Одесские СМИ: против лома нужна не новая идея, а другой лом

 На днях после лечения за рубежом в Украину возвращается Юрий Витальевич Луценко, лидер формально существующей, а фактиче-ски «спящей» партии «Народная самооборона».

ПРОТИВ ЛОМА НУЖНА НЕ НОВАЯ ИДЕЯ, А ДРУГОЙ ЛОМ

За бывшим министром внутренних дел Украины, помилованным в апреле указом президента Януковича, нет реальной политической силы, нет массовой поддержки, которой обладает, например, лидер «Батькивщины» Юлия Тимошенко. Нет и рейтинга надежд, симпатий населения, которыми располагает лидер «УДАРа» Виталий Кличко. Зато, в отличие от упомянутых лидеров, у Юрия Витальевича есть мечта о коренном переустройстве страны. Мечта называется «Третья республика».

Как объясняет Луценко, Украина пережила две республики. Первая, Украинская Народная Республика, разгромлена в начале двадцатых годов прошлого века, а на фундаменте второй, Украинской Советской Социалистической Республики, более двадцати лет существует криминальный олигархат. Находиться в состоянии вечной обороны, постоянного сопротивления правящей мафии и очередному деспоту — значит обречь народ на поражение. Нужен наступательный план, план контрколонизации Украины. «Третья республика» может стать таким планом.

Прямо скажем, Луценко это сам признает, план пока не оформлен. Но он необходим как альтернатива не только существующему нищенству и аморальности. Он необходим как вера в будущее, как попытка объединиться, согласовать набор всем понятных реформ и заявить наследникам коммунистического прошлого и нынешнему криминалу: вы не имеете власти над нами.

Такие соображения Юрий Витальевич высказывает в разном формате, в заявлениях для прессы, в интервью, в переписке с Даниилом Яневским, опубликованной на сайте «Главком». Поддерживает, словом, фон для того, чтобы летом группа интеллектуалов с его, Луценко, участием приступила к выработке конкретных предложений. Что ж. Флаг им в руки. Слова правильные, намерения добрые. Но добрыми намерениями можно вымостить дорогу куда угодно.

В обстановке непрерывного и тотального давления на оппозицию, какой бы эта оппозиция ни была, в обстановке укрепления личной власти президента страны с использованием силовых, по сути, криминальных методов, призывать народ к контрнаступлению все равно, что в 41-м звать на штурм Берлина. Не заметишь, как окажешься в концлагере вместе с планами третьей, четвертой и пятой республик.

Пока заявишь Банковой, «вы не имеете власти над нами», администрация построит всеукраинскую тюрьму, из которой никому в обозримое время выбраться не удастся. Строительство этой тюрьмы нынче в разгаре, оно при поддержке и силами будущих заключенных ведется успешно, а не заметить это способны только интеллектуалы и моральные авторитеты Отечества.

Верить, что стены тюрьмы рухнут, безусловно, полезно. Но рухнут они не от веры в планы всем понятных реформ. Не было таких прецедентов в истории. Зато были прецеденты, когда точечные удары по деспотии приводили к падению очередного деспота. И случалось, что временно побеждала демократия и свобода. Как в 1991 году.

Сопротивляться тирании поэтому можно без всяких планов. В качестве инструмента годится любая, даже примитивная, изжившая себя идеология. Такая, как у партии Тягнибока. В борьбе против лома необходим другой лом, а не адронный коллайдер. А получится в результате демократическая республика, монархия или известный в Украине гетманат, ведает только Господь.

КСТАТИ О ГЕТМАНАТЕ

Если приглядеться, нынешняя форма власти, берущей начало от избрания четвертого Президента Украины, представляет собой продолжение исторической традиции — гетманата. Пост гетмана в средневековой Украине соединял в себе признаки выборной монархии и демократии в самых неопределенных и зависящих от конкретной ситуации пропорциях.

При этом, если не считать нескольких лет правления Богдана Хмельницкого (от победы над Речью Посполитой в 1648 году до Переяславской Рады в 1654 году), первый гетманат Украины был тесно связан с чужеземным владычеством. За немногими исключениями, правобережные гетманы тянули народ к Польше, левобережные — к России.

Второй украинский гетманат существовал с перерывами. Но вплоть до уничтожения его остатков Екатериной Второй он был полностью под российским ярмом. Что же до третьего гетманата, правления Павла Скоропадского в 1918 году, то на несколько месяцев принесли его на штыках немцы. И на штыках унесли с собой. Но с давних пор авторитарный правитель Украины, как бы ни назывался, ищет чужеземную руку для опоры. И беда ему, если такой руки не находит.

Виктор Янукович в этом смысле не исключение. Как настоящий гетман, он хочет распоряжаться на подвластной территории как самодержец. Однако внутри страны, в отличие от соседней России, опоры для самодержавия нет. Как и прежде, часть Украины с надеждой глядит на Запад, часть с такой же надеждой смотрит на Восток, а часть прочно застряла в советском прошлом.

Даже с помощью силовой вертикали и железобетонной администрации не удается причесать население под одну гребенку без помощи. А помощь получить можно только из-за кордона.

Гетманы прошлого решали такую задачу, не мудрствуя лукаво. С потрохами ложились под сильного покровителя, а восставали против него редко. И только тогда, когда покровитель посягал на «святое» — власть гетмана над своим народом. Классический случай — Иван Мазепа. Друг и верный соратник Петра, он оставался им до тех пор, пока Петр сам не захотел властвовать в Украине.

Виктор Янукович в начале президентства надеялся на милость Владимира Путина так же, как Мазепа надеялся на милость Петра. Нет сомнений, он был бы верным другом Кремля. Но Кремлю не нужны друзья. Нужны подданные. И не всякий гетман на такое согласен. Не согласен хотя бы потому, что выбрала его не казацкая старшина, а индустриальные олигархи.

Сейчас Виктор Федорович ровно в такой ситуации, в которой Мазепа находился накануне Полтавской битвы. Можно отдать России все за дешевый газ и перестать быть самодержцем. Можно опереться на Евросоюз с риском проиграть себя и страну в одном сражении. Одного нельзя — стоять на месте, хотя для советского хозяйственника такой образ действий самый естественный.

В минувшее воскресенье Янукович попытался из тупика выбраться. Он отправился в Сочи на свидание со своим патроном. Им, по словам Путина, было о чем поговорить перед тем, как на встрече в Астане тот же Владимир Владимирович вместе с Нурсултаном Абишевичем и Александром Григорьевичем решат, достоин ли Виктор Федорович наблюдать, как президенты России, Казахстана и Белоруссии играют в Таможенный союз в одной песочнице.

Статус наблюдателя в ТС не предусмотрен в уставе организации. Но закрывать Украине дверь на Восток «союзникам» тоже не с руки. Гетман может обидеться, повернуть коня в Брюссель, и кремлевским планам возрождения Большого Совка — кирдык.

Словом, положение Януковича не безнадежно. «Полтавскую битву» Президент Украины еще может выиграть. Но эту битву, скорее всего, проиграет украинский народ. Проиграет в том случае, если власть гетмана укрепится.

Леонид ЗАСЛАВСКИЙ.
http://yug.odessa.ua

Добавить комментарий

Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews