Их вклад бесценен: первый украинский космический шпион
Сегодня в рубрике
С 3 по 19 июля 1974 года Павел Попович совершил свой второй космический полет в качестве командира космического корабля «Союз-14» и орбитальной станции «Салют-3». Это был первый полет на орбитальной станции, носивший чисто военный характер. Полет продолжался 15 суток 17 часов 30 минут 28 секунд.
Орбитальная пилотируемая станция «Салют-3»
«Салют-3» — орбитальная станция военного назначения (конструкторское бюро Челомея), разрабатывалась по программе «Алмаз» для фототелевизионного наблюдения за поверхностью Земли. Была выведена на орбиту ракетой-носителем «Протон» 26 июня 1974 года. Станция «Салют-3» была рассчитана на полет двух космонавтов.
Вслед за станцией «Салют-3» 3 июля стартовал пилотируемый транспортный корабль «Союз-14» с космонавтами: командиром корабля полковником Павлом Поповичем и бортинженером подполковником Юрием Артюхиным (позывные «Беркуты»). Они успешно провели стыковку, и перешли на борт станции.
Теперь у Советского Союза была орбитальная космическая станция более совершенной конструкции, нежели предыдущие. В ней более рационально были использованы внутренние помещения, усовершенствованы ряд систем и аппаратура для выполнения запланированных научно-технических исследований и экспериментов. Характерными особенностями данной станции являлись более точная система ориентации и использование солнечных батарей, панели которых, поворачиваясь относительно ее корпуса, могли устанавливаться под оптимальным углом к Солнцу. Благодаря этому обеспечивалось получение максимальной электроэнергии без нарушения заданной ориентации станции в пространстве.
«Салют–3» была послушнее в управлении. Она точнее держала заданное положение и в ней было больше автоматики. Многие научные эксперименты и наблюдения могли производиться без космонавтов. Аппаратурой управляли в этом случае радиосигналы с Земли и программы, заложенные в автоматы. Результаты наблюдений и экспериментов передавались на Землю по радио.
Часть бытового помещения занимал комплексный тренажер, состоявший из бегущей дорожки типа движущейся ленты транспортера и специальных нагрузочных костюмов с вшитыми в них эластичными резиновыми шнурами, создававшими во время бега нагрузку на все тело и на отдельные группы мышц. В жилых помещениях станции имелся богатый выбор питательной пищи и напитков, которые можно было подогревать на электрической плите. Здесь также находились радиоаппаратура, печатающий на ленту телеграфный аппарат и небольшая библиотека.
Научные будни на станции
Станция «Салют 3» была запущена с целью продолжения медико-биологических исследований, получения данных для решения народнохозяйственных задач и проверки работоспособности новых элементов конструкции и оборудования на борту станции.
Во время экспедиции космонавты выполнили сложнейшие работы, позволившие оценить преимущества и недостатки функционирования космического наблюдательного пункта и место человека в решении военных задач и, прежде всего, разведки наземных объектов из космоса.
Команда «Алмаза» работала слаженно: ни разработчики, ни смежники, ни космонавты не подводили друг друга, благодаря чему и полет, и послеполетные работы были выполнены практически без замечаний. Павел Попович, всегда не унывающий, сыплющий остротами, сильный духом, прекрасно работал со своим напарником – немного замкнутым, молчаливым и вдумчивым Юрием Артюхиным.
По целеуказаниям из Центра контроля Попович проводил эксперименты по поиску, обнаружению и распознаванию американских космических аппаратов, в частности осуществил «визуальный перехват» станции «Skylab».
Режим работы у экипажа был очень жесткий. Приходилось отдыхать по очереди, урывками, производить съемки объектов в разное время дня и ночи, так как работать приходилось по разным странам в условиях различной облачности и освещенности. Фотосъемка объектов производилась поочередно 14 фотоаппаратами. И их надо было регулярно перезаряжать. Попович вспоминает: «Мы с Юрой разделили: каждому по семь аппаратов. Так вот, выключили мы свет и начали. С задачей справились, но намучились, правда. Положили отснятые материалы в возвращаемую капсулу, а недоснятые куски сматывали с катушек и бросали. Включаем свет. А вокруг рой пленки! Казалось, она заняла все свободное пространство. А пленка тогда была горючей. Одна искра – и такой пожар будет... Пришлось вручную скручивать пленку в плотные рулончики…»
Не обошлось и без других непредвиденных ситуаций. На третьи сутки вдруг раздалась сирена, к которой подведены датчики, информирующие о жизненно важных параметрах: давлении, напряжении в сети, концентрации углекислого газа и других. Космонавты отключили сирену и бросились выяснять причину. Все оказалось в норме. Только легли отдыхать – она включилась вновь. И опять все оказалось в норме. После третьего подъема Павел Попович взял два провода и сделал короткое замыкание: сирена вырубилась навсегда и больше не мешала, но до конца полета у космонавтов было ощущение постоянной тревоги: ведь если что случится – сирена не сработает.
Произошла серьезная неприятность с баллистической капсулой. Согласно программе полета, Попович и Артюхин должны были провести эксперимент по перемещению в невесомости массивных грузов. В качестве груза взяли капсулу, так как ее масса составляла 360 килограммов. Вытащили ее с помощью манипуляторов из гнезда и толкнули вдоль станции. «И она потихонечку поплыла, – рассказывает Попович, – но как ее остановить? Она же круглая, без ручек, схватиться не за что… В борт врежется – пробьет насквозь, масса-то огромная. Я тогда поднырнул под капсулу и, упираясь, цепляюсь за все, что попало. Остановил, когда примерно сантиметров 20 до стенки оставалось. А иначе проломило бы борт».
Программа полета предусматривала не только военно-прикладные, технические и научные эксперименты, но и дегустацию нового бортового питания. Попович и Артюхин должны были пробовать новые продукты и записывать свои впечатления. Новое питание оказалось настолько хорошим, что его съели очень быстро, написав лаконично: «Понравилось все».
Для изучения распределения аэрозольных частиц в земной атмосфере на станции использовался спектрограф; продолжались эксперименты по выращиванию культур бактерий и опробование установки для регенерации воды из атмосферы станции. Космонавты провели также тщательную отработку всех новых технических систем, которые найдут применение на будущих орбитальных станциях и космических кораблях.
На станции «Салют-3» в экспериментальных целях была установлена 23-мм автоматическая пушка, сконструированная в КБ Нудельмана на основе авиационной пушки НР-23 и предназначенная для стрельбы в вакууме (система «Щит-1»). Ствол пушки был направлен параллельно продольной оси к «корме» станции, наведение оружия на цель — изменением ориентации космического аппарата.
19 июля после завершения программы полета, выключив ряд бортовых систем и оставив станцию для продолжения полета в автоматическом режиме, экипаж вернулся на Землю. Основная программа работ на борту орбитальной научной станции «Салют-3» была завершена 26 сентября.
Тремя днями раньше от станции был отделен возвращаемый аппарат с материалом исследований и экспериментов. Аппарат приземлился в заданном районе территории Советского Союза. Полет станции в автоматическом режиме с выполнением дополнительной программы исследований в интересах народного хозяйства продолжался до 25 января 1975 года. В этот же день прошли испытания пушки. После того, как двигательная установка станции выдала тормозной импульс для схода с орбиты, космическая пушка сделала несколько выстрелов. Снаряды вошли в плотные слои атмосферы раньше «Салюта-3». Станция затонула в Тихом океане.
Станция «Салют» закончила свою работу 25 января 1975 года, пробыв на орбите 213 суток и обеспечив пилотируемый полет с первым экипажем «Союз-14» в течение 13 суток.
Родился Павел Романович Попович 5 октября 1930 года в поселке Узин Белоцерковского района Киевской области. Здесь прошло его трудное предвоенное и военное детство. Затем учеба в школе, совмещенная с работой на сахарном заводе летом и подручным кочегара зимой. В 1947 году Павел Романович окончил ремесленное училище в Белой Церкви, получил квалификацию столяра-краснодеревщика и одновременно окончил седьмой класс вечерней школы. С 1951 по 1954 год включительно, учился в авиационном летном училище. С 1954 по 1960 год служил в ВВС Советского Союза.
[youtube https://www.youtube.com/watch?v=rf0vsb99rbo]
При подготовке статьи были использованы следующие материалы:
Клушанцев П. Дом на орбите: Рассказы об орбитальных станциях
Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews