Возрождение Одесской оперы перечеркнули?

 На площади перед Одесским оперным, 16 августа, накануне первого спектакля нового сезона раздавали текст Открытого обращения представителей украинской творческой интеллигенции к Премьер-министру Украины Юлии Тимошенко. Это обращение касается снятия с должности генерального директора- художественного руководителя Одесского национального академического театра оперы и балета Сергея Проскурни.

В нём в частности говорится:

«Украинская творческая интеллигенция настойчиво просит Юлию Владимировну вмешаться в ситуацию. Увольнение с должности руководителя Одесской оперы известного театрального режиссёра и театрального продюссера, фестивальмейкера Сергея Проскурни на основании сфабрикованных свидетельств отдельных работников театра, которых не уполномочивал на это коллектив Одесской оперы, расценивается теми, кто подписал обращение, как отсутствие ответственности за украинский театр в частности и украинскую культуру в целом.

Предоставление в 2007 году театру статуса Национального давало надежду, что начнётся новая веха в истории украинской театральной формации. А назначение Сергея Проскурни руководителем театра подтверждало, что эти надежды на серьёзные сдвиги в украинском классическом искусстве не были напрасными. Наконец-то Украины могла стать гостеприимной сценой для лучших мировых постановок, режиссёров, вокалистов, актёров, работников балета. При этом украинские исполнители могли бы вернуться на отцовскую сцену, которая, к сожалению, на протяжении многих лет одних выбрасывала в творческую эмиграцию, других - благославляла нищенскими зарплатами и творческими амбициями.

Украинская громада, наблюдая 80 дней Проскурни в Одесской опере, наконец-то увидела ренессанс этого театра. Это не только "Парад дирижёров",собравший шестнадцать лучших дирижёров с Украины, Голландии, Германии, Польши, России. Это не только концерты финалиста Международного конкурса ВВС контртенора Юрия Миненко. После полупустых залов в Одесской опере  забурлила  настоящая театральная жизнь.

Подлинным явлением для украинских театралов стала постановка "Кармен" Берта Бийнена, в которой приняли участие, как солисты Национального театра, так и и студенты Музыкальной академии. Триумф и переаншлаг - вот основные свидетельства успеха "Кармен" на одесской сцене. А ещё - предложения от лучших европейских оперных театров об осенних и зимних гастролях Одесского театра с операми "Дон Жуан" и "Кармен", балетами "Спящая красавица" и "Щелкунчик". Но сегодня все эти планы практически сорваны. А это, как минимум, международный скандал, как максимум - необратимость стагнации и ощущение неконкурентоспособности украинского театра. Ведь части коллектива Одесской оперы, которой поверили Вы, Юлия Владимировна, говорится в обращении, лучше и спокойней тлеть по "коррупционным схемам", чем возрождать Одесскую оперу в качестве одного из центров европейского оперного искусства.

К сожалению, прикрываясь Вашей подписью и Вашим именем, возрождение Одесской оперы перечеркнули. Украинской Опере, Украинскому Балету, Украинскому Театру отказано в жизни?! Украинские артисты, режиссёры, дирижёры, композиторы, театральные деятели услышали приговор о профнепригодности. Неужели мы должны поверить, что театральные реформы, направленные на возрождение позиций украинского театра в мировом контексте, невозможны, потому что нынешняя государственная политика поддерживает лишь законсервированность и оторванность от мировых процессов развития культуры? А ещё как должное воспринимает украинофобство "театральных политиков", которые Сергея Проскурню обвиняли в "бандеровщине" и "украинскости"?

Нет, мы вынуждены бить в набат, обращаться к вам с просьбой прекратить игру в двойные стандарты, которую разыграли в стенах Одесской оперы, определить приоритеты украинской культуры, обратив внимание на слово украинской творческой интеллигенции. Подписью Премьер-министра пытаются обеспечить себе "мошенничество в законе" те. кто инициирует увольнение директоров во время аудиторской и прокурорской проверок, которые продолжаются.
Подписавшие обращение представители творческой интеллигенции просят Юлию Тимошенко выслушать не только позицию части коллектива, заангажированной в финансовых злоупотреблениях и политиканстве, а и всего коллектива Одесского национального академического театра оперы и балета и принять решение, которое бы не противоречило государственной политике и общечеловеческим ценностям и морали».

Открытое обращение к Премьер-министру Украины подписали Андрей Критенко - режиссёр, доцент Государственной высшей школы музыки и исполнительного искусства (Штутгарт, Германия), Виктория Лукьянец - народная артистка Украины, облательница гран-при Международного конкурса имени Марии Каллас и многих престижных мировых конкурсов вокалистов (Вена, Австрия), Дмитро Стус - литературовед, лауреат Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко (Киев), Андрей Мусорин - заслуженный артист Украины, мастер сцены Одесского национального академического театра оперы и балета, заведующий отделением хореографии Одесского училища культуры и искусств имени Константина Данькевича (Одесса), Тарас Федюк - поэт, президент Ассоциации украинских писателей, лауреат Национальной премии имени Тараса Шевченко (Киев), Мария Гудыма - член Национального союза театральных деятелей Украины и Национального союза журналистов Украины, театральный критик (Одесса), Юрий Макаров - шеф-редактор еженедельника "Украінський тиждень" (Киев) и многие другие представители украинской творческой интеллигенции.

    powered by CACKLE