной оперы Молдовы. Сам уже не танцует. Хотя... Два года назад в Одессе пришлось выйти на замену артиста в своём спектакле. "Кто это поставил?!" - вопрошал после спектакля изнемогший Раду, на себе испытавший нагрузки, которые переносят его артисты.

Сегодня одесский зритель сможет продолжить знакомство с театром "Киев модерн-балет" в Украинском театре.

Борис Штейнберг
, журналист.
Специально для Интернет газеты "Взгляд из Одессы".

    powered by CACKLE