Современное искусство strikes back

Современное искусство strikes back Ко Дню города, к столетию открытия «Салона» Издебского, в Одессе было представлен новое выставочное пространство «Арт-Центр». Первым проектом центра стал «Odessa Grows Up». Участниками проекта стали до 20 художников и скульпторов Одессы, почти все из них уже известны широкой публике.

Что и говорить – название проекта претенциозно, но оно полностью оправдывается объемом нового выставочного комплекса и уровнем художников-хедлайнеров проекта. Известный одесский ресторатор Савва Либкин написал в своем блоге: «Заметно, что устроители были в знаменитой Tate Modern в Лондоне. Там, правда, с экспонатами пошикарнее будет, но я понимаю, что открытие, в большей степени, касалось только помещения галереи».

Действительно, выставочное пространство начинается в первую очередь с пространства, с того, в какие условия и какой контекст будут помещены работы художников. Первое, что потрясает – объемы. Прошлая попытка повторить опыт Пинчука (Сигурд-Холл на Французском бульваре) была все-таки скромнее, хоть и поинтереснее в плане экшена. За площадь галереи нужно сказать спасибо или поставить плюс одесскому бизнесмену Александру Коробчинскому. Ранее я не слышал о нем как о меценате или спонсоре культурной прослойки нашего города, но такой подарок ставит его на один уровень с таким любителем современного искусства как Вадим Мороховский. Председатель правления банка «Пивденный» еще несколько лет назад открыл Музей Современного Искусства Одессы – сегодня там собраны «классические» работы одесских авангардистов, и в то же время активно выставляются молодые художники.

Был г-н Мороховский и на открытии центра Коробчинского – поздравил давнего знакомого и подарил картину в коллекцию арт-центра.

Арт-центр двухэтажный – в подвале, через который провели гостей, представлены граффити. Некоторый из них выполнялись в присутствии гостей и журналистов. Операторов, истосковавшихся на пресс-конференциях и заседаниях комиссий, рисующие подростки очаровали. Оформляли подвал арт-центра Монар «СЕ», Мунтян «РИС» Александр, Леша Пульс, Евгений Соловьев, «SEV29» и Максим «TicTac!».

Также представлены фотоработы Катерины Блажиевской и скульптуры Евгения Лелеченко. «Подвальные» работы Лелеченко напоминают экспрессионизм – форма разорвана и незакончена, из скульптур выпирают детали, смысл которых неясен. Его работы на втором этаже, например «Торсы» более традиционны, от экспрессии остается только неотъемлемая незавершенная пластика тел. Еще один скульптор, представленный в проекте это Серафим Чаркин-младший. Женские образы его скульптур безупречны, любование ими – удел ценителя как идеализированного женского тела, так и любителя скульптурной «классики».

Еще один ценитель женской красоты – Арсен Челидзе. На выставке представлен циклом портретов женщин. На портретах нет лиц, но всегда есть ноги и поза. В каждой нарисованной женщине говорит не лицо, не глаза и не улыбка – говорит ее поза. Положение ее ног, рук, изгиб тела – вот тот язык, по которому Арсен распознает женщин. Ведь изгиб ноги и жест ладонью может зачастую сказать больше, чем глаза. Тем более, тело не врет.

Когда мы поднимаемся на второй этаж – с лестничного пролета смотрит картина Александра Ройтбурда «О вращении небесных сфер (посвящение Копернику)». Картина смотрится удивительно к месту – глаза, превращенные в телескопы уставились на проходящую под ними толпу, фигура Коперника слегка склонилась, будто здороваясь с пришедшими. Концентрические овалы создают ложную глубину пространства. Пародия на глубинную перспективу создана  на небольшой картине. Не побоюсь сравнения с черной дырой, которая способна втянуть тело любого размера в себя, будучи небольшой в размере.

На втором этаже сразу бросаются в глаза работы Виталия Парастюка – живопись напоминает мне, испорченному по-видимому образованием, нео-климтщину. Возможно, виной тому сумбурные орнаменты, перемежаемые с темными тонами.

Работы еще одного одесского художника Дмитрия Сытникова напомнили мне мультфильм «Желтая подводная лодка». Но это не окончательный вердикт – просто на его нескольких работах изображены английские бобби, много синего цвета, а основным средством воздействия вроде бы выступает ирония и абсурдизм. Бобби с бананом руках, как в старом анекдоте: «Говорите громче, у меня банан в ухе».

Удивили работы Сергея Лыкова. Он также не удержался от искушения и написал цикл картин «Караваджо и театр Но». На одной из картин цикла, представленной в Арт-Центре, нет ни масок, ни традиционных японских музыкальных инструментов – только рукоятка меча. Удивил стиль этой и других работ. Я был знаком с картинами Лыкова только по циклу «Ловцы снов». Если вы такой же ограниченный как и я – посмотрите как Сергей Лыков может рисовать по другому, но не менее загадочно.

Настоящим праздником для глаз стали ковры Леси Вербы – произведения искусства вышиты на огромных  кусках атласа. Один только заяц в темных очках и черными кучерявыми волосами, отдаленное напоминающими еврейскую растительность, чего стоит. В зубах заяц сжал сигару, а в лапе – бутылку. Называется работа «Только заинька был паинька».

Презентация центра прошла успешно. Теперь главное не загнуться, как это, по всей видимости, произошло с арт-центром «Сигурд-Холл».

Михаил Штекель, Odessa Daily

    powered by CACKLE