Одесский журналист: произошло то, что неизбежно должно было произойти (ВИДЕО)

 Итак, с чем мы вступаем в Новый год? С бескровной революцией на дворе. С утраченными (надолго ли?) надеждами на присоединение к европейской семье народов. С серьезнейшими сомнениями в полезности для нас участия в Таможенном союзе.

С непреложными свидетельствами шаткости, иллюзорности идеи создания союза евразийского, от которого, из опасений утратить суверинитет, отшатнулись даже Казахстан с Белоруссией. С «Евромайданом» в центре столицы, который и не думает сворачиваться. С полным пренебрежением власти к нуждам и требованиям народа. С кровавыми преступлениями отряда спецназначения «Беркут» и пока  неведомых нам бандитов с большой дороги, избивших до полусмерти журналиста Татьяну Черновол. С удивительной Русланой,  ночным часовым на сцене Майдана. С сотнями тысяч людей, которые не пожелали оставаться рабами чиновничьей  шайки, а вышли на улицы для защиты своих чести и достоинства. Иными словами, при всех противоречиях исторического момента, мы входим в новый, 2014 год, наблюдая за активным формированием в нашей стране подлинного гражданского общества и становясь рано или поздно, в меру своего понимания смысла происходящего, его  участниками.

{flvremote}http://krug.com.ua/public/video/1312/31122013_Otrajeniya.flv{/flvremote}

Еще недавно и мечтать об этом было нельзя. Прекрасно видя, что идею евроинтеграции власть имущие самым откровенным, чтобы не употреблять более обидных слов,  образом позаимствовали  у  оппозиции; более того, демонстративно придали ей смысл закона о внешней и внутренней политике государства, мы, тем не менее, были рады обмануться.  Мы смирились с явным несоответствием этого закона предвыборным декларациям партии регионов, в которых откровенно обещалась чуть ли не русификация страны, не говоря уже о приоритете взаимоотношений с нашим северным соседом; несмотря на  откровенный шантаж с его стороны в расчете на изоляцию Украины от Европы, в ходе которого эффективно использовалась «газовая игла» или, если хотите, «дубина» -- и то, и другое приводит к одинаковому результату. Спикеры партии регионов в последнее время, получив, по-видимому, соответствующее указание сверху, начали даже твердить о  своей прогрессивной роли в деле  подготовки к европеизации страны, подчеркивая пионерское значение в этом смысле  позиции президента. Дескать, оппозиционеры на протяжении ряда лет лишь твердили о том, что мы идем в Европу, а Янукович взял, да сделал; еще месяц-другой и Соглашение об Ассоциации с Евросоюзом, давно ратифицированное, будет подписано и начнется его имплементация; то есть, будет постепенно материализован целый ряд положений, необходимых для перехода к европейским стандартам жизни. Словом, Янукович был представлен обществу как главный евроинтегратор эпохи.

Однако произошло то, что неизбежно должно было произойти. Подтвердилось, что никаким посулам существующей политической системы верить безоговорочно нельзя. Вы все это и сами знаете, но я напомню. За полшага от  вильнюсского саммита, на котором Соглашение должно было быть подписанным, правительство Украины, не имея на то никаких полномочий, заявило о том, что  берет на пути к евроинтеграции паузу; намерено приостановиться на некоторое время, ибо ему, правительству, стало вдруг ясно, что при нынешнем состоянии экономики страны, реализация соглашения с ЕС приведет к тому, что  Россия в одностороннем порядке прекратит взаимодействие с  украинскими производствами и, соответственно,  в этой сфере  нас настигнет грандиозный коллапс. Десятки тысяч людей потеряют работу. Окончательно прохудится бюджет. Наступит дефолт.

Немедленным ответом на этот правительственный сюрприз стал Евромайдан. Сотни тысяч украинцев не могли взять в толк, отчего это решение было таким внезапным. Почему угроз, на которые сослался Азаров, он не видел, скажем, год  назад?  Зачем было водить народ за нос так долго и бессовестно? В связи с чем правительство позволило себе этот рискованный шаг, если  по закону такого рода решения есть прерогатива президента, после, естественно, подробного общественного обсуждения всех плюсов и минусов столь кардинальной перемены политики?

Более или менее достоверные догадки о причинах измены прежнему курсу со стороны исполнительной власти появились у нас достаточно поздно, когда, чуть ли не в ходе позорного для Украины саммита, стало ясно, что власти просто торгуются -- и с Европой, и с Россией, -- пытаясь как можно дороже продать или заложить страну; что в основе происходящего – голый материальный расчет.   Понять правительство и президента было нетрудно. Страна доведена до положения риз. Гигантский внешний долг; невероятный, с точки зрения здравого смысла, дефицит бюджета; резкое оскудение золотовалютного запаса; постоянное падение уровня экономики; никаких надежд на прогрессивные в этой области перемены -- в связи с полным отсутствием новых технологий, массовым уходом из Украины инвесторов, уставших сопротивляться тотальной коррупции, выведенных из равновесия крайне неустойчивым политическим климатом.

В такой ситуации деньги нужны, как воздух. И наши манипуляторам, которым кажется неважным, что они сами завели Украину в тупик, начали со свойственным им нахальством -- запросили у Европейского Союза совершенно несуразную сумму в 160 миллиардов долларов. О том, что эта цифра была попросту высосанной из пальца, свидетельствует тот факт, что ее дважды снижали, и тоже без  мало-мальски внятных мотивировок. В конце концов, обнаружилось, что и какими-нибудь пятнадцатью – двадцатью миллиардами режим Януковича был бы вполне удовлетворен, однако, Евросоюз на приманку не клюнул. Оплачивать долги Януковича-Азарова не стал. Опыт взаимоотношений со странами бывшего восточно-европейского блока диктовал в решении таких задач предельную осторожность. Миллиарда два, как в свое время Польша, – вот все, на что, в рассрочку, могла рассчитывать Украина до того, как зашла бы речь о ее реальном вступлении в Евросоюз. Польше этого хватило. Страна была способна учиться. Она оказалась готовой принять разнообразную системную помощь. Отовсюду потекли инвестиции. Результат хорошо известен. Но наши заговорщики не хотели получить удочку для ловли рыбы и самостоятельно заработать себе на обед. Им хотелось сразу отведать рыбки. Вот они и  решили попытать счастья в России.

Весь пафос  идеи состоял в том, что Россию, страну, наделенную византийским мышлением,  необходимость  раскошелиться взамен на вожделенный контроль над телом и душой сопредельного государства не испугает. Подкуп и шантаж – хорошо знакомые ей механизмы осуществления внешней политики. Ведь и Таможенный союз, куда собираются затащить Украину, на самом деле носит характер политического проекта. Для наших же игроков ничего не менялось. Ведь Россия и так ведет с нами торговые войны,  оказывает на Украину мощное экономико-политическое давление, следовательно, в случае подписания  Соглашения с Евросоюзом прессинг лишь усилится; кислород украинской промышленности в зоне взаимодействия с российскими фирмами будет перекрыт, и, если там, на Западе, все равно не дают столько денег, чтобы  компенсировать эти потери, то, быть может, стоит  присягнуть в любви Путину, разумеется, не бесплатно. План чисто азиатский по лукавству. Сохранить статус кво, да при этом еще и заработать; залатать дырявое одеяло украинской экономики.

Почему Путин, у которого на руках были все козыри, пошел навстречу Януковичу, который совершенно напрасно думает, что обвел вокруг пальца российского императора, мне неизвестно. Это дело будущего. Уверен, мы еще многое в ближайшее время узнаем.  Но желание во что бы то ни стало, подставить Западу ножку; потешить свое самолюбие тем, что, пусть не мытьем, так катаньем, Украину, возможно, удастся вовлечь в искусственно сотканную паутину мертворожденного Таможенного, а затем, глядишь, и Евразийского союза, эта эмоциональная составляющая, наверняка, сыграла в поведении Путина не последнюю роль. Как иначе объяснишь, что президент России (а это сугубо президентская игра) пошел на заведомо убыточный для себя проект, пообещал Януковичу 15 миллиардов денег из собственного пенсионного фонда, который и так трещит по швам, да еще и поторопился сразу же перечислить трехмиллиардный транш?  Думаю, он прекрасно понимал и понимает, что долгов Украина отдавать не собирается. Полагаю, это была с его стороны своеобразная импровизация, которая произвела на нашего президента, к такого рода отчаянным поступкам явно со своей стороны не готового; не умеющего или не желающего просчитывать игру на несколько ходов вперед, сильное  впечатление. Он даже перестал на какое-то время нервничать из-за Майдана. Для нас же это стало – жалкой платой за предательство ожиданий народа, жестокое избиение подростков  на «Евромайдане»; воникновение тревожной, на грани взрыва, общественной атмосферы, в которой мы  поневоле вынуждены теперь жить и дышать.

Уже сказано все, что можно и нельзя, по поводу иллюзорного российского кредита и не менее иллюзорной скидки цены на газ. Не хочется сегодня, в праздник, повторять  сформулированных политиками и экономистами предостережений во всех деталях. Ограничусь немногим. Просто помните и знайте о том, что все российские договоренности, включая дополнения к газовому соглашению-2009,  действительны лишь в пределах квартала, то есть, до апреля 2014 года; что три миллиарда разлетятся, не успеем глазом моргнуть, и, по крайней мере, один из них уйдет на затыкание дыр в, так называемой, «социалке», на что кредитные средства никогда не расходуются и, стало быть, отдавать их, да еще и с процентами, будет нечем; что разговоры Азарова о модернизации производств разговорами и останутся; за голубое топливо предприятия, пока суд да дело, будут платить отнюдь не продекларированную цену, а куда больше, так как премьер собирается цены 2009 года и нынешние смешивать и выводить нечто усредненное.

 Имейте в виду и то, что, плати не плати зарплату, на заводах, выпускающих неконкурентоспособную, с точки зрения западного рынка продукцию, ничего не изменится и, стало быть, обязательно рано или поздно, а скорее, рано, ибо Россия тоже не стоит на месте, начнется затоваривание, появятся неодолимые неликвиды, а вслед за тем  наступит неизбежный кризис, чреватый, опять-таки, снижением числа рабочих мест,  чего мы, якобы, избежали, интригуя с Москвой.

        Было ясно, что все это в совокупности послужит причиной, отчего Всеукраинское объединение «Майдан» не только не утихомирится, о чем мечтают регионалы и власть, но распространит сферу своего влияния на всю Украину, требуя уважения к правам личности; наказания преступников, выполнявших противоправные приказы режима; отставки проштрафившегося, недееспособного правительства; отмены противозаконных структур, наподобие Администрации Президента и его представительств на местах. А от самого Януковича – признания, каким бы тяжелым ни был для него такой шаг, факта полного фиаско президентско- парламентской формы правления нашего образца; добровольного, через парламент, возвращения старой Конституции и возвращения к парламентско-президентской модели государства. Так, собственно, и случилось.

Чем характерен нынешний Майдан? Толерантностью по отношению ко всем ветвям власти, политическим силам и общественным институтам. Но толерантностью, не влекущей за собой феодальной зависимости от правительства и президента;  предполагающей равноправный их диалог с обществом, которое уверенно структурируется, приобретает черты высокой гражданственности; с народом, отстаивающим свои конституционные права. Майдан намерен добиться искомого результата мирным, бескровным путем, но требует  ответной реакции исполнительной власти.

В Украине никто не хочет гражданской войны. Но больше никто не станет мириться и с совершенно нелогичным, для здоровой экономической теории необъяснимым имущественным и материальным расслоением общества; с идиотской пенсионной системой, предполагающей пятнадцать разных категорий граждан, степень воспомоществования которым государства между собою  несопоставима; с ничтожной, копеечной, да еще и с перебоями, системой трудовых расчетов и оплаты труда; с социальной заброшенностью молодежи, для которой нет работы, жилья, профессионального роста, будущего; с полным отсутствием институтов, гарантирующих необходимую степень безопасности любому члену общества, тогда как сейчас органы, которые язык не поворачивается назвать правоохранительными, осуществляют прямо противоположную функцию, выглядят иной раз продолжением организованной преступности.

 Люди хотят, чтобы образование в стране стало качественным, равным по уровню тому, что получает молодежь на Западе, ибо сейчас зачеты, экзаменационные оценки, дипломы сплошь и рядом покупаются – уровень поборов повсюду, от средних школ до ВУЗов,  зашкаливает, хотя любая бурса гордо носит имя национальной.

Люди хотят, чтобы медицина стала в подлинном смысле слова страховой; чтобы каждый гражданин был застрахован, по крайней мере, для начала, от сезонных болезней, подстерегающих нас на каждом шагу.

Люди требуют, чтобы  министерство доходов и сборов перестало быть чем-то вроде средневекового сборщика податей, которые выколачиваются из бизнеса плетью – достаточно вспомнить об авансовых налоговых платежах, то есть выплатах, которые приходится делать до того, как работа закончена, чего нет ни в одной стране мира.

Людям нужно, чтобы от чиновников ровно ничего не зависело; чтобы все контакты с ними приобрели не разрешительный, а заявительный характер – тогда непобедимая  коррупция исчезнет сама собой…

Сегодняшний мой монолог носит, как видите,  характер новогоднего тоста. Но отвлекусь, говоря о коррупции, лишь на минуту. В свое время, так уж вышло, ко мне сходились заявления  провайдеров кабельного телевидения с просьбой разрешить им работать  по определенным адресам. Получив эти бумажки впервые, я в течение дня уточнил с заявителями, не пересекаются ли их вожделения, так сказать, географически, и устранил с их участием возможные противоречия. На следующий день разрешительный документ отнес  в горисполком, в инстанцию, чья подпись на нем должна была дать ему ход. И уже наутро кабельщики получили требуемое. А днем ко мне явился, так сказать, смотрящий по линии Нацсовета и начал сурово меня распекать. Оказывается, я обездолил множество чиновников, которые работу, на которую мне понадобилось три дня, обычно  растягивали на несколько месяцев и за ускорение процесса, на что шли с видимой неохотой, получали соответствующую мзду. Это к вопросу о взятках, с которыми невозможно бороться…

И снова возвратимся на «Евромайдан». Только что здесь, на многотысячном народном вече, был принят программный Манифест, согласно которому нужно переходить от прекраснодушных разговоров к делу, к практическим действиям. Первое его требование – «формирование пакета решений, которые бы сняли остроту политического кризиса и создали основу для дальнейшей нормализации ситуации в стране». Для ведения переговоров Совет ВО «Майдан», сформировал полномочную делегацию, которая получила соответствующий  мандат на переговоры с властями.

Цели, которые преследует Майдан должны быть достигнуты в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективах. От  «освобождения и реабилитации арестованных за участие в акциях протестов, прекращения репрессий, террора, угроз, морального и физического давления на участников мирного сопротивления» до «освобождения всех политических заключенных». От  «отставки и привлечения к ответственности чиновников, в том числе министра внутренних дел Виталия Захарченко, ответственных за организацию кровавого разгона студентов в ночь на 30 ноября на Майдане Независимости, избиения активистов и журналистов под стенами Администрации Президента 1 декабря 2013 г.» до «наказания непосредственных исполнителей из числа рядовых бойцов спецподразделений МВД, ликвидация спецподразделения «Беркут»; запрета на использование военнослужащих Внутренних войск для силового противодействия мирным массовым акциям протеста; отставки правительства Николая Азарова и формирования нового проевропейского большинства в парламенте». А дальше – подготовка новой Конституции, назначение временного, технического, Кабмина для немедленного выведения страны из системного кризиса, подписание Соглашения об Ассоциации с ЕС, проведение досрочных парламентских выборов.

Не буду продолжать. Задачи перед народом  ставятся грандиозные. Для того, чтобы они были поняты и решены, необходимо широчайшее распространение и растолкование по стране идей Майдана. Но именно этому будет препятствовать действующая власть, уже подмявшая под себя подавляющее большинство СМИ страны  и начавшая в них цензорскую чистку. Отсюда вывод – каждый из нас, если хочет жить в новой стране, которую можно любить и уважать, должен считать себя рекрутированным Майданом и соответствующим образом действовать. Другого пути у честных людей нет. Будет очень жалко, если начатое Майданом, уйдет в песок, окончится ничем.

С Новым годом вас, друзья! С Новым счастьем!

Валерий Барановский
Авторская программа «Отражения»
http://krug.com.ua/news/20485

Добавить комментарий

Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews