Одесский журналист: степень самосознания горожан неуклонно возрастает
И не хотел бы, но начать придется все-таки с предновогоднего снегопада, потому что наконец возвратившийся из Швейцарии в грязную Одессу Игорь Палица на встрече с общественностью, навязанной ему настырными активистами,
повел себя в свойственной ему манере слепоглухого. Во-первых, избрал формат встречи, мучительно напоминающей о партхозактивах прошлых лет, в связи с чем искренне заинтересованных в будущем Одессы людей, например, участников движения «Генпротест», на ней не оказалось, а во-вторых, цитирую, «высоко ценил работу руководителей районных администраций по ликвидации последствий аномального снегопада».
После того, как эта фраза произнесена, все последующее становится несущественным. Болтовня о каких-то тендерах по поводу уборки снега, в которых выиграли случайные компании; кокетливое самобичевание, сводящееся к критике областных структур, не проявивших, увы, в критические дни надлежащего усердия, – абсолютная бессмыслица рядом с тем вопиющим фактом, что Одессу по горло завалило снегом, парализовало в ней движение, на несколько дней заперло людей в их домах, окруженных кучами неэвакуированного мусора, а коммунальные службы во главе с вооруженным персональной лопатой врио городского головы продемонстрировали в противостоянии стихиям фантастическую беспомощность. Попытка Палицы обелить рукосуев была столь же нелепой, как его оправдание незаконной застройки побережья и варварского возведения высоток в исторической части города бюрократическими причинами. Он, главный администратор области, видите ли, сетует «на отсутствие действенных полномочий у инспекций государственного архитектурно-строительного контроля (ГАСК)». Он «надеется, что по новому закону полномочия появятся, а формированием инспекций займутся местные органы». Вы что-нибудь поняли? Я – нет. Главное, Палица опять не при чем. Как и его клон с Приморского бульвара. Они, так сказать, снегопад не заказывали.
Палице с Трухановым говорят, к примеру: дома, которые Киван Аднан уже строит на Асташкина и готовится возвести на Б. Арнаутской, помимо искажения сложившегося за столетия городского ландшафта, так нагрузят ветхую инфраструктуру Центра, что техногенной катастрофы здесь не избежать… Да и вообще, хотелось бы узнать, каково отношение президентского наместника и местного самоуправления к тому, что упомянутый зодчий (как бы его вежливо, но точнее назвать?) получил за бесценок бессчетное количество площадок под жилое строительство, превратившись таким образом в монополиста, действия которого в ряде случаев, начиная с упомянутого и заканчивая уродливым, громоздким мавзолеем на месте бывшего кинотеатра Фрунзе, вступают в жесточайшее противоречие с градостроительными нормами, эстетикой архитектуры, здравым смыслом? Сказано достаточно ясно, не правда ли? А что мы слышали и слышим в ответ? Невнятное бормотание, несущееся и с проспекта Шевченко, и с Думской площади. Почему? Да очень просто. И Палице, и Труханову со всеми их присными плевать на наши с вами ламентации. Они живут и действуют по принципу: «А Васька слушает, да ест». Когда же мы их слишком энергично достаем, они идут на сугубо формальные уступки: кого-то выслушают, что-то посулят; постараются, сцепив зубы, умерить свой пыл – не разрешат, например, проявить себя во всей своей агрессивной красе департаменту общественной безопасности, который придумали, наверное, для того, чтобы легализовать титушек… Но тем и ограничиваются.
Им и в голову не приходит, что протестные настроения эпохи Майдана -- нечто гораздо более серьезное, действенное и для них опасное, чем знакомые пикеты и демонстрации. Они не хотят видеть, что постоянно играют с огнем, который может вспыхнуть и выжечь их власть в любую минуту. Они не понимают, что если речь идет о противозаконных деяниях владельцев Дельфинария, одесситам мало судебного решения о том, что утыканная фонтанами площадка возле этого заведения принадлежит на самом деле городской громаде. Тем более, что сооружение паркинга и гостиницы в оползневой зоне, которое, несмотря на физическое сопротивление горожан, продолжается способом привычного нахалстроя, может означать только одно: над нами смеются -- беззаконие торжествует.
Согласитесь, и «Демократическому Альянсу», и общественникам, объединившимся вокруг Леонида Штекеля, и «Генпротесту», наконец, не так уж важно на чьей земле бьют фонтаны и как они названы в исходных документах – берегозащитными конструкциями, подпорными стенками или противооплзневыми устройствами (фантазии жуликов нет границ). Но и те, и другие, и третьи требуют от мэрии и находящихся с нею в сговоре инвесторов следования существующему законодательству, прекращения внутригородской партизанщины, которая постепенно и уверенно превращает уникальную Одессу в провинциальный населенный пункт, отвечающий тонким вкусовым предпочтениям мадам Мезальянсовой. Что же до фонтанов, то завтра – вот увидите! – окажется, что их начинка (всякие там насосы, форсунки и прочее) закуплена и обслуживается ООО «Нерум», и если город площадку, где они размещены, отбирает (непонятно за какой надобностью и чему тут радоваться), то живописной набережной будет положен конец. Полагаю происходящее чистейшим вздором. Тяжба тянулась года три. Предприниматели постоянно брали в ней верх, а тут – бац, и дело в шляпе! ООО «Нерум» на сей раз проиграл, мне кажется, намеренно (надеюсь, вы не верите, что наш суд, самый честный и неподкупный на свете, принял сторону горожан сам по себе). И спланировано сие лицемерное торжество права, чтобы показать общественности, как дважды два, чего в реальности стоит ее чрезмерный энтузиазм. Глядишь, и Кисловский окажется провидцем -- вместо фонтанов, здесь появятся будки с шаурмой. Конец цивилизации.
Степень самосознания горожан неуклонно возрастает. Чем дальше, тем меньше они хотят чувствовать себя марионетками в руках недобрых, равнодушных сил. Тому способствовали, естественно, Майдан, революция достоинства и в немалой степени – война. Не хочу, не буду называть войну АТО. Оставлю это дипломатам, которым, стараясь успокоить Европу, порой напоминающую своей ханжеской наивностью старуху Шапокляк, приходится имитировать перемирие на Востоке. Идет кровопролитная война с сотнями ежедневных смертей; с изуродованными телами молодых, сильных мужчин, которым никогда уже не стать полноценными отцами семейств; с неизбежно сопряженными с такого рода потрясениями фарисейством, спекуляцией, мародерством, коллаборационизмом, но при этом – и с выдающейся самоотверженностью солдат и добровольцев; бесстрашием граждан; пришедшим к украинцам осознанием себя личностями, от которых зависит завтрашний день Родины, самопожертвованием, формированием уникальной волонтерской психологии, уверенностью в неизбежной победе над врагом. Недаром все чаще звучит парадоксальный лозунг: Спасибо Путину, который помог украинцам почувствовать себя украинцами! Война ужасна. Но именно в войне начало формироваться подлинное гражданское общество. Именно там – в Донецке и Луганске – родилась и уверенно взрослеет наша политическая нация. Кремлевский карлик еще поймет, какую роковую совершил ошибку. Но будет поздно. Будет новый Нюренберг….
Итак, мы становимся другими. Считаю ростками будущего в нашей общественно-социальной ситуации выход на авансцену событий политических партий и гражданских движений, наподобие тех, что я называл; появление в фокусе внимания горожан новых имен, которые постепенно приобретают всебщее уважение, становятся благодаря своей мировоззренческой позиции нравственными авторитетами. Я имею в виду Сергея Сарафанюка, Сергея Гуцалюка, Юрия Никитина, Алексея Губского, Андрея Юсова, многих других. Они заняты, как будто, частными проблемами. Препятствуют разрушительной самодеятельности городских властей на прибрежных склонах, Ланжероне, в Аркадии, повсюду в городе, отданном на разграбление домашним и пришлым вандалам, которым нет дела до общественной пользы, которые набивают за наш счет карманы, укореняются в здешних краях хозяевами жизни, как как делал и делает это тот же Киван Аднан, построивший вместо одной хорошей больницы двадцать «Жемчужин» (проект, которому позавидовал бы даже иллюзионист Амаяк Акопян).
Новые люди, их организации находятся в постоянном созидательном движении. Они не ограничиваются пикетами, перекрытием улиц – традиционными формами борьбы с чиновничьим беспределом. Они постоянно учатся и приобретают опыт, который позволяет им не только дефилировать по городу с транспарантами, но требовать от областной и городской администраций сотрудничества, в ходе которого намерены пропускать через фильтры общественных слушаний любые проекты и обязательно контролировать их реализацию.
Естественно, власти этим тенденциям противятся. Они никак не могут взять в толк, что назад уже не повернешь, что послушной толпы, которой можно управлять в ручном режиме уже не существует, что у них есть единственная возможность – прислушаться к голосу масс. А поскольку смириться с этой необходимостью им очень трудно; поскольку у местных администраторов, которые лихо управляют чиновничьим аппаратом, есть собственные кукловоды, сильно оторванные от действительности и не понимающие даже того малого, что, надеюсь, уже второпали Палица с Трухановым, складывается странная, противоречивая ситуация.
Прогрессивная общественность города и местное самоуправление пребывают как бы в разных, хорошо если не параллельных, измерениях. Первая требует от второго немедленного прекращения противоправных действий – той же идиотской реконструкции Трассы здоровья или безумств на Ланжероне, а второе, формально соглашаясь с этими претензиями, на деле гнет свое. Более того, интригует, квалифицируя деяния активистов как хулиганские поступки, которые естественным образом должны повлечь за собою уголовную ответственность. А так как в нашей провинции все еще царит правовой хаос – ни милиция, ни СБУ, ни суды не люстрированы; городом рулит человек, который никогда не скрывал своих сепаратистских настроений, -- то реакция карательной системы на подобные заявления облеченных властью функционеров оказывается мгновенной и в масштабе один к одному совпадающей с пожеланиями последних. Можно ли в такой ситуации чего-нибудь добиться? Сомнительно.
Вспомните несколько фактов. Аркадийская эспланада была самовольно изуродована фирмой «Аркадия Сити», аффилированной к Труханову, в то время, когда разрешительные документы этим варварам были выданы только на узкую балочку справа от центральной аллеи… Без всякого обсуждения проблемы с одесситами и учета их мнений был фактически аннулирован 5-ый трамвайный маршрут… Никто не спрашивал горожан и о том, стоит ли кастрировать массу зеленых насаждений так, как это было сделано по чьему-то сигналу «фас!» одесским «Зелентрестом»… О том, что Французский бульвар, одна из красивейших улиц города, будет сначала превращен в узкий коридор, утыканный по обеим сторонам высотками, а потом вообще потеряет статус и внешний вид бульвара мы узнали из сообщений в СМИ… Оккупация города «Жемчужинами» сирийского бизнесмена, который так и не подарил нам обещанную больницу скорой помощи, вообще, как я уже говорил, за гранью добра и зла… Перспектива возведения прямо перед марковским Белым Парусом, чуть ли не на склоне, еще одного объекта недвижимости, для чего понадобилось в очередной раз поработать пилами и топорами, тоже никем никогда не обсуждалось… Точно так же, как продолжение строительства на песке – я имею в виду аркадийское «Портофино».
При этом следует учесть, что к безумствам, творящимся в Одессе именем горсовета, который давно расстался с остатками нравственности, не имеет никакого отношения Генеральный план развития города. Он в свое время был отослан на доработку. Тем дело и закончилось. И теперь все преступления против совести совершаются в соответствии с детальной планировкой локальных городских территорий, которые – внимание! – по закону просто не могут появиться на свет до утверждения нового Генплана.
Как ко всему перечисленному и многому, здесь не упомянутому, относится честная, открытая для любого из нас, далекая от лжи и конспирологии реальность? Да очень просто. «Демократический Альянс» разослал во все инстанции, которые обязаны вмешаться в происходящее -- от Президентской администрации до Кабмина, -- подробнейшие письма, переполненные фактами, подтвержденными документами и свидетельствующими о том, что горадминистрация может в кратчайшие сроки окончательно погубить Одессу. Ответа пока никакого. Меморандум за подписью члена бюро «Демальянса» Сарафанюка очень подробен и велик. Для того, чтобы вы убедились в его серьезности, приведу лишь небольшую выдержку (в свободном изложении):
«Историко-архитектурный опорный план города Одессы, утвержденный Минкультом 20.06.2008 года, предусматривает, что для сохранения Одессой своей исторической уникальности и ценности с археологической, эстетической, этнологической, исторической, архитектурной, научной и художественной точек зрения, ее облика и аутентичности -- высота новых зданий в сложившемся за столетия ареале города не должна превышать 18.6 метров (21.3 м. на перекрестках). Однако в данное время при молчаливом согласии, а в некоторых случаях и открытой поддержке со стороны Одесского горсовета и Одесской облгосадминистрации противоправно возводятся без разрешительных документов инстанций по охране культурного наследия и согласований с Минкультом, без разработки детальных планов территорий следующие объекты:
- два 21-одноэтажных жилых комплекса по ул. Асташкина, 29 (запланированная высота – до 65 метров; заказчик ООО «Аль-Карим);
- 17-тиэтажный жилой комплекс по ул. Большая Арнаутская, 26, 28, 30 (запланированная высота – 60.9 м.; заказчик ООО «Мирра»;
- 17-тиэтажный жилой комплекс по ул. Белинского, 16; заказчик Частное предприятие «Дисконт»;
- многоквартирный жилой дом по ул. Осипова, 40; заказчик ООО «Консул-Плаза»;
- 16-тиэтажный многоквартирный жилой дом по ул. Б.Аранутская, 23/1; заказчик ООО «Ривьера Девелопмент»
Кроме того, строительство многоэтажек создает сверхнормативную населенность в центре города в то время, как запланированные 20-тиэтажные и более высокие здания не будут иметь ни дворов, ни зеленых зон, ни парковок из-за из-за фактической плотной застройки центра. Это повлечет за собою угрозу разрушения существующей инженерной и транспортной инфраструктуры; приведет к снижению комфорта и санитарно-гигиенических стандартов проживания людей, за счет ненадлежащей аэрации и инсоляции 2-х - 5-ти этажных домов, расположеных рядом. Следует учесть и то, что новые мега-стройки располагаются на пятне известных на весь мир катакомб Одессы, прямо над ними -- пренебрежение этим фактором уже сейчас, когда где-то лишь вырыты котлованы, а где-то подняты только первые этажи домов привело к началу физического разрушения примыкающих к стройплощадкам строений.
Действия гражданского общества: сотни одесситов встали на защиту Одессы -- провели в течение последнего полугодия ряд массовых акций протеста, направили многочисленные жалобы во все возможные зантересованные инстанции, инициировали немало совместных с застройщиками совещаний, приходили на приемы по личным вопросам в Горсовет и ОДА, подавали заявления в прокуратуру, Минкульт, ГАСК, информировали СМИ.
Действия власти: эффективных мер по приостановке процесса строительства, прекращению разрушения исторического ареала центра Одессы городская администрация не предпринимает, пренебрегая тем самым нормами и требованиями, изложенными в Конституции и соответствующих Законах Украины».
Вот такие, друзья, дела. Остается добавить, что тот же «Демальянс» добился от мэрии обещания в начале февраля провести по поводу драматических событий на Ланжероне и замысла перекроить Трассу здоровья общественные слушания. Поглядим чем они обернутся. Если будут сведены к вопросам-ответам с участием приглашенных клакеров, придется снова выходить на улицы. Это тяжело. Иногда, как я понимаю, у протестующих руки опускаются, но ничего не поделаешь. Альтернативы яростному сопротивлению чиновничьей мерзости нет.
Ну и в заключение – забавный анекдот. Иначе то, что я сейчас прчту не назовешь. Реплика из Фейсбука.
"15 января 2015 года подведены окончательные итоги экспертного опроса за 2014 год, и представлены имена лучших украинских профессионалов, которые за свои достижения в 2014 году определены лауреатами девятнадцатой общенациональной программы Человек года 2014 в 18-ти профессиональных номинациях Программы».
Кто проводил эти опросы, когда и сколько стоит попадание в лауреаты – об этом я ничего не знаю, но результат по одной из номинаций оказался таким.
Мэр года:
Сапожко Игорь – Мэр г. Бровары.
Симашкевич Михаил – Мэр г. Каменец – Подольский.
Труханов Геннадий – Мэр г. Одесса.
Мой ошарашенный этой информацией друг из Фейсбука комментирует это следующим образом: «Я ничего не могу сказать от имени жителей Каменец-Подольского и Броваров, ибо не в курсе, насколько крутые чуваки достались им в мэры. Но, однако же, дата 15 января, когда определились организаторы, прекрасна и символична. То есть, организаторы ждали, когда мега профессиональный мэр героически справится со стихией, настигшей Одессу 29 декабря минувшего года. Потом организаторы заценили плоды усилий мэра-префессионала и поняли, что лучшей кандидатуры не сыскать. Это ……, я считаю, когда на такую премию номинирован мэр, который "не сдаст Одессу бандеровцам"! Я даже не спрашиваю у организаторов, каким образом им пришла в голову столь блестящая идея. Я хочу спросить жителей Каменец-Подольского и Броваров - а вам тоже так …. повезло с мэром или это только нам такое счастье?»
Вопрос риторический. В ответе, как вы понимаете, не нуждается…
Валерий Барановский
авторская программа "Отражения"
Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews