«Конец света» на сессии горсовета в Одессе
Чем успел отметиться одесский мэр за время своего правления, так это недальновидностью. Никак ему не удается просчитать последствия своих поступков, или наоборот — того, что он предпочитает не делать.
Так и в этот раз: обсуждая повестку дня, городской голова делал вид, что его не касается то, что происходит в это время на Думской площади.
Не проявляли беспокойства и депутаты, лишь лидер фракции «Фронту змін» в горсовете Александр Остапенко настойчиво предлагал пригласить инициативную группу предпринимателей-рыночников в зал заседания и дать им слово. Он сказал, что предприниматели заблаговременно подали заявку с просьбой допустить их к участию в заседании горсовета. Тем более что на сессии о проделанной работе будет отчитываться «рыночная» депутатская комиссия.
Увы, к Остапенко не прислушались. Так обозначилась первая «точка горения».
Вторую группу недовольных представляли активисты оппозиционных политичеких сил, в частности, ВО «Свобода». Они категорически были против переименования улицы Ивана и Юрия Лып. Об этом «свободовцы» неоднократно заявляли на пресс-конференциях, в СМИ. Представители «Свободы» намеревались высказать свое несогласие на заседании горсовета. Однако, как уже известно, главу Одесской областной организации ВО «Свобода» народного депутата Украины Павла Кириленко на сессию не пустили, хотя он и имел на это законное право.
Депутатское большинство само спровоцировало конфликт, в конечном счете вылившийся в попытку штурма мэрии…
Конечно, приятней заниматься милыми вещами, к примеру, раздачей наград. На сессии было принято решение присвоить звания «Почетный гражданин Одессы» генерал-лейтенанту ветерану Великой Отечественной войны, участнику боевых действий в Афганистане, заместителю председателя областного совета ветеранов Льву Горелову и Руслану Боделану, тоже, очевидно, своего рода ветерану. По крайней мере, такой вывод можно было сделать из приветственной речи городского головы, которая, впрочем, особой теплотой не отличалась (кстати, напомним: во время ежегодного отчета перед громадой Костусев сказал, что еще при Боделане город не рассчитался с коммерческой фирмой за ремонт дорог, и теперь Одессе грозит арест счетов из-за этой задолженности). Руслан Борисович, «так много сделавший для города», поблагодарил депутатов за оказанную честь. При звуках его голоса в зале повеяло чем-то очень советским. Боже, благослови Одессу!
А на площади перед мэрией вовсю бушевали страсти. Людям не дали возможности мирно высказать свои требования, и взрыв эмоций не охладил даже восьмиградусный мороз. Протестующие начали штурм мэрии…
Охрана горсовета забаррикадировала входную дверь и приготовилась «отражать атаку противника». Дверь в сессионный зал закрыли ножкой стула изнутри. По помещению начали распространяться пары слезоточивого газа.
Мэр взывал к милиции, обвиняя ее в бездействии. Потом «призвали к ответу» начальника городского управления МВД Владимира Босенко.
На место событий прибыли начальник областной милиции Сергей Резников и прокурор области Александр Галкин (говорят, охранники и их окатили водой из пожарного брандспойта).
В сессионном зале начали раздаваться призывы «выйти на баррикады». Кто-то предложил прервать сессию. Но смелый Алексей Алексеевич заявил: депутаты должны решить — или выйти и драться, или продолжить сессию. «Я вижу единственным выходом из положения — сейчас встать и выйти туда. Вступить с ними в бой, и кто кому надает», — сказал Костусев. Но никто никуда «не вышел». Да и мэр не поднялся со своего кресла и не пошел «вступать в бой».
На сессии был принят бюджет на следующий год. Принят со второй попытки. Главный финансовый документ в первый раз не набрал достаточного количества голосов. Однако мэр посчитал, что депутаты отвлеклись на штурм мэрии, и поставил этот вопрос на голосование во второй раз. Бюджет был принят.
Правда, некоторые депутаты раскритиковали проект бюджета. В частности, депутат-коммунист Александр Парадовский назвал его антисоциальным. Он сказал, что, по сравнению с 2011—2012 годами, доходы бюджета значительно уменьшены, соответственно, сократились и расходы, уменьшились дотации из госбюджета. Уменьшился и бюджет развития. Значительно сокращены статьи, касающиеся жилищно-коммунального хозяйства, строительства, расходы на социальную защиту, отсутствует финансирование ряда программ и т.д. Поэтому такой бюджет принимать нельзя, проект надо доработать и рассмотреть на следующей сессии.
Но Костусев настаивал: принять бюджет необходимо, а поправки в него «будут вноситься по ходу работы». И уговорил депутатов — бюджет приняли.
Блок вопросов по земельным правоотношениям вызвал жаркие споры. Их дух подогревался происходящими за стенами сессионного зала событиями.
Вопрос касался выделения городскому управлению милиции участка земли под строительство жилого дома по улице Черноморской, 1, в парке Шевченко, в зеленой зоне — в ста метрах от Аллеи славы.
Александр Шеремет потребовал исключить этот вопрос. Кстати, Георгий Селянин пытался сделать это еще до начала заседания, при обсуждении повестки дня, но у него ничего не вышло. Теперь депутаты вновь бросились в атаку.
— Я ничего не имею против милиции, — сказал Александр Шеремет. — И желаю ее сотрудникам поскорее получить квартиры, но не в зеленой парковой зоне — у нас таких участков в городе остается все меньше и меньше, строить там многоквартирный жилой дом недопустимо. Реакция общественности в вопросе застройки побережья крайне негативная.
Александр Казарновский также предложил не рассматривать этот вопрос:
— Мы обсуждаем выделение участка под строительство жилого дома для городского управления милиции. Но сегодня мы стали свидетелями некомпетентности сотрудников милиции, их производственной импотенции. И мы хотим отдать им землю? К тому же каждый из нас знает, что все это хитро продуманный ход: выделить участок государственному учреждению под за-стройку дома для его сотрудников, а потом перепродать его коммерсантам. Это наработанная схема легализации строительства коммерческого жилья, опробованная множество раз.
— Я хочу еще раз обратить внимание собрания, что под застройку многоэтажного жилого дома предлагается передать территорию, находящуюся в ста метрах от Аллеи славы, в пределах парковой зоны. И если этот участок еще официально не внесен в границы парка Шевченко, то это необходимо незамедлительно сделать, а не отдавать землю, — настаивал Георгий Селянин.
— Пусть дадут справку, сколько «малых форм» (имеются в виду торговые точки. — Авт.) в городе принадлежит милиции. Мы пытаемся с ними бороться и натыкаемся каждый раз на невозможность это сделать. Землю эту нельзя отдавать ни под какое строительство. Надо восстановить любимый одесситами шахматно-шашечный клуб и Зеленый театр, на месте которого сегодня зияет помойная яма! — подлила масла в огонь Марина Багрий-Шахматова.
— Наша земельная комиссия так активно готовилась к «концу света», что вчера на согласительном совете, в нарушение всех норм действующего законодательства, внесла вопрос о предоставлении земельного участка в парковой зоне, — сказал Георгий Селянин.
Анатолий Балинов предложил мэру высказать свою точку зрения по этому вопросу, поставив этим, что и говорить, Костусева в неловкое положение (предложение Балинова поддержали и другие депутаты): одно дело — ссылаться на решение сессии, другое — нести перед согражданами персональную ответственность за сделанное.
Но нет, так и не услышали депутаты и журналисты ничего определенного, уж на что-что, а на это наш нынешний мэр мастак. Оказалось, что городской голова привык доверять своему аппарату, профильным комиссиям и полагаться на их мнение. А они считают — строить надо. Что касается зеленой зоны, то этот участок к ней, по словам Костусева, не относится, потому что выведен за границы парка. Немаловажно и то, что в распоряжении города сегодня осталось всего восемь квартир. И городская власть сможет оказать помощь сотрудникам милиции, лишь выделив участок под жилищное строительство.
Спору, наверное, не было бы конца, если бы неожиданно для всех новоиспеченный народный депутат Геннадий Труханов не предложил перенести вопрос на следующую сессию. Депутаты дружно проголосовали «за».
Впереди их ждал вопрос, касающийся многострадального Одесского аэропорта, давно переставшего принадлежать городской громаде.
На этот раз речь шла об окончательном утверждении проекта землеустройства по отведению участка (более сорока пяти гектаров) и предоставлению его в аренду ООО «Международный аэропорт «Одесса» для строительства, эксплуатации и обслуживания зданий и сооружений аэропорта «Центральный». И опять поднялась волна возражений.
— Я хочу еще раз повторить то, что уже говорил. Мы даже не продаем, а просто дарим курицу, несущую золотые яйца! Мы отдаем наши земли тем, кому «до лампочки» Украина. За этими безобразиями стоят «высокие люди», и они уверены, что все им сойдет с рук. Я призываю отказать господам, которые «дергают за ниточки»! — сказал Василий Полищук.
Александр Шеремет заметил, что нормативная денежная оценка участка проведена с использованием понижающих коэффициентов и занижена в полтора-два раза. На размер платы повлияло то, что аэровокзальный комплекс, который должен быть построен на этом участке, находится вблизи источника шума:
— Так что — нам перенести взлетно-посадочную полосу за десять километров от аэровокзала?
Инвестор уверяет, что здесь не будет объектов коммерческой инфраструктуры. Это ложь! Планируется, что на участке появятся гостиницы, объекты торговли и общественного питания. Кроме того, две трети участка — свободная площадь. И по закону должна передаваться в аренду только на конкурсной основе.
А. Шеремет также сказал, что за полтора года город еще не получил от аэропорта ни копейки дивидендов. И так далее, и тому подобное.
В конце концов вопрос поставили на голосование. Он был принят большинством голосов.
Несмотря на бушующие страсти на Думской площади, депутаты приступили к обсуждению, видимо, жизненно важного, по их мнению, именно сейчас вопроса о переименовании некоторых улиц. На заседании таки было принято решение о переименовании улицы Ивана и Юрия Лып.
Образумить коллег снова попытался Александр Остапенко:
— Мы не должны в нашем совете проявлять украинофобские тенденции. Иван и Юрий Лыпы действительно были выдающимися украинскими патриотами и литераторами. Я абсолютно убежден, что именно такие решения нарушают общественное спокойствие и у нас в Одессе, и в целом в стране.
А. Остапенко предложил исключить этот пункт из повестки дня, но к его мнению депутатское большинство не прислушалось. Отныне улица Ивана и Юрия Лып будет носить имя Федора Пишенина, которому в позапрошлом веке принадлежали несколько мельниц в этом районе.
Правда, переименование улицы Зоопарковой в улицу Советской армии отложили, как говорится, «до лучших времен».
Площадь Независимости стала площадью Деревянко, а площадь Деревянко — площадью Независимости (вот теперь будет неразбериха). Солнечную переименовали в Теплую, Абрикосовую — в Каштановую, улицу Чапаева — в улицу Николая Огренича, Морскую — в улицу Маринистов и так далее.
Кирпичный переулок не стал переулком Каркашадзе (Г. Каркашадзе — основатель строительной компании «ЗАРС»). Что касается переименования поселка Дзержинского, то пока не решили: будет ли он называться поселком Рождественский или улицей Рождественской.
В завершение сессии Денис Балух доложил о результатах работы комиссии по рынку «Привоз». По его мнению, результаты не просто хорошие, а очень хорошие. Пострадавшим торговцам, сказал депутат, вернули и товар, и рабочие места. Непонятно при этом было только одно: почему предприниматели вместе с представителями оппозиции пытались прорваться в зал заседания? Может, поразмяться хотели?
Денис Балух также сообщил, что благополучно исчерпан и конфликт, разгоревшийся на рынке «Остров».
— Я как член этой комиссии утверждаю, что комиссия фактически ничего не сделала, — возразил ему коммунист Василий Полищук.
А народный депутат Светлана Фабрикант заметила: присутствие предпринимателей среди протестующих на площади свидетельствует о том, что «комиссия недоработала».
Марина ПОПОВА //
Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews