Лайфхак для одесситов: что нужно учесть, если вашу улицу переименовали
Кому, когда и какие документы нужно менять
«Декоммунизация – это дорого», «теперь срочно нужно менять прописку», «после переименования нужно изменять все документы», «город или село названы по-новому – нужно менять паспорт», «гражданам, живущим на переименованных улицах, придется меня документы на квартиры – иначе потеряют жилье» – эти и другие страшилки вот уже около года надежно засели в разговорах украинцев что в транспорте, что в очередях, что на скамеечках под домами, что в соцесетях. Из этих ужастиков следует, что переименование улиц и населенных пунктов – это такие себе специально придуманные пытки с предназначением: изморить и насмерть замучить украинский народ новыми витками бюрократизма. И пока Одессу переименования в рамках декоммунизации волновали точечно и постольку поскольку, то под конец этой недели горожане взволновались не на шутку. Спокойствие, только спокойствие! Не такой страшный черт, как его рисуют – не столь бюрократичны и дорогостоящие последствия переименования одесских улиц, как этим пугают с разных щелей. Попробуем разобраться, что же за зверь такой – эта декоммунизация, как она проходит в Одессе и кому, когда и какие документы нужно будет менять.
Краткий ликбез по декоммунизации: что и зачем изменяют?
Преследование и аресты несогласных, расстрелы за мирные протесты, тюремные сроки на много лет за покрышки в багажнике, беспредел и попрание прав и свобод граждан, непроглядная стена цензуры, фальсификация законодательства, запугивание и угрозы – это все украинские реалии конца 2013 – начала 2014 годов. И это все уж больно напоминало времена Сталинщины и тогдашнюю репрессивную машину. В 21-ом веке попытка реванша тоталитарного режима воспринялась весьма остро. В Киеве после Майдана возрождение советского режима остановили, но оно продолжилось на Востоке и Юге Украины в рамках так называемой «русской весны» 2014 года. Российская Федерация откровенно позиционирует себя правопреемником СССР, ее лидеры называют Иосифа Сталина «эффективным менеджером» и в своей стране они взращивают именно те пугающие реалии, возрождение которых остановили в Украине.
И эти сомнительные реалии, позаимствованные у худшей из сторон нашего советского прошлого, переносятся и на оккупированные украинские территории. Это не случилось бы, если бы «русская весна» не опиралась на украинцев-носителей навязанных советских ценностей. Интервенция Российской Федерации, агрессия Путинской России в принципе опирается именно на таких людей – не на россиян, не на русскоговорящих, а именно на «гомо советикус». «Гомо советикус» опирается на советские ценности, в соответствии с которыми совершенно нормально уничтожать других людей, если они думают по-другому, чем ты.
Как же так случилось, что почти четверть столетия спустя отголоски советской ментальности и тоталитарных процессов послужили плацдармом для оккупантов? Проблема именно в сознании, в советских ценностях. Пост-коммунистические страны, где была проведена декоммунизации значительно быстрее интегрировались в сообщество демократических государств и на основе демократических и национальных ценностей развиваются. В декоммунизированных странах не представлялось бы возможности осуществить «русскую весну» – нет точки опоры, так как отсутствуют «гомо советикус».
Чтобы отбросить тоталитарное прошлое и избавиться от недемократических ценностей, 9 апреля 2015 года украинский парламент принял Закон Украины «Про осуждение коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов и запрет пропаганды их символики». Оба эти режима уничтожили в Украине от 14 - 16 миллионов человек. Этот закон утверждает: любые тоталитарные практики неприемлемы для украинского государства. Убивать людей нельзя ни по классовым, ни по расовым, ни по каким-либо другим соображениям – такова суть декоммунизации и осуждения тоталитаризма. В законе прописано: до лета 2016 году будут изменены все названия, которые независимая Украина получила «в наследство» от СССР. Изменению подлежат названия, непосредственно связанные с коммунистическим тоталитарным режимом, содержащие названия его органов власти и имена деятелей режима, а также прославляющие события и памятные даты, связанные с тоталитарным культом.
Декоммунизация по-одесски: как переименования отразились на нашем городе и области?
С азами декоммунизации разобрались. Насколько же заметным был этот процесс в Одессе? До недавних пор одесситы в большей степени обсуждали переименования, происходящих в Одесской области и в других регионах Украины. Черноморск вместо Ильичевска? Погудели. Подольск на замену Котовску? Поговорили. Проанализировали тенденции переименований улиц на Одесщине. Однако, со времени вступления в силу «закона про декоммунизацию» уже прошел год, а до сих пор это не касалось лично одесситов – разве что библиотеки переименовали и другие мелочи: улицы целый год не трогали. Казалось, одесская власть надеялась на «авось пронесет». Но в законе четко приписан механизм на случай такого бездельничества: до 21 ноября 2015 местным советам следовало принять решение о переименовании конкретных улиц, переулков, площадей, парков, попадающих под действие декомунизацийного законодательства; если же местные власти не справятся с переименованием до 21 ноября 2015 года, то это этим уже обязан заняться сельский, поселковый или городской голова в течение следующих трех месяцев. Если же и они не сумеют обуздать строптивую декоммунизацию, право на переименование переходит в облгосадминистрации.
Когда сроки начали поджимать, в конце апреля Одесский горсовет решил
Сразу же одесситы бросились с головой в омут обсуждений: почему эти имена, а не те? О принципах формирования списка на переименование «048.ua» рассказала советница главы Одесской ОГА Надежда Яшан.
Также мы предложили общественности прислать нас свои пропозиции – на сайте ОГА был электронный адрес.
Надежда Яшан: Конечно же, мы ждали, что согласно закону нам предоставят пропозиции местные советы. В тех случаях, когда это не случилось, у ОГА была возможность переименовывать улицы на свое усмотрение. Мы не брали эти названия «с неба» – мы обратились к историкам, в частности – на исторический факультет ОНУ им. Мечникова, чтобы они предоставили нам свое видение изменений названий тех не переименованных улиц, которые остались, в частности и в Одессе. Также мы предложили общественности прислать нас свои пропозиции – на сайте ОГА был электронный адрес. Не могу сказать, что был огромный ажиотаж, но письма были. Были даже предложения, каким именно улицам чьи имена присвоить и обоснования почему. Потом на заседание комиссии мы пригласили тех, кто присылал такие предложения. В частности принимали участие представители партии «Свобода». Сейчас много говорят, мол, мы приняли за основу их предложения, но это не так – они были одним из всех, кто предлагал изменения. Кстати, их предложения очень грамотные – они обосновывали, писали, кто этот человек. Мы выслушали абсолютно всех во время расширенного заседания комиссии. Если было несколько пропозиций на одну улицу, комиссия голосовала. Мы не предлагали какие-то непонятные названия. Были предложения назвать улицы в честь погибших бойцов АТО, писателей, поэтов, ученых…
«048»: Каков сам механизм: опубликовано распоряжение – и это конечная инстанция? Или предусмотрены еще какие-то юридические процедуры?
Надежда Яшан: Юридически больше ничего не нужно, если не будет обжалований в суде, то это распоряжение и будет конечной точкой. Мы осознаем, что есть люди, которые противятся переименованиям, что кого-то какие-то названия не будут устраивать, и что возможны судовые иски. Я бы сказала, что это политический вопрос. На переименование закон отводилось время, проводились общественные слушания… Но городской совет почему-то не предложил своего видения. Они изменили названия только нескольких улиц. Теперь же по закону ОГА должна принимать соответствующие решения, и мы исполняем закон.
«048»: В списке на переименование нет улиц имени Юрия Кузнецова, Георгия Голубенко и Бориса Литвака. Многих одесситов интересуют, чем это обусловлено?
Надежда Яшан: На одном из наших заседаний, конечно же, было предложено назвать улицы именем Кузнецова, Голубенко и Литвака. Мы хотим, чтобы память таких величайших людей, одесситов, почтили. Но те улицы, которые оставались не переименованными, находились не в центре – например, на Слободке или в Суворовском районе. Нам бы хотелось, чтобы улицы в честь таких людей были ближе к центру города. Городской совет предложил переименовать центральные улицы в честь этих деятелей. Мы подумали, что пусть лучше будут улицы в центре, а не те, которые мы предлагали. Поэтому мы сняли свои предложения. Будем надеяться, что горсовет доведет это дело до конца и у нас в центре города будут такие улицы.
Решение ОГА сразу же нашло протестный отклик у нардепа от «Оппозиционного Блока» Николая Скорика. Скандально известный политик на своей странице в связи с переименованиями улиц обратился к Президенту Петру Порошенко, мол, пишу здесь, потому что вы заявляете, что активно пользуетесь соцсетями и читаете. Правда, похоже, что сам Скорик не активный пользователь, поскольку забыл затэгать Порошенко. Или же депутат считает, что глава государства и так ежедневно листает его страницу и само собой увидит этот «крик души».
Одесское отделение «ОппоБлока» анонсировало, что Скорик обжалует решение в суде. Такое действие обосновывается таким образом: «Парламентарий считает, что таким решением администрация превысила свои полномочия, поскольку многие названия улиц, такие как улица Белинского, Гайдара, Валентины Терешковой, Героев Сталинграда, улица Правды, проспект Маршала Жукова и другие не подпадают под закон о декоммунизации». И сразу же становится ясно, что Николай Скорик не утруждал себя элементарной проверкой: в списке лиц, подпадающих под закон о декоммунизации), значатся и Георгий Жуков (Советский военачальник, маршал; Министр обороны СССР, член президиума ЦК КПСС, отличился многочисленными приказами о расстрелах красноармейцев и мародерством на оккупированных территориях Германии. Участник подавления Венгерской революции 1956), и Валентина Терешкова (Летчик-космонавт. Депутат Верховного Совета СССР в 1966-1989 гг. Депутат Государственной думы РФ VI созыва от «Единой России», заместитель председателя Комитета Государственной думы по международным делам. Член Высшего совета «Единой России». Участвовала в событиях оккупации Крыма РФ в 2014), и Аркадий Гайдар (деятель коммунистической партии, член ЧК). В названии «Героев Сталинграда» упоминается Сталин, да и новое название – Героев обороны Одессы – куда ближе городу. Похоже на то, желание обжаловать решение – это искусство ради искусства, протест ради протеста, прикармливание электората ради рейтинга.
«Несмотря на истерию сепаратистов и коллаборационистов из городского совета, мы будем обязательно отстаивать новые справедливые государственнические названия», – говорит о перспективе судов глава одесской городской организации ВО «Свобода» Сергей Солтасюк. Как он рассказал «048» , в январе 2016 года он собрал такую себе группу историков из 13 человек, которые обсуждали предложения по переименованию улиц. Результатом стало обращение к ОГА с пропозициями названий. По словам Солтасюка, вместе с советником главы ОГА Надеждой Яшан, Артемом Карташевым и «азовцем» Олегом Симашко они отстаивали важные с государственной точки зрения названия. Большинство были утверждены. Представители «Группы 2 мая», по словам Солтасюка, отстаивали нейтральные названия. Были среди названий и те, которые комиссия рекомендовала, но которых не оказалось в распоряжении – Максима Чайки, Ивана Выговского, Иосифа Слепого, но в целом предложения поддержали.
В отличие от Одесского городского совета, который широко известен своими прокремлевскими настроениями, ОГА прислушивалась к общественности
На протяжении нескольких месяцев одесские активисты ГК «Азов» безрезультатно пытались достучаться к сознательности представителей Одесского городского совета и членов историко-топонимической комиссии, предложив в рамках закона про декоммунизацию назвать улицы в честь погибших одесситов в зоне АТО. Впрочем, это сделали в ОГА. «Азовец» Олег Симашко отмечает, что, кроме имен погибших воинов, также почтили память борцов за независимость Украины: «В отличие от Одесского городского совета, который широко известен своими прокремлевскими настроениями, ОГА прислушивалась к общественности и учла Закон Украины «О правовом статусе и памяти борцов за независимость Украины», и теперь в Одессе кроме выдающихся личностей и названий, несущие государственное нагрузку (Иван Мазепа, Семен Палий, Небесная Сотня), будут увековечены военные и деятели украинского освободительного движения (Николай Михновский, Дмитрий Донцов, Роман Шухевич), среди которых одесситы и фигуры, жизнь которых тесно связана с Одессой (Петр Ивахненко - сотник Армии УНР, Всеволод Змиенко – генерал-хорунжий Армии УНР, Иван и Юрий Липы – общественно-политические деятели, Вильгельм Габсбург (Василий Вышиваный) – украинский военно-политический деятель, дипломат, командир Легиона Украинских Сечевых стрельцов в Одессе».
Вероятно, это объяснение послужит ответом многих одесситов, которые не знали, как связаны некоторые названия с Одессой.
Декоммунизация без паники: лайфхаки для жителей названных по-новому улиц и населенных пунктов
Теперь, зная всю подноготную переименований в рамках закона про декоммунизацию, важно запомнить основной пункт: никому никуда не нужно в срочном порядке бежать что-то изменять и уж точно не нужно платить баснословные деньги. Так что отставить панику и продолжать спокойно жить. Дело в том, что законодательство Украины не предусматривает конечных сроков изменения документов при переименованиях объектов. Изменение названия улицы не является изменением места жительства. Поэтому все необходимые изменения в документы могут быть внесены тогда, когда это будет удобно их владельцу. Об этом «048» сообщила заместитель директора Института национальной памяти (ИНП) Алина Шпак. Собственно, именно ИНП курирует декоммунизацию, поэтому Алине Шмак часто приходится встречаться с опасениями граждан о сложности и дороговизне смены документов. Как же обстоят «декоммунизированные» дела на самом деле?
Действующее законодательство не предусматривает внесение изменений в правоустанавливающие документы в связи с переименованием объектов топонимики, поскольку они действуют и не требуют замены или получения новых. Речь идет о свидетельствах о праве собственности, свидетельство о праве на наследство, договоры купли-продажи, дарения и т.д.
Также законодательством не предусмотрена необходимость замены паспорта или внесения в него соответствующих изменений в сведения о месте регистрации. Внести пометку об изменениях в связи с переименованиями можно, когда вам будет удобно. Например, по достижении возраста, когда в паспорт нужно вклеить новую фотографию, или при смене места жительства. Штамп с новым адресом в паспортном столе обойдется в 85 копеек – таков размер государственной пошлины. Как видим, сумма вполне подъемная. «Это все будет происходить в нормальном режиме, не нужно стоять в очереди. Можно внести изменения девушкам при смене фамилии, например. При вклеивании фото. Как вам будет удобно», – подчеркивает Алина Шпак.
Это все будет происходить в нормальном режиме, не нужно стоять в очереди.
Документы собственности на квартиры, дома, земельные участки, любое другое имущество, в которых указаны старые названия, остаются действительными. Изменения в них надо будет вносить, только если владелец захочет продать, подарить или передать по наследству свое имущество. В таком случае в документах, которые будут оформляться на нового владельца, уже будет указана новое название. Однако на стоимости услуг нотариуса это не скажется: покупатель и продавец будут платить нотариусу такую же сумму, как и в тех случаях, когда название улицы, села или города не меняется.
Как объясняют в ИНП, в связи с переименованием улиц или населенных пунктов не требуется делать любые действия для отображения изменения названия, связанные с получением субсидий, пенсий, других пособий и выплат.
Владельцам автомобилей нечего волноваться. Переименование улицы не является изменением фактического проживания, поэтому не является основанием для обязательной перерегистрации транспортного средства и внесения изменений в техпаспорт автомобиля. Его владелец сможет сделать это тогда, когда будет продавать или дарить авто, отмечают в ИНП. На стоимости процедуры перерегистрации это не скажется, никаких дополнительных платежей не предусмотрено.
Вот кому нужно будет внести изменения в уставные документы, так это юридическим лицам. Однако, согласно действующему законодательству, эта процедура для них бесплатная. Как утверждают в ИНП, им не нужно будет платить ни административный сбор, ни услуги нотариуса, поскольку нотариальное заверение подписей на уставе отменено. Физическое лицо-предприниматель вносить изменения о свой адрес в Едином государственном реестре, но это также бесплатно. Также нужно помнить, что это влечет за собой необходимость внесения соответствующих коррективов в учредительные и разрешительные документы, сообщения банковских учреждений, контрагентов об изменении реквизитов в действующих договорах, изготовление новой печати. За проведение государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы в связи с переименованием улицы, административный сбор справляться не будет.
Как отмечают в ИНП, некоторые дополнительные расходы могут ожидать те предприятия и учреждения, которые имеют бланки и штампы со старыми названиями. Однако, далеко не все юридические лица имеют печати и штампы – они не являются обязательными для многих категорий юридических лиц. Кроме того, большинство юридических лиц печатают свои бланки на обычном рабочем принтере, и для замены названия в адресе достаточно минуты времени. Если же кто-то заказывает бланки в типографии, стоит просто не заказывать бланки в изобилии, а использовать те, что есть. За пару месяцев запас старых бланков иссякнет, и можно будет напечатать новые с новым названием улицы или населенного пункта.
Как видно, хлопот не так уж много, да и деньги тратить практически не придется. А новые названия за пару лет приживутся, так что и следа не останется – Одесса проходила такой этап при переименовании центральных улиц. Многие ли помнят, где находился спуск Жанны Лябурб, улица Красной Гвардии, Ленинского батальона, проспект Лумумбы, улица Орджоникидзе, переулок Тон Дык Тхана, площадь 9 Января или площадь Октябрьской революции? Как часто упоминаются эти названия? О чем бы они нам рассказывали, существуй сейчас? Одесситам нынче намного привычнее пройтись по Военному спуску, улице Торговой, Армейской, по Адмиральскому проспекту, по улице Разумовской, Обсерваторному переулку, Старосенной площади или по Куликову полю. Новым названиям нужно дать время, дабы они пустили корни. Саженцы плодовых деревьев ведь тоже нуждаются во времени и укоренении для того, чтобы дать плоды.
Источник: www.048.ua
Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews