Все январские праздники – и светские, и религиозные – слава Богу, позади, а нас местное телевидение продолжает потчевать несъедобным блюдом; примитивной агиткой об удивительной
гуманности и бескорыстии врио городского головы, который, как и обещал, устроил в Садах Победы обед на н-ное количество кувертов для простого люда. Он бы охотно бочки на площадь выкатил да лоточников с пирогами в толпу запустил, кабы знал, что ему такое барское чванство простится. Однако не стал рисковать и собрал в самом богатом месте города всех, кого счел достойными свидания с собою, великим. Тут были и работники ЖКС, и врачи, и дворники, и учителя, и, и, и… Перечисление профессиональной принадлежности трудящихся, приглашенных по разнарядке костусевской администрации на предновогоднее свидание с «народным мэром», заняло бы несколько строчек. Кстати, почему этот гражданин именуется не просто мэром, что тоже не отвечает в глазах адекватных горожан его реальному статусу, а именно «народным»? Именно так, желая воздать должное начальству, выразился руководитель ЖКС «Портофранковский». К последнему, как вы понимаете, никаких претензий быть не может. Он просто следовал сложившейся бюрократической традиции. Уже достаточно давно сервильные телевидения и управленцы среднего звена, упоминая о Костусеве, употребляют это смешное словосочетание, не замечая всей анекдотичности ситуации. Что ж, мы никак не можем отвыкнуть от совкового фольклора и, хотя СССР давно распался, продолжаем присуждать звания «народный» и «заслуженный» людям, которым получение всяческих наград из рук власть имущих или даже госдарства, должно было бы казаться просто неприемлемым. Актеры, журналисты, писатели, юристы, да мало ли кто еще, врачуя язвы современного им общества, не должны ждать от него официальной, благодарственной оценки собственных трудов. Это нонсенс.
Признание может придти к ним спустя много лет. Итог их деятельности может быть подведен в изустной форме, в молве народной, как было, скажем, с матерью Терезой, не получавшей звания, простите за тавтологию, народного или заслуженного миссионера. Если же обратиться к биографии Костусева, то самым ярким ее событием было обретение вожделенной должности городского головы, ради которой он готов был и душу льяволу заложить. Недаром ведь местные выборы в Одессе осенью 2010 года прошли с бессчетными нарушениями прав избирателей, с наглой подменой протоколов с мокрыми печатями, с массовым вбросом заранее заполненных бюллетеней и так далее, и так далее. В ту пору чуть ли не любой встречный на вопрос, за кого вы голосовали, отвечал внятно и однозначно: за Эдуарда Гурвица. Однако в результате мошеннического пересчета голосов пальму первенства получил тот, кого мы с полным основанием именуем сегодня врио городского головы. И как бы Костусев ни пыжился, как бы ни старался выглядеть бессребренником и отцом родным Одессе, он все равно остается в глазах честных людей чиновником, посаженным сюда на прокорм великим лингвистом Азаровым. Это было заметно и на «корпоративе» с земляками, которые выслушивали елейную похвальбу Костусева с таким постным видом, будто каждый только и мечтал о том, чтобы это позорище как можно быстрее закончилось и его отпустили бы домой, к семье, к детям; в нормальную, привычную среду обитания. Уверен, придут внеочередные перевыборы городского головы, и все эти люди, не колеблясь, проголосуют за возвращение в Одессу законного мэра. И хватит об этом.
Не знаю, стоит ли нам обстоятельно обсуждать поступок трех членов недавно появившейся в парламенте внефракционной депутатской группы «Одесса», которые покинули ее в связи с тем, что их вступление в нее не было согласовано с Эдуардом Матвейчуком. Мне это, честно говоря, не совсем понятно. Легко вообразить себе такое положение вещей, когда какие-то усилия парламентской группы окажутся направленными против поспешных или непрофессиональных решений местных властей; решений, которые, дабы город не пострадал и наши прова ни были ущемлены, должны быть немедленно отмененными. Может случиться такое? Конечно, может. Особенно, если не забывать о том, кто сидит у нас в кресле городского головы, или позволить себе объективную оценку фиктивных начинаний, вроде «народного бюджета» или «народного медосмотра». И то, и другое в сочетании с только что упоминавшимся «народным» статусом врио городского головы, убеждают меня в том, что только полная независимость парламентской группы, честно лоббирующей интересы одесситов, в том числе, независимость (при постоянном, конечно, сотрудничестве) от наместника президента, почему-то именующего себя губернатором, и является надежным залогом ее продуктивной работы. Не знаю, долго ли просуществует эта группа, но нет сомнений, что пользу она принесет лишь в том случае, если будет абсолютно защищенной от давления провинциальных кулуарных договоренностей.
За доказательствами этого тезиса далеко ходить не приходится. Первое же, что приходит в голову, – дело некоего Александра Куренного, который, как мы недавно узнали, опубликовал в Интернете грозное письмо, где объявил, что намерен стать одесским Брейвиком, расстрелять в ближайшее время в одном из общежитий «понаехваших» сюда мигрантов. Признаюсь, я, по горячим следам, предположил, что текст, о котором идет речь, -- чистейшая провокация. В нашем пузырящемся, сотрясаемом непрерывными тектоническими процессами; насквозь, с одной стороны, политизированном; а, с другой, индеффирентном по отношению ко всему, кроме материальных ценностей, обществе достаточно сил, которые ведут к дальнейшей его дестабилизации. Тут достаточно упоминания об антифашистских комитетах, возникших на волне роста популярности националистической партии «Свобода»; украинофобского неприятия национализма как такового; попыток идентифицировать его с фашизмом. На этом фоне Куренной с его скинхедскими идеями такому комитету более, чем полезен, ибо само его появление в зоне видимости мотивирует необходимость формирования каких-то низовых, самодеятельных структур самообороны, призванных защищать нас от угроз, что с той, что с другой стороны. Более того, полная путаница с этим персонажем, то ли реальным, то ли выдуманным или назначенным, как это у нас сплошь и рядом бывает, на роль хорошо оплаченного «терпилы», свидетельствует о том, что дело нечисто. Упаси меня Боже лезть без достаточных на то оснований в дела правоохранителей, но никак не могу отделаться от мысли, что, как и большинство украинцев, постоянно нахожусь в положении объекта или жертвы грандиозных мистификаций. Это касается и мифического убийцы из «Каравана» Мазурка, тело которого не опознали родственники; и днепропетровских террористов, продемонстрировавших своим поведением клинический, но выгодный следствию идиотизм; и покушения на Путина, готовящегося почему-то у нас, на Тираспольской; и ликвидации банды Дикаева; да и дела Тимошенко, которая вдруг, ни с того, ни с сего, оказалась организатором убийства Щербаня и редкой дурой, оплатившей услуги киллера со счетов собственной фирмы. Все это кажется весьма сомнительным, чтобы не сказать – бредом. А вот намерение антифашистского союза Одессы сформировать дружины для противодействия наицоналистам – леденящая кровь реальность. Вслушайтесь в слова, произнесенные на пресс-конференции новоиспеченного союза:
«С этими людьми (то есть, националистами) общаться нельзя. Они уже давно перестали понимать. У них есть свои идеи, свои цели, диалога с ними нельзя вести. … Нужно готовить ребят, нужно воспитывать патриотов своего города, которые ненавидят фашизм, вот эти люди и будут тем щитом, который не только в Одессе, но и во всей Украине появится. Вместе с тем, активисты движения готовы прибегнуть к «адекватной реакции» на применение силы националистами в случае повторения событий 21 декабря». И еще несколько слов. Якобы, от имени афганцев. «Мы не сторонники силовых методов воздействия. Мы сторонники того, что надо убедить людей не ломать двери собственного дома. Но если дело дойдет до таких шагов со стороны людей, которые не понимают слов, значит, будет адекватная реакция…в рамках действующего законодательства». Вам не страшно все это слышать? Вам не видятся здесь уличные потасовки, пущенная в ход арматура и кастеты, бритоголовые провокаторы, получившие команду «фас»; проломленные ни за что, ни про что головы? Причем, опять-таки, с обеих сторон. Заключительные слова процитированного текста, вот это самое «в рамках законодательства»; этот еле слышный писк под занавес, долженствующий свидетельствовать о том, что здравый смысл, все-таки, восторжествует, никого не убеждают. И тут самое время вмешаться в ход событий депутатской группе «Одесса», если ее жизнь, конечно, продлится. Как-никак, во главе этой парламентской структуры стоит один из главных законников страны. Ему и карты в руки.
Ну, а теперь поговорим о делах сугубо внутригородского свойства, которые, однако, вызывают не меньше недоумений. Недавно стало известно о том, что школьникам у нас нечестные люди поставляют некачественные продукты, да еще и по завышенным ценам. Буча поднялась невероятная. На авансцене этого печального открытия отвела душу зам. городского головы Павлова. Она объявила, что конкуренцию десяти частным предприятиям, которые, выяснилось, не любят детей, может составить муниципальное предприятие, «аналог», как она выразилась, «уже несуществующего КП «Питание». У меня нет сейчас под рукой необходимых документов, но помнится, что еще сравнительно недавно коммунальное предприятие «Питание» с энтузиазмом уничтожалось городской администрацией. Руководство этого КП было заподозрено во всех смертных грехах, но вместо того, чтобы, ежели подозрения подтвердятся, просто сменить проштрафившееся руководство, предприятие ликвидировали. Для чего, для кого, почему – это вопросы к врио городского головы. Он ведь постоянно ликвидирует что-либо полезное, вроде столовых благотворительного фонда «Ветеран», чтобы, спустя некоторое время, отползти назад, ибо его действия не выдерживают ни критики, ни пристального внимания компетентных инстанций. Можно, конечно, допустить, что ребят теперь станут кормить лучше, но полной уверенности в том нет, ибо городом руководит непрофессиональная команда.
Она, эта, с позволения сказать, команда, не в состоянии разобраться даже в простейшей проблеме: кто и зачем произвел дурацкую подрезку восемьдесяти деревьев в сквере на Генуэзской, вследствие чего они вряд ли переживут зиму. Казалось бы, чего проще; какие такие нужны усилия, чтобы выяснить, кто вызвал бригаду вандалов, которые отчекрыжили у сорокалетних шелковиц, акаций, кленов живые, полные соков кроны, оставив на их месте короткие, уродливые обрубки. Каждому рабочему, который был рекрутирован для осуществления этого безобразия, известно, что, так называемое, «облагораживание» сквера заказали вдаельцы отеля «Аркадия» и развлекательного комплекса «Zимний». Но где там! Городские власти по-прежнему пребывают в неведении. Городская милиция, думаю, тоже. Во всяком случае, граждане, которые пытались зарегистрировать в Приморском ее райотделе уведомление о проведении в Аркадии по указанному поводу акции протеста, долго бились головой об стенку прежде, чем смогли этого добиться. Оно и понятно. Дело архисложное. Вот поймать заказчика убийства Щербаня – это раз плюнуть. А тут потрудиться надо.
Правда, есть у костусевской команды и несколько ноу-хау. Например, продолжает обсуждаться идея об открытии пары-тройки троллейбусных маршрутов на Балковской. Представляете себе эту картину. Невероятно запруженная, несмотря на реконструкцию, дорога, в часы пик будет окончательно парализована троллейбусами, вероятно, из того бэушного набора, который усилиями городских властей был приобретен в Чехии. Замечательное решение! Почти такое же яркое, как реконструкция детского сада на перекрестке тех же Балковской и Мельницкой. Да, некогда тут размещалось неплохое дошкольное учреждение. Но тогда нынешняя река текущего мимо него транспорта была робким ручейком. Сегодня же загазованность на этом перекрестке такая, что хочется не детишек здесь поселять, а переместить сюда весь состав горисполкома. Ребятам же -- отдать здание биржи на Приморском бульваре. Вот это станет настоящей заботой о будущем! Всем на загляденье!
Продолжается и затеянное центром реформирование медицинской отрасли. О закрытии восьми поликлиник, резко сокращающем расходы на здоровье одесситов; организации диагностических центров, откуда неудачных специалистов будут палкой загонять в семейные врачи, мы уже не раз говорили. Остается вспомнить о реорганизации скорой помощи, которая постоянно страдает от нехватки транспорта, оборудования, медикаментов, кадров. В последнюю каденцию Эдуарда Гурвица за нее взялись весьма энергично. Быстро обновлялся автопарк, появлялись все новые подстанции. Задач, конечно, предстояло решить еще очень много, но благополучная перспектива уже просматривалась. Однако теперь все решительно изменилось. Городская скорая прекращает свое существование, вливаясь в структуру медицины катастроф. И хотя руководит этой отраслью профессиональный и умный специалист и организатор медицины Александр Лиман, вопросов перед врачами умирающей службы встает чрезвычайно много. Как при всякой реорганизации, проводящейся с изменением титула предприятия, их заставляют массово увольняться. Кого возьмут обратно и сохранятся ли в штате опытнейшие врачи-пенсионеры, неизвестно, как и то, где взять молодую кровь. Около сотни машин на город это, казалось бы, неплохо. Сто пятьдесят на область – слишком мало. Где взять достаточно денег на финансирование затеи неясно. А это миллионы. Как приблизить к состоянию средней, скромной по среднеевропейским меркам кареты скорой помощи нашу родную колымагу, холодную, плохо оснащенную, с неустойчивыми железными носилками, на которых перевозить мясо с бойни, а не больных людей, неизвестно. В общем, налицо куча почти неразрешимых проблем. А город помалкивает. Управление здравоохранения и не пикнуло, когда Одессе навязали пилотный проект, который давно показал свою недоработанность, сырость в других областях Украины.
Городу нет дела и до беды, постигшей одно из недавно еще живых, способных эффективно действовать предприятий – «Холдинговую компанию «Краян», производившую уникальные краны. На протяжении ряда лет это предприятие, соседствующее со знаменитой «Январкой», из лона которой вылупилось; «Январкой», в руинах которой уже не осталось ни килограмма железа (все растащили на металлолом), -- долгие годы это предприятие одни уничтожали, другие пытались спасти. В том числе, кстати, и телекомпания «Круг», которая выпустила немало дискуссионных программ о будущем завода. Но главной приманкой для охотников за этим объектом недвижимости было наличие грандиозных складских помещений, расположенных на расстоянии вытянутой руки от железнодорожных путей. Особенно старался в этом смысле, если не ошибаюсь, тогда бютовец, нардеп Дубовой. Завод, который мог успешно работать, у которого были реальные, выгодные договоры с рядом стран, нуждающихся в подъемных кранах того типа, которые собирались в его цехах, в частности, с Белоруссией, был готов успешно функционировать, а его усиленно подталкивали к банкротству. По известным рейдерским схемам навешивали на него гигантские долги; облыжно обвиняли руководство «Краяна» в том, что оно распродает оборудование и жирует в то время, когда задолженность по заработной плате рабочим и служащим растет не по дням, а по часам. И вот теперь фонд госимущества готов к реализации способного работать предприятия, причем, если верить утверждению, что никакого оборудования здесь не осталось, по копеечным ценам. Таким образом, стремление превратить цеха «Краяна» в склады грузового терминала, похоже, сбывается. Но, быть может, еще можно вмешаться. Вот еще одна точка приложения сил для депутатской группы Сергея Кивалова. Достойное поле деятельности. Ведь любовь к родному городу должна, помимо декларативного, иметь о совершенно определенное материальное выражение. Только тогда в нее поверят одесситы. На том сегодня и закончим…