Одесский журналист: хозяином города может быть только Эдуард Гурвиц, и никто больше (ВИДЕО)
Испытываете ли вы в последнее время ощущение тревоги или, по крайней мере, беспокойства? Если нет, то нервы у вас покрепче, чем у меня. Значит, вы лучше приспособлены к нашей удивительной жизни. А мне, честно говоря, тошно. Чего стоят только игры с Евросоюзом, которые партия власти ведет так грубо, будто уверена в том, что там, в Брюсселе да столицах европейских государств, сидят законченные кретины. Главный спикер ПР Ефремов договорился в своем бесстыдстве уже до того, что Тимошенко, из-за которой разгорелся весь сыр-бор, следовало бы обратиться в Совет Европы с просьбой подписать соглашение об Ассоциации с Евросоюзом, даже если ее не выпустят на лечение и она будет продолжать отсиживать свой срок в Качановской колонии. И это при том, что мы собираем внеочередное пленарное заседание ВР; что усиленно пыхтит согласительная комиссия; что Янукович на всех углах клянется в своей приверженности курсу евроинтеграции. Театр абсурда! И предполагать не мог, что когда-нибудь окажусь бессловесным статистом в бездарном спектакле.
Единственное обстоятельство, способное в какой-то степени примирить нас с реальностью, -- осознание того факта, что граждан Украины сорок шесть с лишком миллионов, а с гневом такой массы обманутых людей, как только они окончательно осознают степень собственной униженности, не справиться ни внутренним войскам, ни полиции.
Ну, ладно, будем считать, что на сей раз с надеждой пристроиться в кильватер Европе мы пролетели. Что ждет нас взамен? Объятия с Россией? Вряд ли. Там никогда не простят украинским властям разброда и шатаний; и все обещания, чаще всего иллюзорные, всплывшие в процессе борьбы за лакомый кусок геополитического пирога, будут редуцированы до мало существенных, ничтожных преференций, благотворного влияния которых на наше повседневное существование мы все равно не ощутим. Да и вообще, представление о России как о могучем северном соседе давно стоило бы подкорректировать, исходя из ее собственных реалий. Оставим в стороне Ходорковского, Болотную, Сахарова, все эти марши несогласных, хор либерально-демократически настроенной интеллигенции, саркастические комментарии Новодворской. Притворимся, что всего этого нет и никогда не было. Но как прикажете отнестись к поступку директора НИИ статистики Госкомстата России Василия Симчеры, который (нонсенс!) только что уволился с должности с восклицанием: «Надоело врать!»? Можно, конечно, отмахнуться, предположив, что врет как раз именно он. А можно и ознакомиться с его статьей, битком набитой красноречивыми данными, свидетельствующими о невероятных масштабах дезинформации, содержащейся в российских статистических отчетах. Отрывки из статьи, которую он назвал так -- «Двойственные оценки основных показателей развития российской экономики в 2001—2010 гг.» , -- опубликованы в «Зеркале недели».
Здесь не время и не место подробно цитировать Семчеру. Скажу только, что изложенные им факты просто поражают воображение. Ложь подобного размаха кажется чрезмерной даже для нас, брешущих о «покращенн1» на каждом шагу. Недаром в качестве эпиграфа к своим откровениям автор выбрал цитату из Марка Твена: «Цифры обманчивы, я убедился в этом
на собственном опыте; по этому поводу справедливо высказался Дизраэли:
«Существует три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика». Вот в такую Россию, где спят и видят Украину своей автономией, нас и заманивают. В Россию, которая никак не может справиться со своими проблемами. В Россию, газовая упряжка которой идет по бездорожью вразнос. Минут считанные годы и зависимость ряда стран от голубого топлива, поставляемого Кремлем, станет символической. Что тогда? Чем тогда российский режим будет шантажировать строптивых партнеров?
Я понимаю, конечно, что, помимо гипотетического присоединения к Евросоюзу, существует – и для Украины, и для России, -- некоторое число иных экономико-политических решений. Легко представить себе, например, что наша страна приобрела внеблоковый статус, а зона свободной торговли – невиданные размеры, включающие в себя европейский и евразийский рынки. Да мало ли что можно вообразить. Но любой экономист, самый изобретательный и широко мыслящий, должен, вероятно, отдавать себе отчет в том, что супер-смелые его идеи могут быть адекватно реализованными лишь при наличии здравого смысла и доброй, прогрессивной воли у режимов стран, вовлеченных в процесс глобального переустройства мира – общественных отношений, экономик, политических платформ.
Что толку твердить о доверии друг к другу, взаимном стремлении к благосостоянию братских народов, если налицо, с одной стороны, воинствующий великорусский шовинизм (вон из империи жалких гастарбайтеров!), с другой, -- столь же радикальный национализм, склонный рассматривать любого москаля как генетического недруга? Другой вопрос, кто из нас ближе к выздоровлению, в чьем политикуме (употребим это безграмотное слово, потому что иное в голову сейчас не приходит, а народов описанное расслоение вообще не касается) – в каком политикуме вирус взаимной враждебности укоренился глубже. Мне кажется, нынешняя Украина – при прочих равных условиях – по корявым путям-дорожкам демократии идет увереннее, нежели Россия. Здесь тоталитаризм российского типа уже, сдается мне, немыслим. И это радует.
Но спекуляции, с разговора о которых мы начали сегодняшнюю встречу, тоже -- объективная реальность. Такая же, как незаметные невооруженному глазу манипуляции с «Нафтогазом», которого сейчас лишили акций «Укргаз-Энерго», еще недавно единственного поставщика природного газа в Украину. А ведь «Укргазэнерго» появился, когда скандал вокруг «РосУкрэнерго», посреднической структуры Фирташа, против которой ополчилась Тимошенко, заставил эту фирму спрятаться, для чего и родилось на свет совместное с НАК «Нафтогаз Украины» предприятие. Оно-то сейчас и было фактически ликвидировано. Что за этим стоит? Не означает ли решение суда, отобравшего акции у этой компании, что Фирташу, получившему у России индивидуальную цену на газ, нужды в ней больше нет и не будет? А может быть, этот шаг предварял следующий – отказ, думаю, временный, брать российский газ вообще? Как происходящее на энергетическом рынке связано с решением правительства (наконец-то!) не продавать газ собственной добычи за рубеж, в связи с чем мы побили горшки с Польшей? На эти вопросы трудно ответить. Уж очень запутанные материи» Тут нужно быть серьезным специалистом. Но для нас вот что важно.
Мы с замиранием сердца следим за телеканалом «Рада», гадая, возьмутся ли парламентарии, наконец, за дело, продемонстрируют ли здравомыслие, независимо от того, к какой политической партии принадлежат; задумаются ли о нашем с вами будущем? Ведь в андерграунде продолжается невидимая нам работа: формируются колоссальные состояния, делятся сферы влияния, создаются олигархические союзы, разворачиваются экономические войны локального характера, обналичивается страна, в том числе и с участием иностранного капитала. Все это косвенным образом отражается на нас уже сейчас. Но мы не в состоянии повлиять на эти тектонические процессы. Хочется надеяться, до поры, до времени. Впрочем, до конца этого месяца станет ясным, пусть в первом приближении, куда нас завели и что «день грядущий нам готовит».
А в Одессе, в связи с наступившим междувластием, происходит гораздо меньше имеющих существенное значение событий, чем можно было бы предположить. Почти одновременное снятие Костусева и губернатора, несмотря на то, что подобный ход событий и прогнозировался, застало нас, все-таки, врасплох. Правда, те, кто, несмотря на возмущение общественности и имитацию страшного гнева со стороны городского головы, застраивали побережье, понемногу перекрывали простому люду выходы к морю и так далее, свою подрывную работу продолжают, хотя не скажу, что с утроенной силой. Полагаю, они уже привыкли к тому, что живут с городской управой, а уж с нами и подавно, в разных измерениях. Там что-то решают, о чем-то спорят, грозятся вывести неслухов на чистую воду, а тут, у них, на стройплощадках, тишь, гладь, да божья благодать. Недавно я попал в Мукачевский переулок и обнаружил по крайней мере две вывески, которые сообщали публике, что спуститься на берег ей здесь не удастся. А позже ехал по искореженной дорожке (оползни не унимаются) от 13 станции Б. Фонтана вниз, к берегу, и справа и слева от себя наблюдал активно функционирующую строительную технику. Скоро дискутировать будет не о чем. И пугает даже не то, что на склонах появятся какие-то строения, а разнобой, архитектурный, экологический, который будет ими внесен в жизнь побережья. Я уж не говорю о рисках, сопровождающих такое строительство, если нет надежно проработанного, предусматривающего обязательное применение современных строительных технологий проекта набережной, окаймляющей город со стороны моря.
Да разве только это? Посмотрите, во что превратили Одессу варвары из «Зелентреста». Сердце кровью обливается! Одесса утыкана сиротливыми остовами деревьев. Картина города, пережившего «Армагеддон». Уверен, без всякой консультации у специалистов, что так производить обрезку деревьев нельзя. Значительная часть из них погибнет. Вместо того, чтобы тщательно проинспектировать зеленые насаждения, аккуратно, выборочно удалить отжившие свой срок деревья; остальные подвергнуть тщательной очистке, обрезке крон, по улицам пустили бригады, напоминающие о безликих пожегщиках из «Прощания с Матерой» или безумную древокосилку из «Сибирского цирюльника». Деревья, еще вполне здоровые, полные жизни, пустили под нож. Изуродовали красивейшие городские улицы. Теперь же что-то там рассказывают о новых ясенях, которые собираются где попало натыкать вдоль Французского бульвара. А все эти пни и обрубки живых существ куда денутся? Их, по-хорошему, надо бы выкорчевать.
Думаю, все это безобразие было затеяно для того, чтобы подступиться к реконструкции бульвара. Но если профессионально заняться корчевкой, придется убирать трамвайные рельсы, менять сгнившие коммуникации, исключать улицу из городского обихода на добрые год-два. И это при удачном стечении обстоятельств с финансированием. Но ведь браться за такую работу просто так, с кондачка, нельзя. Ведь это один из раритетов прошлого, пусть и основательно подпорченный. Тут нужен серьезный проект. Задача задач!
Представляете, что наговорили бы наши городские пикейные жилеты Эдуарду Гурвицу, если бы он позволил себе что-либо похожее на этот разбой. Его из-за одного-двух деревьев, которые требовалось спилить оттого, что давно сгнили, склоняли, бывало, месяцами. А каких поношений он наслушался, когда вынужден был очистить улицу от деревьев, угрожающих из-за дряхлости жизням людей, при реконструкции Тираспольской – дескать, мэр уничтожил вместе со священной брусчаткой зеленые легкие города! Но, обратите внимание на то, как он, осыпаемый стрелами критики, подошел к этой задаче. Тираспольская была полностью реконструирована и вдоль нее выстроились ряды новых саженцев. Правда, некоторые не принялись. Их непременно уже заменили бы на свежие, если бы Гурвиц остался на месте. Часть же молодняка уже пошла в рост, обрела кроны, и через несколько лет на тротуары Тираспольской возвратится желанная тень. Что же до нынешнего гоп-стопа, то его авторов, мне кажется, нужно просто судить. Почему помалкивают экологи, не понимаю.
Не может не обратить на себя внимания еще один сюжет городской жизни. Мне долго не давала покоя мысль о том, почему городской департамент торговли и развития потребительского рынка так энергично воюет главным образом с МАФАМи, не обращая внимания на то, что они с завидной регулярностью, как грибы после дождя, появляются в других местах. Не смея усомниться в абсолютной незапятнанности репутации борцов с будками, я просто ловил кайф оттого, что эта кампания заслонила собой все остальное, особенно рынки, с которыми всегда было и будет связано немало конфликтных ситуаций, возникающих в пограничной зоне «администрация-продавец». Тут возможны самые неожиданные проекты. Это интереснейшее поле деятельности для профессионального отряда экономистов и управленцев. Но к чему департаменту напрягаться, когда перед ним вырисовывается куда более привлекательная и простенькая задача.
Оказывается, если верить прессе, а других источников информации у нас, как мы договорились, нет и быть не может, Одессу ждет замена всех, без исключения, будок и павильонов, вкупе с теми, что установлены законно, на новые образцы дизайнерской мысли итальянцев и французов. При полном бардаке, который творится в городе; при нынешнем дефиците средств на жизненно важное, мы будем тратиться на итальянские и французские малые архитектурные формы, а кто не захочет соответствовать, – вон с пляжа! Ничего себе схемочка, не правда ли? Интересно как там будут обстоять дела с рас четами? Думаю, господа, придумавшие эту махинацию, себя не забудут.
Да, Одесса сегодня выглядит ужасно. Но причина тому не одни лишь мафы. Нужно рассматривать всю городскую среду в комплексе. Начиная с возмутительной архитектуры некоторых «новостроев» и заканчивая, так называемой, уличной мебелью. Наверное, вы помните, что еще при Эдуарде Гурвице у нас пытались провести конкурс на лучшее дизайнерское решение малых архитектурных форм, но он был фактически сорван. Если не ошибаюсь, больше прочих в этом смысле постарался глава первого кредитного общества Азаров, который собирал какие-то общественные советы; на каждый чих исполкома отвечал, так сказать, затяжным насморком и, наконец, добился того, что идеи конкурса ушли в песок, победители не были определены; идея, в принципе, захлебнулась. Старался оппонент исполкома, по-видимому, оттого, что конкурс должен был загнать в разумные рамки разгул приносящей доход наружной рекламы, а инициатор сопротивления этим тогда активно занимался.
Но не будем слишком глубоко погружаться в прошлое. Мы находимся там, где находимся. Вчера я посмотрел в сторону моря с пятого этажа «Афины» на Греческой площади и увиденному, честно скажу, просто ужаснулся. Не город, а какая-то свалка. Страшнее всего остального выглядела пирамида параллелепипедов, возвысившаяся на месте бывшего кинотеатра Фрунзе. Справа к ней примыкает совершенно замечательная, отлично нарисованная многоэтажка; справа прижался одноэтажный флигель, тоже символизирующий одну из архитектурных особенностей старой Одессы, а посередине, -- это, ни на что не похожее убожество, плод клинической гигантомании; разнузданного представления о прекрасном безвкусного и безграмотного инвестора. Если вспомнить обо всех этих щедро остекленных глыбах с виньетками, дурацкими карнизами, колоннами, уродливой лепниной, дурацкими балкончиками, кариатидами -- на Греческой площади, Французском бульваре, улице Олеши, в Старобазарном сквере и так далее (а число их неумолимо растет), станет ясным, что пошлая дешевка скоро окончательно избавит нас от глупых романтических надежд попасть в списки наследия Юнеско или в какие-нибудь столь же уважаемые анналы. Не будет ничего этого. Сейчас, если не придет в Одессу достойный городской голова, перелицуют Французский бульвар, закончат разрушение исторического центра, превратят в мечту мадам Помпадур все побережье, и об Одессе, одном из уникальных поселений Европы, останутся лишь слабые воспоминания.
Конечно, избавиться от наиболее страшных образцов провинциального инвест-зодчества вряд ли удастся. Вон, незаконно возведенный паркинг во дворе гостиницы «Черное море» практически уничтожил памятник архитектуры. Прокуратура вынесла решение разобрать новодел силами застройщика. Думаете, это произойдет? После дождичка в четверг! В ход будут пущены любые уловки. Причем, это не из ряда вон выходящий пример. Это теперь норма. Ведь власти в городе нет уже добрых три года. Считаться не с кем, кроме собственного кармана. Вот вам и результат.
Единственное, что доставило мне на минувшей неделе хотя бы малую толику удовлетворения, это инициированное городской прокуратурой решение админсуда о прекращении наладившейся в последнее время выдачи детальных планов территорий на основе несуществующего Генплана города. Правда, вердикт суда пока коснулся лишь одного ДПТ. Правда, законники объявили, что Генпланом, который может считаться легитимным, является проект 1089 года, когда председателем горисполкома служил Валентин Симоненко. Новый же, над которым в Киеве уже трудятся, по-моему, лет десять, так сессией горсовета и не согласован и, стало быть, принят во внимание быть не может. Но лиха беда начало. Может быть, теперь состряпанные на скорую руку, в угоду множеству инвесторов, дерибанящих городскую землю; намеренных извлечь из нее, натыкав где ни попадя развлекательные, торговые да бизнес центры, максимальную прибыль, детальные планы территорий станут незаконными. И, значит, те торопыги, которые уже успели взяться за лопаты и молотки, должны будут свернуть бурную деятельность и, в крайнем случае, добиваться своего в судах более высокого уровня. Понимаю, что они этого делать не захотят. Попытаются, притворяясь, что ничего не происходит, лудить свое. Но город при этом будет становиться все уродливее. А потому, я считаю, городской громаде следует, не откладывая, взяться быка за рога -- настоять на том, чтобы временно исполняющий обязанности городского администратора Олег Брындак перестал тянуть резину, а немедленно потребовал назначения в Одессе внеочередных выборов. Тем более, что несколько законопроектов о выборах в Одессе в ВР уже зарегистрированы.
Как там будет с Тимошенко, пойдем ли мы в Евросоюз или продолжим болтаться, как щепка в проруби, это вопрос важный, но для нас, в известном смысле, второй. Одессе срочно нужен хозяин, способный возвратить ее в цивилизованное состояние; прекратить процесс уничтожения того, что еще можно спасти. Вы знаете мое на этот счет мнение. Таким хозяином может быть только Эдуард Гурвиц, и никто больше. Если вы со мной не согласны, у нас еще будет время поспорить. Но выборы нужно объявлять уже сейчас. Не дай Бог, мы попадем в ту же ситуацию, что Киев. У нас нет такого запаса прочности. У нас нет таких денег, которые сосредоточены в столице. Нам слишком долгого периода безвластия не выдержать. Это нужно хорошо понимать.
Валерий Барановский
Авторская программа «Отражения»
Одесса
Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews