В Одессе готовятся праздновать Еврейский Новый Год Рош Ашана

В Одессе готовятся праздновать Еврейский Новый Год Рош АшанаУ евреев летоисчисление ведется с момента основания мира и в ближайшие дни мир вступит в 5769 год существования, причем новогодний праздник соответствует шестому дню Творения, когда был создан первый человек — Адам. Название «Рош Ашана переводится с иврита как «голова года» и празднуется два дня подряд, первого и второго числа еврейского месяца тишрЕй. Поскольку еврейский календарь — лунно-солнечный, то даты в нем немного «плавают» относительно привычного нам календаря. В этом году 1 и 2 тишрЕя придется на 30 сентября и 1 октября (нужно помнить, что у евреев день начинается с вечера предыдущего дня, так что новогодние празднования начнутся вечером 29 сентября).

Но Рош Ашана – это не просто старт нового календарного сезона. Это еще и День Суда над всеми обитателями Вселенной. В этот день определяется, что произойдет с человеком в течение наступающего года. Еврейские мудрецы говорили: «Три книги открывает Б-г в Рош Ашана: одну для злодеев, другую для праведников и третью для обычных людей. Праведникам немедленно подписывают и скрепляют печатью решение о продлении жизни, злодеям – смертный приговор, а дела всех остальных людей откладываются до Йом КипУра. Раскаявшихся ожидает жизнь, нераскаявшихся – смерть». Причем в Рош Ашана не определяется попадет ли человек в рай или же в ад, а только его судьба в этом мире и на этот год.

Накануне праздника принято просить другу у друга прощения за все обиды нанесены даже случайно в прошлом году.Традиционно евреи начинают отмечать праздник в синагоге, где после вечерней молитвы говорят друг другу «ЛешАна товА тикатЕв ветехатЕм!» то есть «Желаю тебе, чтобы Всевышний записал в Книгу Жизни, что у тебя будет счастливый год и скрепил эту запись печатью!».

После этого все расходятся по домам, где их ждет праздничная трапеза с традиционными символическими блюдами. В этот вечер едят сладкие яблоки, которые окунают в мед (чтобы год был сладким) и рыбью голову (чтобы в этом году быть как голова, а не хвост). Так же желательно, чтобы на столе стояло как можно больше сладостей и ничего соленого, кислого и острого.

В каждый из двух дней евреи собираются в синагоге чтобы послушать звук шофАра — бараньего рога, чей резкий трепещущий звук должен пробудить в сердцах раскаяние.В один из дней праздника совершают церемонию «ташлих». Спускаются к какому-либо водоему – реке, озеру, морю (туда, где живет рыба, хоть к аквариуму, но приятнее все-таки к морю) и стряхивают края одежды, как бы сбрасывая грехи в воду. Этот обычай подтверждается словами пророка Нехемии: «Вытряхнул я полы свои и сказал: «Так вытряхнет Б-г каждого».

Тем самым, как бы показываем всем, что избавляемся от груза и тяжести всех своих грехов и дурных поступков. Это церемония «облегчения совести» называется «ташлих», что значит «ты сбросишь», а позаимствовано название из предсказаний пророка Михи: «И ты сбросишь все наши грехи на дно самого глубокого моря».

Первые десять дней месяца тишрей особенные и называются на иврите «Ямим нораИм» — «Дни трепета» или «Грозные дни». Ничего общего с «Днями окаянными» Бунина здесь нет. «Грозные дни» («ямим нораим» на иврите), они же «Дни трепета», они же «Десять дней раскаяния» — это период от праздника Рош ѓа-Шана до Йом Кипура. А название этих дней напоминают человеку об их значении – это время между двумя днями суда, между Рош ѓа-Шана, когда выносится приговор, и Йом Кипуром, когда на вынесенном приговоре ставят печать.

Ну а наследующий день после праздника евреи постятся (Пост Гедальи). Пост был установлен мудрецами после смерти Гедальи, сына Ахикама, последнего правителя Иудеи, убитого Ишмаэлем, сыном Нетаньи. Вообще-то Гедалья был убит второго (или первого) тишрея, но поскольку в праздник нельзя поститься, то пост начинается после Рош ѓа-Шана.

Пост продолжается от восхода солнца до появления первых звезд, и все это время воздерживаются от любых еды и питья. В этом году пост продлиться 2 октября с 05.28 утра до 19.05 вечера.

Об этом сообщает Odessa Daily со ссылкой на пресс-секретаря еврейской общины Одессы Болеслава Капулкина.

    powered by CACKLE