Одесские СМИ: до и после конца света

 В те дни, когда нормальные граждане закупают продукты для новогодних столов и украшают в квартирах елки, газетные обозреватели и телевизионные комментаторы работают, не покладая рук.

чем славен год уходящий. В нашем случае нет необходимости ворошить поисковики Интернета и пытаться вспомнить, чего вспоминать не хочется. Итоги года 2012-го за всех нас подбил президент страны, когда 24 декабря назначил и переназначил министров украинского правительства.

ГЕНЕРАЛ БЕЗ АРМИИ

 Государственную «йолку» в этом году зажег на Майдане не Виктор Федорович, а Николай Янович. Он же поздравлял милиционеров, читал лекции студентам и вел нехарактерную для своих лет интенсивную публичную деятельность. Было полное впечатление, что премьер стал, наконец, самостоятельным политиком, и перед тем, как поставить подпись, не звонит каждый раз на Банковую для получения указаний.

 Оказалось, однако, что старику дали поиграть в государственного мужа перед тем, как макнуть по полной программе. И макнули так, как могут макать своих одни донецкие. Главе украинского правительства назначили «смотрящего», поставили от него в унизительную зависимость и намекнули, что молодым везде у нас дорога. Пора, то есть, собираться на доску почета.

 Подобный спектакль Янукович разыгрывал не раз, и самый известный из них — назначение в Киев Попова при «живом» Черновецком. Тогда пришлось прибегнуть к способу грубому и явно неконституционному. Теперь сработали по процедуре, и придраться не к чему. Но с 24 декабря 2012 года в Доме правительства фактически поменялся квартиросъемщик, хотя и продолжает быть за все в ответе.

 Есть сведения из непроверенных источников, что новоназначенный премьер Азаров был в полном неведении о судьбе, которая ему уготована. Во всяком случае он вел долгие переговоры с администрацией президента о конкретных кандидатах на министерские должности и не подозревал, что указ президента №726/2012 «О некоторых мерах по оптимизации системы центральных органов исполнительной власти» не только готов, но уже и подписан. Между тем этот указ вместе с подготовленными изменениями в составе украинского правительства передавал многие полномочия Азарова его заместителям и, по меткому замечанию одного политика, превращал Николая Яновича в генерала без армии.

 Вступившие в силу положения указа предусматривают среди прочего три кардинальных изменения в структуре правительственных подразделений. Первое и самое существенное из них — слияние Государственной налоговой службы и Государственной таможенной службы в единое Министерство доходов и сборов Украины.

 Нельзя не признать такое решение президента страны разумным и своевременным. Во время грозящей Украине финансовой и экономической катастрофы соединение всех рычагов власти, отвечающих за наполнение бюджета в одних руках, — мера необходимая. Но это теория.

НОВЫЙ ГОД – ПРАЗДНИК СЕМЕЙНЫЙ

 А на практике сейчас же возникает вопрос, в какие руки попали соединенные рычаги? Вряд ли кто-нибудь сомневается, что попали они в нужные руки. То есть в руки людей, которых условно называют «семьей». Сами понимаете, чьей.

 К «семье», кстати, причисляют сохранившего пост министра финансов Юрия Колобова. И было бы логично (как предлагалось на протяжении лет десяти) подчинить налоговиков и таможенников Минфину. Но «министра поборов» Александра Клименко (его тоже причисляют к «семье») подчинили не Колобову, а совсем другому лицу.

 Это лицо — Сергей Геннадьевич Арбузов, креативная звезда «несвятого семейства», пришел на должность первого вице-премьера с поста председателя правления Национального банка Украины. Он прославился тем, что удержал гривню от падения административными мерами и напугал до смерти тех, кто сбережения хранит в долларах «под матрацами».

 В правительстве, однако, круг его полномочий включает, кроме финансов, налогов и сборов, выполнение заданий в аграрной политике и продовольствии, в экономическом развитии, в торговле, в социальной политике… Словом, Сергей Геннадьевич не первый вице-премьер, а второй премьер. А возможно, и некоронованный первый.

 Как человек без опыта работы в правительстве сможет хотя бы разобраться с таким объемом работы, неясно. А ведь надо не разбираться, а действовать. Не стричь «бабло» под гребенку, а добиваться роста валового внутреннего продукта, сокращать импорт, увеличивать экспорт, защищать бизнес от рэкета той же налоговой и таможни.

 Хотелось бы верить, что тридцатишестилетний полный сил первый вице-премьер все освоит и со всем справится. Но больше верится в то, что «черной работой» по-прежнему заниматься будет Азаров. А троица Арбузов — Клименко — Колобов сосредоточится именно на поборах. Причем не факт, что все собранное попадет в государственный карман, а не в «семейный».

ОПТИМИЗАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

 Две другие «оптимизации» системы центральных органов исполнительной власти заслуживают меньшего внимания. Особенно та, которая касается создания, вернее, воссоздания Министерства промышленной политики. Систему управления государственными корпоративными правами и имуществом, принадлежащим государству, не-однократно организовали, реорганизовали, подчиняли и переподчиняли.

 Результат получался один. «Майно» таяло, предприятия банкротились и попадали в частные руки за бесценок, а родственники чиновников, ответственных за управление госимуществом, строили коттеджи, приобретали яхты и дорогие автомобили. Нет оснований считать, что переименование Государственного агентства в министерство такое положение изменит.

 Поначалу казалось, что такое же небольшое значение имеет создание Государственной службы по чрезвычайным ситуациям путем слияния бывшего МЧС с Государственной инспекцией по техногенным ситуациям и подчинение объединенного хозяйства Министерству обороны.

 В этом виделось даже нечто положительное. Объединение усилий силовых и спасательных ведомств во время катастроф и кризисов естественно и полезно. И эту консолидацию быстрее реализовать в единой структуре. Военная техника и личный состав Минобороны помогут населению во время бурь, снежных заносов, наводнений и ЧП на предприятиях, а технологии, наработанные спасателями, сделают усилия вояк эффективными.

 Но после того как в понедельник, 24 января, президент Янукович, представляя Министерству обороны нового министра Павла Лебедева, заявил, что при чрезвычайных ситуациях во многих странах используют войска, пришлось задуматься. Потому что чрезвычайные ситуации — не только снежные бури, штормы и наводнения. А еще и массовые выступления народа против режима. Причем при достаточной массовости протестующих усилий милиции, спецназа и внутренних войск недостаточно. Надо срочно искать резервы.

 Очень хотелось бы думать, что до такого положения четвертый Президент Украины ситуацию не доведет, и украинская армия даже в нынешнем ее состоянии сосредоточится не на защите «семьи», а на защите Отечества от внешней опасности. Но кто знает… За немногими исключениями в бедах страны диктаторы и авторитарные лидеры винят не себя, не своих бездарных министров, а народ, выступающий против режима.

 2013 год будет сложным для нашего государства. Сложным как для властей, так и для всего населения. Будем надеяться, что страхи окажутся преувеличенными, опасения напрасными и не одна «семья», а все украинские семьи в новом году будут счастливы. С наступающим Новым годом, дорогие читатели «Юга»!

Леонид ЗАСЛАВСКИЙ.
На фото вверху: Сергей Арбузов

Добавить комментарий

Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews