В Одесском оперном утверждают, что такая «Кармен» фактически запрещена законом

В Одесском оперном утверждают, что такая "Кармен" фактически запрещена закономМы уже сообщали о пресс-конференции известного одесского пианиста Алексея Ботвинова, претендующего на должность художественного руководителя Одесского национального академического театра оперы и балета, и фактически месяца два уже в этой должности находящегося.

Расскажем теперь подробней - с некоторыми комментариями - о творческих планах театра, о которых рассказал А.Ботвинов, и о его видении ряда проблем, раздирающих театр уже много месяцев. Нет никаких сомнений, что такой выдающийся музыкант, как Алексей Ботвинов, вправе претендовать на художественное руководство Одесским оперным. Но как совместить эту кропотливую повседневную работу с активными гастрольными выступлениями Ботвинова-пианиста, не будет ли мешать занятие художественным руководством этим выступлениям? На этот вопрос музыкант отвечает, что да, будет мешать, уже мешает. Но он постарается найти разумное решение, чтобы в первую очередь не страдала его работа в театре.

О премьерных планах театра на нынешний сезон. В ноябре зрители увидят детский балет Нино Рота "Айболит", хореограф Алла Рубина; в декабре - балет "Нуриев навсегда", хореограф Вакиль Усманов; в феврале 2010 года - опера-балет В.Губаренко "Вий", режиссёр А.Соловьяненко; опера Дж.Пуччини "Турандот", режиссёр Кристиан фон Гетц. Есть конкретные планы на год-два вперёд, всё уже договорено. У театра есть всё, для того чтобы занять передовые позиции в Украине, чтобы у него был авторитет в России, в Европе. - Эти все договорённости - на моих личных контактах,- рассказал Алексей Ботвнов и заявил, что если его в театре не будет, то и многое из задуманного осуществить не удастся. Интересно получается! Буквально те же слова говорил предыдущий директор и художественный руководитель театра Сергей Проскурня. Без него тоже многие планы Одесского оперного не осуществляться! Неужели это правильно, что от одного человека, каким бы замечательным организатором он не был, должна зависеть судьба театра? - спрашиваю Алексея Ботвинова.

Он отвечает, что такова театральная практика, что всё зависит от имени человека, который договаривается. Алексей Ботвинов заявил, что продолжаются попытки захвата здания Одесского театра оперы и балета со стороны группы лиц, в которую входят экс-директор театра Сергей Проскурня, его друг министр культуры и туризма Украины Василий Вовкун, польский импрессарио Здислав Супеж. Вокруг этого идёт настоящая война, в том числе, информационная. Поскольку, по мнению Ботвинова, Вовкуну не долго оставаться в кресле министра, ему нужен "запасной аэродром", и таковым они пытаются сделать Одесский оперный. Проскурню и Вовкуна, по словам Ботвинова, связывает общий бизнес, поэтому они так вцепились в Одесский оперный, пытаясь сделать репетиционной площадкой для своих антрепризных постановок. Им нужна дешевая рабочая сила из артистов Украины, Белоруссии, Польши. Это ошибочное направление, которое может привести к разрушению Одесской вокальной школы, считает А.Ботвинов. Подтвердил Алексей Ботвинов, что выдающийся польский режиссёр Кшиштоф Занусси не будет пока заниматься никакими постановками в Одесском оперном, виной тому - Проскурня и его люди.

Поскольку директор театра Анатолий Дуда постоянно настаивает на том, что театр будет верен классическим традициям, и Алесей Ботвинов с этим согласен, корреспондент Интернет газеты "Взгляд из Одессы" поинтересовался у Алексея Ботвинова: как в таком случае можно было приглашать для постановки классической оперы Кшиштофа Занусси, человека, который открыто заявляет, что опера как таковая умерла лет семьдесят назад? Или театр пытался гнаться за громким именем всемирно известного кинорежиссёра? Алексей Ботвнов ответил, что взгляды Занусси на оперу совершенно не помешали бы тому работать в Одесском оперном, и ему была бы предоставлена полная творческая свобода. Был задан Алексею Ботвинову вопрос о том, собирается ли театр показывать оперу "Кармен" в постановке, которая была осуществлена при Сергее Проскурне? Последовал ответ, что в таком виде "Кармен" в Одесском оперном идти не будет.

Во-первых, к спектаклю есть определённые претензии профессионального плана. А во-вторых - и это самое главное - в том спектакле "Кармен" ведётся открытая "пропаганда кокаина и наркотиков", а подобное в нашей стране запрещено законом. Алексей Ботвинов говорил о "пропаганде наркотиков", сохраняя настолько серьёзный вид, что подумалось, будто он...шутит. Ну не хочется показывать зрителям удачную постановку времен Проскурни, которая, к тому же, может дать театру прекрасную финансовую выгоду, потому, мол, в шутку говорится о пропаганде наркотиков. Переспрашиваю Ботвинова,: не пошутил ли он, говоря о "пропаганде наркотиков!? Нет, не пошутил, ответил А.Ботвинов и в доказательство был готов даже видеозапись того спектакля показать. Да, с таким прямолинейным подходом к произведению искусства впору едва ли не всю классическую литературу прихлопнуть. "Преступление и наказание"? - "Пропаганда убийств ради наживы", "Ромео и Джульетта"? - "пропаганда суицида", "Пиковая дама" и "Игрок"? - "Пропаганда самого большого современного отечественного греха - страсти к азартным играм".

А вообще-то, великие произведения, великие персонажи и роли - "Кармен" и Кармен в их числе - обладают какой-то чудодейственной силой. Вот что говорила в одном из интервью солистка Большого театра, народная артистка России Нина Теретьева: "Существуют роли, способные нанести вред духовному состоянию актёра, который, отождествляясь со своим персонажем, может подсознательно заимствовать у него те или иные настроения, состояния, качества характера. Я, например, по этой причине всегда отказываюсь от роли Кармен, несмотря на великую музыку, которая её сопровождает.

Для меня в образе Кармен присутствует нечто отталкивающее, порочное, и исполнение этой партии я считаю далеко небезобидным". Такое признание надо уважать. Как и признание невозможности осилить великую роль из-за некоторых своих мировоззренческих позиций. А вот Екатерина Цымбалюк и Ирина Петрова в июле на сцене Одесского оперного блестяще, со всей энергией молодости слились с образом Кармен. Не в этом ли, а не в надуманной и притянутой за уши "пропаганде наркотиков" и есть истинная причина нынешнего запрета "Кармен" на сцене Одесского национального академического театра оперы и балета?

Борис Штейнберг, журналист.
Специально для Интернет газеты "Взгляд из Одессы".

    powered by CACKLE