Одесские СМИ: второй украинский «Лидер», устал от нападок на донецкий режим в Украине

 Через полтора месяца Украина станет страной — председателем Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Это второй случай, когда ведущую роль в ОБСЕ занимает бывшая республика СССР,

которая не является членом Евросоюза.

ОПАСЕНИЯ И БЕСПОКОЙСТВА

 В 2010 году после долгих пререканий и споров важный пост в самой крупной в мире региональной организации отдали Казахстану. Опасения большинства из пятидесяти шести стран Европы, Северной Америки и Центральной Азии состояли в том, что фактически проблемами безопасности в мире целый год будет заниматься государство, основанное на советской системе ценностей.

 Роль страны — председателя и лично министра иностранных дел (председатель ОБСЕ на год становится его титулом), впрочем, относительно невелика. Но он контролирует и координирует текущую работу и работу институтов организации, хотя конкретными вопросами в той же области занимается генеральный секретарь, назначаемый Советом министров на три года.

  Часть опасений, связанных с председательством Казахстана, оказалась неоправданной. Страна — председатель, как ожидалось, не стала в оппозицию к европейским демократиям. То есть не заняла откровенно пророссийскую позицию, состоящую в том, что ОБСЕ следует меньше заниматься мониторингом соблюдения прав человека, а сосредоточиться на вопросах военно-политического и экономического сотрудничества, а также на борьбе с терроризмом и экстремизмом.

 В военно-политических и экономических вопросах в ОБСЕ тоже нет согласия. Мало того, под угрозой оказались уже урегулированные вопросы европейской безопасности. Вопреки решению стамбульского саммита 1999 года Россия до сих пор не вывела свой воинский контингент из Приднестровья. А война 2008 года и российская оккупация двадцати процентов грузинской территории на разрешении проблем «горячих точек», возникших в результате распада СССР, вообще поставили крест.

 В качестве председателя ОБСЕ Казахстан в течение 2010 года не стал будировать ни одну из «больных проблем», не поддержал открыто Россию в откровенно деструктивных проектах, а сосредоточил свое внимание на так называемых «центральноазиатских» вопросах. И добился успеха. Заработало Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии, и ряд локальных конфликтов в регионе удалось предотвратить или приглушить именно при посредничестве Казахстана. Мало того, примиренческая политика страны — председателя позволила впервые за одиннадцать лет собрать в Астане саммит глав государств ОБСЕ, что само по себе стало огромным достижением.

 Сможет ли Украина как страна — председатель ОБСЕ и ее МИД хотя бы в общих чертах повторить то, что с успехом за год осуществила казахская дипломатия? Вряд ли. И прежде всего потому, что, когда страны — участницы принимали решение о председательстве Украины, ожидания были не те, что в отношении Казахстана. Нашу страну еще год назад воспринимали как авангард демократии на заскорузлом советском пространстве. А теперь, как на днях сказал бывший посол США Стивен Пффайфер, Украину на Западе вообще не считают демократической страной.

 Решающую роль в утверждении такого мнения сыграли, конечно, парламентские выборы, во время которых насилие административной машины свело на нет конкурентную борьбу политических сил, и авторитарный режим утвердился по крайней мере до 2015 года. Но авторитаризм — не единственная беда Украины. Страна благодаря бездарному управлению собственной экономикой и финансами стала заложницей решений, которые принимаются в Кремле. И, как следствие, за два последних года потеряла свободу маневра во внешней политике. Именно это беспокоит партнеров Украины по ОБСЕ.

ОБЩИЙ ФРОНТ БЫВШИХ РЕСПУБЛИК

 В октябре государственный монстр «Нефтегаз Украины» выплатил российскому монстру «Газпром» один миллиард сорок три миллиона долларов за топливо, потребленное преимущественно предприятиями украинских олигархов. Часть этих денег в страну никогда не вернется и будет аккумулирована на счетах миллиардеров в оффшорах. Разницу погасит государство за счет рядовых налогоплательщиков.

 Если украинское население голосует за ставленников олигархов и готово платить за их виллы, яхты, самолеты, стадионы и футбольные команды из своего кармана — нет проблем. Проблемы начинаются тогда, когда за газ надо расплачиваться самому государству. В основном с Россией. Причем расплачиваться надо не только деньгами.

 Братской страной тоже управляют олигархи. Но не такие, как украинские, а полностью зависимые, те, кому Кремль через семью Ельцина, а потом через Лубянку доверил управлять яйцами Фаберже во всемирном масштабе. Этот масштаб, величие России и собирание советских земель — идефикс кремлевской элиты. Уступить миллиард—другой Украине ради того, чтобы так называемая Малороссия когда-нибудь вернулась в лоно империи, — святое дело.

 Причем заплатят авансом. Не за мгновенный отказ от независимости, а, например, за вступление в Таможенный союз. Вдвое сократят плату за газ, перестанут искать пальмовое масло в украинском сыре, недостатки мясо-молочной продукции, скрытые дефекты в трубах и демпинг в ценах на металлопрокат. Не получается сразу затянуть в Таможенный союз? Ладно. Не настаиваем. В рамках якобы свободной зоны торговли СНГ создадим условия, когда за каждый грамм свободы для украинской промышленности на рынках Таможенного союза придется платить тонной независимости страны. В том числе во внешней политике.

 Одной из российских инициатив, связанных с будущим председательством Украины в ОБСЕ, является попытка формирования «общего» фронта государств, настаивающих на коренных реформах в этой организации. Председатель Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе имеет полномочия по инициации саммитов, форумов, консультативных совещаний и прочих мероприятий на самом разном уровне, чем в свое время и воспользовался Казахстан.

 С 2004 года российский МИД и Сергей Лавров лично пытались инициировать проведение саммита по коренным реформам ОБСЕ, но для такой инициативы им недоставало полномочий. Теперь же для «бунта в континентальном масштабе» можно будет использовать полномочия Украины. Собрать саммит, вытеснить, наконец, на периферию ненавистные Кремлю мониторинги прав человека, соблюдения международного права в «горячих точках» и прочие изыски чуждой нам западной цивилизации.

 В таком благородном деле у Кремля всегда был верный партнер — белорусский «бацька». А теперь появился второй — украинский «Лидер», уставший от бесконечных придирок и нападок на установленный им донецкий режим в Украине.

 В начале октября в Киеве представители министерств иностранных дел России, Белоруссии и Украины провели двусторонние и трехсторонние консультации на тему председательства Украины в ОБСЕ в 2013 году и рассмотрели связанные с этим перспективы. Публике, естественно, сообщили о самом факте переговоров, а не о достигнутых соглашениях, тем более не о механике общих действий. Но смысл их и так ясен. Западу следует напомнить, что Акт 1975 года в Хельсинки подписали две стороны, а не одна. И вторую сторону теперь представляет не одна Россия.

 Если такая позиция для будущего председателя ОБСЕ станет руководством к действию, в Евросоюзе о партнере по договору об ассоциации вспомнят, когда кто-то из первых лиц Украины захочет посетить Брюссель. Но первым парням на нашем селе в столице ЕС рады уже не будут.

Леонид ЗАСЛАВСКИЙ // yug.odessa.ua

Добавить комментарий

Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews