Кросс-культура: Kamikaze on Wheels. Мотобанда Босодзоку
Кинокритик и автор колонки «
Лекция «Kamikaze on Wheels: мотобанда Босодзоку» посвящена некогда нашумевшей банде мотоциклистов, в ряды которой входили камикадзе, якудза и обычные школьники. Заголовки японской прессы «кричали» одно и то же слово — «暴走族», — о значении которого вы сейчас узнаете намного больше!
Вот уже несколько лет я веду колонку «Кросс-культура», где представляю читателям обзоры на творения поп-культурных пересечений 20-21 веков, в частности, описывая малоизвестные и удивительные исторические явления в массовой культуре того времени. Сегодня мы поговорим об одной из самых ранних и скандальных криминальных группировок японских байкеров...
«Кросс-культура» — это единственное пространство в одесской и вообще украинской прессе, где открыто говорят об отвратительном, ужасном и опасном!
Если в конференц-зале выставочного комплекса одесского морвокзала собрались люди, действительно разбирающиеся и интересующиеся азиаткой культурой, то в любой другой день очень сложно встреть осведомлённого в этой тематике собеседника. Об американских и английских бандах существует достаточно книг и мейнстримовых кинофильмов, где раскрывается суть и смысл их существования. А японский мир, по сей день, остаётся за завесой неизведанности. Однако Япония испокон веков обзавелась десятками, или даже сотнями молодёжных движений и субкультур. Об одном из направлений, а именно о Босодзоку и пойдёт речь...
РОЖДЕНИЕ БОСОДЗОКУ
В середине прошлого века Япония, оправившись от травматического шока войны и двух атомных бомб, породила экономическое чудо в виде научно-технического прогресса. На первом месте оказалось машиностроение и автомобильная промышленность. Среди молодого поколения стали появляться приверженцы новых моделей транспорта, таких как автомобили и мотоциклы. Беря во внимание образ американской молодёжи, японцы начали формировать собственные мотоциклетные банды, которые устраивали гоночные соревнования на улицах Токио и других городов. Японцы считают, что первыми членами таких групп были экс-камикадзе, из-за окончания войны не успевшие отдать свои жизни за императора и стремящиеся к острым ощущениям.
Иконами стиля для японцев стали зарубежные фильмы о байкерах. Представляю ТОП-20 байкерских фильмов, оказавших наибольшее влияние на тинейджеров всего мира:
1) Без Предела (1935)
2) Будоражащие темпы (1952)
3) Дикарь (1953)
4) Чёрный всадник (1954)
5) Дьявольские куколки-подростки (1955)
6) Банда мотоциклистов (1957)
7) Горячий ангел (1958)
8) Парни в коже (1964)
9) Дикие Ангелы (1966)
10) Дьявольские Ангелы (1967)
11) Ангелы ада на колёсах (1967)
12) Дикие мятежники (1967)
13) Юные животные (1968)
14) Дикие гонщики (1968)
15) Дикие колёса (1969)
16) Беспечный Ездок (1969)
17) Иисусово путешествие (1971)
18) Оборотни на колёсах (1971)
19) Похороните меня, ангелы (1972)
20) Ангельские лисички (1972)
Спустя годы банды стали начислять сотни участников и к началу 70-х японские группировки мотоциклистов стали по-настоящему знаменитыми. Первоначально их именовали каминаридзоку (яп. 雷族?, «кланы грома») из-за связи с камикадзе. А слава к ним пришла после нескольких публикаций в японской прессе, где закрепилось слово «Босодзоку». Этот термин изобрёл один из журналистов, соединив «босо» («гонки») и «дзоку» («клан») для игры слов в материале о беспределах местных байкеров.
Изначально группировки состояли только из мотоциклистов, но позднее к ним стали присоединяться все больше автомобилистов. К концу 1970-х популярность движения начала нарастать и насчитывала десятки кланов, в которые входило более 20 тысяч членов по всей стране. Большая их часть занималась нелегальными гонками, но некоторые кланы напрямую были связаны с якудза и выполняли ее поручения.
В 90-х Босодзоку была объявлена настоящая война: для членов банд стали создаваться специальные тюрьмы, а в правилах дорожного движения появляться пункты, направленные против босодзоку. Усложнилась и процедура получения прав и покупки транспорта для несовершеннолетних, что привело практически к исчезновению субкультуры как таковой.
ПРАВИЛА
В то время, как большинство японцев выбирает простоту, особенно с 50х по 80-е, то Босодзоку являлись одной из тех субкультур, наряду с панками, которые представляли собой полную противоположность. Что касается чести и уважения, здесь Босодзоку были сродни самураям. Они не хотели выглядеть в глазах общества классическими хулиганами, а стремились олицетворять некий молодежный протест.
Зато свое стремление быть не такими, как все, они доказывали самым фанатичным образом: устраивали смертельно опасные гонки или превращали машины в футуристических монстров на колёсах. Поэтому очень важным фактором для босодзоку была эффектность и даже некоторая театральность: каждый член банды в определенном смысле играл свою роль, а любая гонка или налет обязательно сопровождалась ярким и громким шоу.
ГИД ПО СТИЛЮ
Одежда босодзоку делится на несколько типов:
1) Военная униформа «токкофуку» (яп. 特攻服 токко:фуку?, буквально «особая специальная форма») времён Второй мировой войны — тяжёлые ботинки лётчиков и длинные плащи (на голое тело), на спине токкофуку любой банды есть надпись, выполненная кандзи и означающая название банды и её суть. Самые знаменитые из них — Specter (англ. Призрак) и Black Emperor (англ. Чёрный император), а также специальные символы вроде восходящего солнца, хризантемы (символ императора) или даже свастики. Мешковатые хаки штаны, заправленные в ботинки.
2) Частичное заимствование — постапокалиптические детали в одежде, либо элементы панк-рок /глем/рокабилли сцены. Например, пышные причёски с использованием лака для волос, либо наоборот набриолиненные волосы — такая причёска часто совмещается с третьим типом, который мы назовём...
3) Американизацией. Джинсы и кожаные штаны, банданы, косухи — классический образ американского байкера.
Лица многих босодзоку, связанных с криминалом, всегда закрывала хирургическая маска. Кроме того, большинство из них были вооружены и агрессивны, а конфликты между бандами стали масштабными и часто перерастали в крупные беспорядки.
ТЮНИНГ
Главным отличием Босодзоку от байкеров всего мира было их непреодолимое желание придумывать изощрённые дополнения к своим «железным коням». Мотоциклисты шли на различные, даже опасные для езды, причуды. Например, максимально заниженная подвеска на автомобилях до напыщенно обвешанных мотоциклов и автомобилей нереальным количеством выхлопных труб и спойлеров. Главное — неповторимость
Стиль босодзоку включает пять направлений тюнинга: сякотан, янки-стайл, вип-стайл, кося и гратян. Сякотан является исторически первым и классическим стилем босодзоку; основной его элемент — спортивные машины с заниженной подвеской. Янки-стайл представляет собой псевдогавайский стиль, навеянный гавайскими рубашками и белыми брюками из 70-80-х годов ХХ века. Большинство босодзоку того времени следовали этой моде и после того, как она прошла, выделились в отдельное направление. Вип-стайл — модернизация дорогих современных автомобилей. Кося — переделка классических японских моделей. Гратян — установка элементов, характерных для гоночных машин.
БОСОДЗОКУ СЕГОДНЯ
Из-за сложностей с получением водительских прав, японские тинейджеры пересели на велосипеды. Они переняли от предыдущих Босодзоку бунтарство и украшение транспорта. В Японии насчитывается немалое количество мастерских, которые специализируются на тюнинге велосипедов.
Босодзоку в поп-культуре
1) Акира (1988)
2,3) Легенда о крутящихся колесах (1987)
4,5) Черный дождь (1989)
6) Durarara!! (2009) манга
7) Дорога безумного грома (1980)
8) Евангелион (1995) манга
9, 10, 11) Бог тебе в помощь!, Чёрный Император (1976)
12, 13, 14, 15, 16) Крутой учитель Онидзука (1997 манга) (1999 сериал)
17) Кипящая дорога (манга) (1986)
18) РайдБэк (2003 манга) (2009 аниме)
19) Гоночные кланы Сайонары (2012) (документальный)
20) Колыбельная для золушки (1987)
21) Легенда о кентавре (1987)
22) Самурай всадник (1991)
23) Рыцари Аракурэ (1997)
Материал подготовила
Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews