«Отражения» из Одессы: при Эдуарде Гурвице начата реставрация фасадов зданий в историческом центре
Прежде всего разрешите еще раз поздравить вас с праздником, светлым праздником рождества Христова. Печально, конечно, но даже сегодня нам не удастся поговорить со спокойным сердцем
о чем-то чистом и возвышенном, соответствующем моменту. Вечность вечностью, а проза дня -- вот она, никуда не делась.
В начале нового календарного года мы не проснулись чудесным образом, сразу и вдруг, избавленными от десятков проблем, которые донимали нас в старом. И люди вокруг все те же. Даже премьер-министр, который с прежним энтузиазмом попрекает в нерасторопности старый кабмин. Что уж тут говорить об Одессе, которой продолжает править лживый и циничный врио городского головы? Недавно он осчастливил нас очередным анекдотическим поздравлением, каждая фраза из которого любого горожанина приводит в юмористическое состояние духа.
«Даже в новогодние и рождественские дни, -- восклицает неадекватный Костусев, -- творить чудеса приходится самим», и тут же вытаскивает из рукава первый иллюзионный артефакт – «Мы единственные в стране сохранили муниципальные надбавки для ветеранов» (Сохраняю пунктуацию и стилистику оригинала). А у нас, читающих эти строки, тут же в памяти встает тяжба этого господина с советом ветеранов войны, которых он попытался обездолить в первые же дни, когда уселся в кресле на Думской; незаконченный дом, где заслуженным старикам были торжественно подарены неотделанные квартиры и куда эти люди не могли месяцами вселиться; социальные программы ненавистных предшественников, которые при назначении этого временщика на должность были немедленно свернутыми; война против благотоворительного фонда «Ветеран» и многое другое в том же духе.
«Продолжили восстановление неповторимого архитектурного облика красавицы Одессы» -- шаманит наш Петрушка. А мы оживляем в памяти его безобразную тяжбу с фирмой Руслана Тарпана, которая при Эдуарде Гурвице начала реставрацию фасадов ряда зданий в историческом центре Одессы, но вынуждена была свернуть фронт работ, потому что мстительный наместник центра Костусев размонтировал установленные у этих зданий леса, занялся бездарным, мелочным калькулированием чужих расходов и не заметил, как, возвратив, в конце концов, подряд тому же строителю, фактически стал форменным растратчиком. А фасады, кстати говоря, так до конца и не отремонтированы. Это мы видим собственными глазами. Красавица-Одесса ветшает, стареет, осыпается понемногу; становится все более жалкой, ибо горадминистрацией не то, что для преображения, но для консервации того, что есть, решительно ничего за последние два года не делалось. Подчеркиваю – именно горадминистрацией. Не станем же мы верить еще одному праздничному лозунгу врио городского головы, который выглядит так: «Строим современные стадионы и набережные европейского уровня».
Какие, скажите, стадионы построил этот иллюзионист? О чем это он? Не о «Черноморце» ли? Так не имеет он к возведению этого спортивного сооружения ни малейшего отношения. Это Леонид Климов постарался, которого, помнится, Костусев и вступившие с ним в сговор телеканалы месяцами поносили почем зря. Правда, до тех пор, пока им не скомандовали «Тубо!» Это Климов доказал, что можно возвести гигантский комплекс, не потревожив парковой зоны. Все предостережения на сей счет оказались напрасными. Благоустройство прилегающей территории парк только облагородило. Что же до каких-то маленьких стадиончиков или спортивных площадок по районам, то костусевская команда этим тоже не занималась. Тут старались разного калибра кандидаты в нардепы. И то хлеб! Если бы не парламентские выборы, о них и слышно бы не было. Как, собственно, не слышно уже сейчас. Исключение -- Труханов, который гнет свою линию, обещая жителям Суворовского района, что будет о них заботиться и впредь. Хочется думать, -- путем участия в принятии законов, которые окажутся полезными не только «суворовцам», но народу Украины в целом.
Теперь -- о набережных. Быть может, Костусев имеет в виду двухсотметровую аллею над морем на 16-ой Б.Фонтана, огибающую расположившийся чуть выше коттеджный городок? Но это дело рук другого бизнесмена и строителя – Владимира Рондина. Его набережная, не отличающаяся, как по мне, безупречными эстетическими достоинствами, но, тем не менее, сделанная добротно, является логическим завершением проекта жилого комплекса. А то, что горожане получили возможность беспрепятственно по ней прогуливаться, совершенно естественно. Поступи хозяева нового городка иначе, у них был бы полный рот хлопот. А так -- все в порядке. Граждане довольны, а жильцам строений, расположенных высоко над их головами, свободный, демократический променад ничуть не мешает.
«Восстанавливаем парки и скверы». Какие такие скверы? Не тот ли на углу Левитана и Космонавтов, который припудрил к выборам соискатель нардеповского мандата Марков? Только почему до десятков других клочков и клинышков зелени, обильно и неряшливо разбросанных по городу не добрались? Заглянули бы, к примеру, в сквер, который огибают Старопортофранковская и Ольгиевская. Нашли бы, наконец, нормального инвестора для Дюковского парка. А парк им. Ленинского комсомола? Когда там что-нибудь произойдет? Неужели все ограничится завиральной идеей осушения водоема на задах этого прекрасного зеленого массива? Кстати, не отказаться ли от нее вообще? Старики поговаривают, что и этот пруд, и другой, у бывшей Джутовой фабрики, и озеро в Дюковском, и еще одна емкость, ближе к Пересыпскому мосту, заполняющаяся в дождливые дни, – есть элементы грандиозной канализационной системы, которую просто так, с кондачка разрушать нельзя. Между прочим, и вонь, от которой страдают жители Малиновского района, вполне возможно, связана с неграмотной эксплуатацией дедовской канализации. Возвращаясь к теме скверов, хочется просить и вот о чем: отчего замечательный, украшенный шарообразным фонтаном игровой пятачок на улице Глушко пришел в жалкое состояние? Не оттого ли, что этот маленький скверик появился на свет в каденцию Гурвица? Короче говоря, привет вам, граждане, от «Стамбульского парка» и сквера «Азербайджан» -- последнего креатива костусевской команды.
Что еще присвоил себе врио городского головы? Что объявил своим ноу-хау? Извольте -- заботу о детях. «Мы открываем детские сады, -- вещает он, -- до нас этого не делали двадцать лет». Это он -- о том детском садике, на торжественной ввод которого в эксплуатацию ухитрился заманить президента. Правда, тот так и не узнал, что садик этот при нашем реформаторе был лишь, так сказать, «подшаманен», а существовал давно, принадлежал морскому пароходству, пришел в запустение и был переведен в коммунальную собственность задолго до появления на горизонте Костусева. Забыл последний вспомнить и о том, что до того, как его подчиненные взялись здесь за отделочные работы, были введены в эксплуатацию десятки закрытых до поры до времени групп в уже существующих детских садах. И это было куда более эффективным, чем заселение парой сотен ребятишек его потемкинской деревни.
«Наши дети учатся на родном языке, а на гербе города-героя сияет Золотая Звезда», -- восклицает Костусев в украинофобском раже. И опять-таки лжет. Золотая Звезда, в частности, была элементом большого городского герба всегда. А нелепую возню по этому поводу затеяла, если не ошибаюсь, как всегда, в целях самопиара, депутат горсовета Фабрикант в связи с тем, что на лучиках звезды не хватало черточек, почеркивающих их выпуклость. Но, как всегда бывало у нашей фантастической «образованщины» (помните неологизм Солженицина?), которая каким-то фетишам, школярским представлениям об истории придавала значение судьбоносных истин, они голосили до тех пор, пока эти самые черточки не появились. Чуть-чуть изменились масштабы изображения и только. Вот и вся интрига. Ну, а дети… Дети в Одессе всегда учились на том языке, который выбирали их родители. Никто никому никогда не запрещал у нас записываться в русскоязычные школы. Снова – фетиш. Снова – лицемерие. Снова – ложь, которая стала очевидной, когда обнаружилось, что многие русские семьи не возражали бы против обучения своих детей на украинском. Да и вообще, двуязычие давно стало у нас нормой. Недаром при проведении внешнего независимого тестирования хорошее знание украинского языка у будущих абитуриентов было продемонстрировано со всей определенностью.
Ну, и наконец… «Символом возрождения Южной Пальмиры стала восстановленная после ста лет забвения Александровская колонна». Тут Костусев повторил слова из текста своего выступления на открытии упомянутого памятника после реставрации. Его глаза были полны тогда соленой влаги умиления перед собственным деянием и памятью о царе-освободителе. Что ж, каждый сходит с ума по-своему. Но, я уверен, сам император, воскресни он чудесным образом в тот день (а что, ведь Костусев верит в чудеса…), – воскресни он и пройдись по парку, немедля послал бы нашего очильника на конюшню и всыпал розог за то, что тот начал не с газонов, деревьев, дорожек и прочих полезных и нужных вещей, а с запудривания мозгов горожанам. Вот так-то.
Нам вообще везет в последнее время на политических мошенников. Считаю важным посоветовать думающим моим землякам проследить логическую связь между обращеными к Украине призывами вступить в таможенный союз, без всяких условий и оговорок, и деятельностью множества разнообразных пророссийских организаций, активно провоцирующих межнациональное противостояние. Недавно нам с видимым удовольствием собщили, что члены организации «Дозор» собственноручно посдирали с домов на улице Ивана и Юрия Лип таблички с их именами и водрузили на стены другие, с именем мещанина Пишенина. При этом они, опережая возмущенные реплики в свой адрес, торопливо сообщили, что делают это за свой счет – дескать, городской бюджет не пострадал. И вот что любопытно. Они снимали таблички с ненавистными им украинскими фамилиями неторопливо, позируя в момент уничтожения памяти о достойнейших представителях нации, перед фотоаппаратами (грустная ассоцияация напрашивается сама собой), но на это никак не реагировали ни горисполком, ни наша достойнейшая милиция, которая проявляет порой выдающееся рвение по всяким, не стоящим внимания пустякам. Смотрите, какие-то молодчики (что такое, простите меня, эта самая «Пора»? Кто ее знает? Чем отличилась?) открыто совершают на одной из городских улиц акт вандализма. А им никто не препятствует. Почему? Да потому, что они, якобы, выполняют решение горсовета. Но, во-первых, это решение может быть оспорено как антиукраинское и совершенно неправомерное. Во-вторых, кто им поручал это делать? Вопросы риторические. Вступите в таможенный союз, станьте подбрюшьем Росссии, продайте ни за понюшку табаку национальные интересы своей страны, тогда, может быть, парочку-другую улиц вам и простим. А так – пожалуйте бриться.
И знаете, почему предъявлять к дозоровцам претензии чрезвычайно трудно? Да потому, что их выходкам дан старт старшими товарищами. Вы только вслушайтесь в этот текст, произнесенный героем труда Украины, просидевшим на нефтяном бизнесе чертову уйму лет Владимиром Филипчуком, между прочим, председателем Одесского областного совета Мира: «Последнее время мы стали свидетелями попыток дестабилизации обстановки со стороны реваншистских националистических сил, которые являются продолжателями фашистских оккупантов, которые убивали наших стариков и детей. Мы создаем антифашисткий комитет. Нет национализму, ксенофобии и фашизму!» Все это фактически сказано, прошу заметить, о парламенской партии «Свобода», получившей на последних выборах четвертый результат; опередившей в общенародных рейтингах даже непотопляемых коммунистов.
Все мы прекрасно помним предновогодние события на Думской, штурм свободовцами здания городского совета; помним, как в морозную погоду охрана дома поливала возмутителей спокойствия холодной водой из брандспойтов; помним полную неразбериху при выяснении того, кто именно применил слезоточивый газ; помним, как Костусев, вместо того, чтобы впустить в зал оппонентов, призывал депутатов стать против них стенкой, выйти на улицы и показать им кузькину мать; помним все. Но тогда не стоило бы забывать и о том, отчего произошел конфликт. А начался он с того прискорбного факта, что народного депутата от партии «Свобода», для которого, по законодательству, нет и не может быть в нашей стране закрытых дверей, на сессию не впустили, хотя, добавлю, другие нардепы там были и даже принимали поздравления.
Да, свободовцы отрыто заявляли, против чего протестуют. Они требовали, чтобы унизительного для одесской истории переименования улицы Лип не происходило. Но, тем не менее, плохо понятен запрет, наложенный на Кириленко, и еще меньше отповедь, которую в засле заседаний ВР ему, якобы, дал нардеп Труханов, который предупредил, если верить информации, распространенной в прессе, возмутителя спокойствия о том, что прежде, чем ломиться в горсовет, нужно было созвониться и договориться о своем визите, получить, так сказать, на него разрешение. Но с кем, простите, должен был созваниваться и договариваться народный депутат Кириленко? С народным депутатом Трухановым, который по статусу не выше него? С Костусевым, который не имел никакого права ему препятствовать? С Господом Богом?
Вполне возможно, что страсти свободовцев, штурмовавших двери здания мэрии, были чрезмерными. Но перечитайте текст выступления Филипчука, который называет тех, кто ему, в отличие от значительного числа избирателей, неблизок и непонятен, цитирую, «реваншистскими националистическими силами», «продолжателями фашистских оккупантов, которые убивали наших стариков и детей»; перечитайте и вы без труда поймете, откуда чремерные эмоции, откуда непримиримость уличных стычек. Регионалы, от которых исходит агрессивный посыл, бездумно, по недомыслию, утверждаю это, тиражирующийся некоторыми политиками на местах и в центре; отчаянно, на грани фола, спекулирующих действительно святыми вещами; регионалы, проводящие пророссийскую политику в стремящейся защитить свой суверинитет Украине, -- именно эти идеологи кроя Колесниченко, Маркова, Корнилова (их не так уж, увы, мало) и ведут нацию к расслоению, внутреннему противостоянию, ксенофобии, расколу. Они, именно они породили феномен, против которого теперь пытаются негодными средствами бороться. Если бы не украинофобские действия господ, которые даже святую, солдатскую правду Великой Отечественной войны; солдатскую правду, окопную историю, подменяют мемуарно-лживым официозом, рассчитанным на несведомленность плохо образованных, не приученных самостоятельно мыслить людей, в стране было бы куда спокойнее. Такова и примитивная подстановка понятий в речах Филипчука и прочих новоявленных антифашистов, которые ксенофобию, фашизм и национализм безграмотно квалифицируют как явления одного порядка.
И, скажите на милость, как собирается учрежденный в Одессе, которая опять впереди планеты всей, антифашистский комитет действовать? Ограничится ли митингами? Боюсь, если его не обуздает своевременно центр, который, все-таки, вынужден считаться с Конституцией, этим ребятам придет в голову, что им все позволено. И в мирной, спокойной Одессе, где никогда не было кровавых стычек, начнут действовать какие-нибудь отряды самообороны, боевики, наподобие скинхедов, которые сами будут определять для себя цели и способы их достижения. Конечно, рано или поздно их разгонят. Но, боюсь, не раньше, чем мы вступим в таможенный союз.
А вот всеукраинскому объединению «Свобода», да и прочим оппозиционерам, этого, пуще смерти не хочется. Повторю то, что уже говорил неоднократно. Я, как все нормальные люди, не разделяю антисемитских, отличающихся экстремизмом и национальной непримиримостью высказываний Тягнибока или, скажем, Мирошниченко. Но для меня так же отвратительны и неприемлемы украинофобские лозунги липовых антифашистов и политических шулеров пророссийского толка. Одно другого стоит. Мне абсолютно ясно: для того, чтобы сохранить государственность, реформировать ее в демократическом направлении, мы должны написать свою, подлинную историю, свободную от досужих домыслов идеологических наперсточников; защищать свои национальные интересы во всех сферах человеческой практики – от культуры до экономики. Препятствовать стране на этом пути, значит усиливать социальную напряженность, провоцировать расслоение общества по национальному признаку, вести украинцев в никуда. Двадцать лет независимости потсоветского образца не обеспечили народу духовного суверенитета, завели нас в тупик. Именно потому даже известная радикальность «Свободы» не оттолкнула избирателей, проголосовавших за эту партию. Теперь перед здоровыми общественными силами стоит задача в ходе всенародной дискуссии, что-то в действиях этого объединения принимая, от чего-то отказываясь, превратить его в партию парламентского типа. На этот счет четко и недвусмысленно высказывались и лидер партии «Удар» Виталий Кличко, и политический координатор партии по Одесской области Эдуард Гурвиц.
Да, драки в Верховной Раде выглядят омерзительно. Но не менее мерзко и то, против чего дерутся порою свободовцы, к которым во многих случаях примыкают иные политические силы. Разве требовать, чтобы избранные нами депутаты исправно ходили на работу и голосовали сами за себя, выполняя одну из функций представительской демократии, которую мы им делегировали, это плохо и несправедливо? Разве дирижер Чечетов, самый безнравственный и жалкий парламентский персонаж, не должен был бы сложить свои полномочия? Разве можно было этого слизняка включать в партийный список? Разве пресловутый языковой закон не всколыхнул своим лицемерием и укранофобией страну, разве не стал он для нас бомбой замедленного действия? Я могу продолжать этот список бесконечно. Но ограничусь одним. Не хочу, как и большинство моих земляков, чтобы Одесса стала застрельщиком новой охоты на ведьм, срежиссированной провокаторами.
У нас есть много других задач. Только что, к примеру, Государственным земельным агентством был опубликован поразительный документ, откуда следует, что значительное число земельных участков на территории Одессы давно стало частной собственностью. В том числе, не возвращены городу и те сорок шесть соток в Отраде, которые были однажды переданы в руки странных просителей, аффилированных на самом деле к врио городского головы. Да что там, даже частица Думской площади была передана в частные руки для беспрепятственного сооружения у стен здания музея морского флота очередной будки. Вот бы в чем разобраться.
Заняться бы и перипетиями заковыристой игры с «Инфокс-водоканалом», в результате которой мы можем начать платить за воду на порядок больше.
Хорошо бы провести анализ системы поборов в средних школах, чтобы понять, так ли уж несчастны учителя, жалующиеся на козни бюджета.
Не мешало бы разобраться и с тем, остался ли в распоряжении города тот участок Ланжерона, что примыкает к Дельфинарию. И что происходит вообще в прибрежной зоне, ибо, несмотря на все грозные предупреждения костусевских чиновников, там непрерывно что-то бетонируют, строят, сваривают. К лету мы можем получить еще какой-нибудь печальный сюрприз.
В общем, вопросов к врио городского головы и его компании больше, чем достаточно. Но, боюсь, их нам ему не задать. Что ж, будем наводить порядок позднее, когда он отправится на покой, а в город вернется законный мэр.
Валерий Барановский
Авторская программа «Отражения»
Одесса
Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews