Одесские СМИ: Самая свободная зона

 Во вторник, 18 октября, на саммите глав правительств в Санкт-Петербурге был неожиданно подписан договор о зоне свободной торговли между странами СНГ.

ПРОЧНО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ

Такой договор, если кто забыл, один раз уже был подписан в 1994 году, но не ратифицирован несколькими участниками соглашения. В том числе и, в первую очередь, Россией.

Все эти годы страны, заинтересованные в режиме свободной торговли, и в первую очередь Украина, пытались оживить мертвый документ, освободить его от изъятия целой группы товаров, внедрить механизмы арбитража для разрешения торговых конфликтов и в случае расхождений в толкованиях документа.

Для всех государств СНГ, кроме России, зона свободной торговли означала больший доступ для их товаров на самый объемный и близкий рынок, возможность кооперации с предприятиями бывшего СССР, восстановление производственных связей, о которых двадцать лет трубили и трубят сторонники так называемой интеграции.

Зона свободной торговли, в сущности, и есть торговая интеграция. Если бы договор 1994 года действовал, как было задумано, без изъятий и ограничений на перемещение через границы большинства услуг и товаров, выгоду получили бы все, а рост ВВП независимых государств нельзя было бы даже сравнить с нынешним.

Говорят, история сослагательного наклонения не знает. Это правда. Но не знает его и экономика. Никакой свободы нельзя было ожидать там, где производство и торговля напрямую обслуживают интересы политиков. После распада СССР «удельные князья» пустились во все тяжкие для утверждения собственной, а не государственной независимости. Одновременно с диким капитализмом расцвел такой же дикий и необузданный протекционизм.

Плодами его, по понятным причинам, могла преимущественно пользоваться Россия, страна, которой в наследство от Советского Союза досталась, в частности, система кровообращения промышленности соседних стран и сама «кровь» — энергоносители. О какой зоне свободной торговли в полном объеме могла идти речь, когда все вопросы на первых порах решались любимым жестом Ельцина — имитацией перекрытия нефтяного или газового вентиля?

С течением времени надобность в таких жестах у президента великой страны исчезла. Его заменили законы, позволяющие правительству вводить ограничения на ввоз и вывоз товаров, устанавливать по своему усмотрению барьеры в виде таможенных сборов и пошлин. Справедливости ради надо признать, что такими инструментами пользовались все государства СНГ. Но ни у одного из них не было таких рычагов, как «Газпром» или ограничение (а то и закрытие) доступа на практически необъятный российский рынок.

Россия при этом свои возможности использовала не только для защиты отечественного производителя или наполнения бюджета. При обострении политических отношений с соседними странами качество «братских» товаров переставало соответствовать санитарным нормам, техническим условиям и регламентам, установленным в Российской Федерации. В отдельных случаях по группам товаров проводились антидемпинговые расследования и вводились предупредительные квоты.

Украинцы такую «свободу торговли» ощутили в полной мере. Производители металлопроката, «большой химии», кондитерских изделий, мясо-молочной продукции от российских «защитных мер» понесли огромные и до конца не просчитанные убытки.

Еще большие убытки понесли страны, где экспорт определенных товаров был полностью или преимущественно ориентирован на российский рынок. Так, в «приднестровском» вопросе на Молдову из Москвы давили запретом ввоза «некачественных вин» и фруктов. А конфликт с Грузией, который закончился войной, сопровождался отказом от грузинского вина и «Боржоми».

Торговая дискриминация со стороны «братьев» не минула даже Белоруссию, составляющую вместе с Россией Союзное государство и входящую во все предложенные Москвой «интеграционные» объединения — Таможенный союз, Единое экономическое пространство и Евроазиатское экономическое сотрудничество. Кстати, белорусский пример («молочная» и «газовая» войны) раскрывает настоящую цель трех союзов. Это не экономическое сотрудничество.

ЗАЧЕМ КОЗЛУ ОГОРОД?

Но что же это тогда? Зачем с упорством маньяка российская дипломатия в конце прошлого года, в мае нынешнего и теперь, в октябре, собирает на саммиты начальство высшего уровня из стран СНГ, заставляет возвращаться к нереальному проекту? После того как в Петербурге главами правительств восьми стран (Армении, Белоруссии, Молдовы, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Украины) была подписана новая редакция договора о создании зоны свободной торговли, что сразу стало известно о сути документа?

Правильно. Суть «новой» зоны свободной торговли в том, что сохраняются старые изъятия. Свобода торговли не касается российских энергоносителей, металлопроката и группы необъявленных товаров. Великая страна получает привычные преимущества, а младшие партнеры, в том числе Украина, подтверждают подчиненное положение в торговле с Россией.

Единственной новеллой в заключенном восемью странами договоре являются механизмы арбитража и разрешения конфликтов. Но процедура создания соответствующего суда СНГ и формирования комиссии для разрешения споров подробно не прописана. К тому же в случае торговых споров обращение сторон в суд и в комиссию носит не обязательный, а добровольный характер.

Если заключенный в Петербурге договор пройдет ратификацию в парламентах всех восьми государств, зона свободной торговли стран СНГ заработает с 1 января 2012 года. Но смею предположить — проработает до первой торговой войны, а может быть, не доживет и до нее. Так что сторонникам евроинтеграции Украины беспокоиться не о чем. Углубленной зоне свободной торговли Украины с Евросоюзом зона свободной торговли СНГ не мешает ни в какой степени. А заявление Ющенко, что на одной территории нельзя быть двум свободным зонам торговли, — чистая пропаганда.

Такой же пропагандой является поток информации о том, что со временем аморф-ный договор, подписанный в Петербурге, наберет силу, список изъятий товаров сократится, украинские товары получат свободный доступ на братский рынок, а товарооборот Украины со странами СНГ вырастет в разы.

Этого не произойдет хотя бы потому, что мировая рецессия в полной мере затронула экономики стран Содружества, и российскую экономику в частности. Объем рынков там сокращается, и допускать в этих обстоятельствах к себе чужаков нет никакого смысла. Впору не отменять старые, а создавать новые барьеры. Учитывая психологию российских лидеров, можно не сомневаться, что так они и поступят.

Зачем в таком случае зона свободной торговли Путину? А для того же, для чего нужен ему Таможенный союз, Единое экономическое пространство и ЕвроАзЭс. Опутывая обязательствами и договорами осколки СССР, новый «собиратель русских земель» намеревается воссоздать и лично возглавить воссозданную империю. Комментировать такое намерение бессмысленно. Здесь нужен не обозреватель, а психиатр.

Другое дело, зачем никчемная зона свободной торговли срочно понадобилась Азарову с Януковичем? Еще в мае в Минске украинская делегация бежала от этого документа, как черт от ладана. Что же изменилось? А изменилось то, что донецкая власть, построив фундамент авторитарного государства и запугав до смерти граждан собственной страны, оказалась в международной изоляции. И до тех пор пока четвертый президент держит в тюрьме лидеров оппозиции, разговаривать с ним порядочные люди не будут.

Приходится строить зону с непорядочными, деться некуда.

Леонид ЗАСЛАВСКИЙ.
http://yug.odessa.ua

Добавить комментарий

Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *