Евреи Одессы готовятся к празднику Йом — Кипур

   Евреи Одессы готовятся к празднику Йом - Кипур Вечером 8 сентября на еврейском календаре наступит 10 число месяца тишрей и начнется праздник Йом-Кипур. Через десять дней после праздника Рош-Ашана наступает черед нового праздника -- Йом-КипУра (вообще в осеннем месяце тишрЕй праздники следуют один за другим, а всего осенью их 4). Обычно слово «Йом-КипУр» переводят как «Судный день», (например «Война Судного дня»), однако Судным является совсем другой день, точнее дни. Всевышний судит этот мир 1 и 2 тишрея, в дни Рош-Ашана, а затем нам дается время на исправление (ведь если судить по справедливости, то для каждого из нас приговор окажется несовместимым с жизнью).

В десятидневный период от Рош-Ашана до Йом-Кипура (т.н. «Грозные дни» или «Дни трепета») мы пытаемся все-таки пробудить милосердие Всевышнего и упросить его даровать нам жизнь (судя по демографическим сводкам, а также пробкам и общественному транспорту в часы «пик», нам пока это удается). Так что Йом-Кипур это не «Судный день», а скорее «День рассмотрения Высшим судом кассационной жалобы». Или, если хотите, можно переводить это название как «День Искупления».

     Еще одно название праздника -- «шабат шабатон», т.е. «суббота суббот». Помимо обычных субботних запретов, вроде запретов на работу, включение-выключение огня и света, использование денег и т.д., на время Йом-Кипура действуют пять дополнительных запретов. В течение этого дня:

     — запрещено умываться (даже холодной водой. И только после посещения туалета омывают кончики пальцев);

     — запрещено использовать парфюмерию;

     — запрещены интимные отношения;

     — запрещено носить кожаную обувь;

     — запрещено что-либо пить или есть (т.е. люди соблюдают строжайший пост в течение суток. Примечание: если человек болен, то запрет отменяется. То же самое касается детей, беременных женщин и рожениц).

     Вообще, целью поста в Йом-Кипур является вовсе не желание уморить человека голодом, а намерение не отвлекать его от мыслей о раскаянии, поэтому перед Йом-Кипуром рекомендуется хорошо поесть. Еврейские мудрецы даже говорили, что тот, кто накануне Йом-Кипура хорошо поел, как будто дважды провел Йом-Кипур, т.к. сытый желудок не отвлекает владельца от мыслей о Главном).

     Кроме того, Йом-Кипур -- один из четырех дней в году, когда в синагогах читают специальную поминальную молитву «Изкор» (ударение на «И»), в которой молящийся просит Всевышнего дать душе умершего покой, Б-жественный свет и место среди душ праведников.

     В Йом КипУр принято надевать белую одежду, символизирующую чистоту помыслов и делающую людей похожими на ангелов. Нужно помнить, что в этот день прощают грехи только по отношению к Б-гу. Прегрешения, совершенные по отношению к людям, могут простить только они.

     Накануне Йом-Кипура принято совершать обряд искупления — «капОйрес». Каждый мужчина приобретает живого петуха, а женщина — курицу. Если невозможно достать петуха, разрешается приобрести гуся или других кошерных птиц, животных и даже рыб. В самом крайнем случае можно провести капойрес «на деньги», взяв сумму равную стоимости петуха или курицы, хотя с птицей все-таки лучше.

     Взяв птицу в правую руку, читают установленный мудрецами текст, а затем вращают ею над головой, говоря: «Это — моя замена, мой заместитель, мое искупление. Этот петух умрет, а мне предстоит долгая, добрая и мирная жизнь». Эти слова произносятся трижды. После этого петуха/курицу режут, а мясо отдают бедным людям (или продают птицу, а ее стоимость отдают на благотворительность). Но не следует думать, что тому, кто совершает капойрес, прощаются все грехи. Слово «искупление» нужно понимать как «замену вместо меня в качестве выкупа», то есть, как бы вместо нас умирает петух.

     Также в день предшествующий Йом-Кипуру принято просить раввина общины кусочек лЕйках (медового пирога), и затем кушать его, желая друг другу «Лешана това у-метука!» («Доброго и сладкого года!»). Смысл этой традиции в символическом пожелании: если нам в следующем году и придется протягивать руку за подаянием, то пусть нам смогут помочь не посторонние люди, а близкие (чтоб не пришлось стыдиться), и уж если нам придется просить, то пусть это будет лейках, т.е не кусок хлеба, необходимый для выживания, а медовый пирог -- вещь явно не первой необходимости.

     И последнее замечание, для лучшего понимания происходящего: десятидневный срок для исправления Всевышний отпускает евреям (у Него с нами особые счеты). Остальным народом для исправления дается три недели, вплоть до дня Ѓошана-раба (21 тишрея).

     Некоторая информация о празднике содержиться в приложенном файле, ну а если вас заинтересует информация дополнительная - будем рады вам помочь, вплоть до самого наступления праздника (08.10.2008,  

     Накануне праздника, 8 октября в 06.00 во дворе еврейской школы на ул. Водопроводной, 13 пройдет церемония "капойрес".

     По окончании утренней молитвы (примерно 09.00) в синагоге на ул. Осипова, 21) будут раздавать медовый пирог (леках). Тогда же, наверное и можно будет побеседовать с раввином, будет такое желание возникнет.

Об этом редакции интернет-газеты "Взгляд из Одессы" сообщил пресс-секретарь еврейской общины Одессы Болеслав Капулкин

 

    powered by CACKLE