В Одессе прошел очередной джаз-фестиваль. В этом году на сцене выступали как коллективы, играющие классический джаз, так и новаторы, не стесняющиеся экспериментов. Впервые за 12 лет музыкального форума,
выступление заявленного коллектива было под угрозой.Фестивальное действо вернулось в зал филармонии, т.к. на сцене Украинского театра, где в последние два года проходили концерты, сейчас делают ремонт. Начался музыкальный марафон с грустной нотки – минутой молчания почтили память певицы Татьяны Боевой и гитариста Анатолия Шевченко.
В этот раз фестиваль впечатлял своим разнообразием. К приверженцам классического джаза можно отнести группу под руководством 73-летнего композитора Збигнева Намысловского – одного из основателей современной польской джазовой школы. Приверженцами традиций остались итальянские музыканты из Kekko Fornarelli Trio, которые сейчас выступают в рамках турне, финансируемого Евросоюзом.
– Я закрываю глаза и представляю себе картины из жизни и таким образом пишу музыку, – отметил фронтмен коллектива Кекко Форнарелли. Всего четыре инструмента: рояль, синтезатор, ударные и контрабас. Никаких экзотических приспособлений, однако, музыка итальянцев была красива и романтична. Название еще одного коллектива Klazz Brothers – номинантов на премию «Грэмми» 2006 года – говорит о том, что музыканты объединяют классику и джаз. Номинацию ребята получили за альбом, в котором собраны джазовые импровизации на тему произведений Моцарта, Бетховена, Баха и Шопена, сыгранных в латиноамериканских ритмах. Для разогрева одесской публики гости исполнили ритмичные «Венгерский танец №5» Брамса и «Танец с саблями» Хачатуряна. А затем на сцену вышла роскошная рыжеволосая Мария Маркизини, которая очаровала зал своим голосом. Она исполнила песню Боба Дилана «Man gave names to all the animals», а затем и сама села за рояль, чтобы сыграть с коллегой в четыре руки.
Еще одной представительницей слабого пола, сорвавшей овации, стала Атина Корнелиус – участница грузинского проекта AseaSool. Обаятельная девушка, исполняя народные песни, надела мохнатую шляпу. – Вы же знаете слова этой песни, а еще, я уверена, что вы любите хачапури. Поэтому подпевайте мне, – призывала зрителей Атина. Брат вокалистки, Бек Бексон, который ей аккомпанировал, пошел на эксперимент, сыграв на гитаре смычком.
Одними из новаторов в плане джазовых импровизаций стал французский проект Paradox. – Лучше не спрашивайте меня, почему музыканты выбрали такое название, думаю, вы сами поймете, – отметил сотрудник французского посольства. И зрители поняли! Трое участников коллектива были универсальными музыкантами: саксофонист играл, кроме трубы, на синтезаторе, гитарист – на сэмплере, а ударник управлялся с компьютером – оттуда воспроизводились записанные фразы «Дуже дякую» и «Сподіваємося на нову зустріч». Однако не все зрители поняли музыку французов – то из динамиков раздавалось пение птиц, то выступление и вовсе напоминало диджейский сэт. Такого эксперимента, видимо, не выдержала аппаратура – у синтезатора оборвался провод, и во время исполнения гитарист принялся налаживать технику. Когда все починили, парень, заметно нервничая, спрятался за установками и несколько раз вытер вспотевшее лицо.
Настоящим испытанием для консерваторов стало выступление коллектива из Южной Африки Soweto Entsha. А капелла квартет выступил в Одессе впервые, до этого музыканты пели в Виннице и Кишиневе, а их визит в Южную Пальмиру оказался под угрозой срыва. – Впервые за 12 лет существования фестиваля была велика вероятность, что заявленные музыканты не выйдут на сцену, – отметил Юрий Кузнецов. – Мы едва не поседели, т.к. африканцев до последнего момента не пропускали пограничники. Нам пришлось обзвонить многих людей в посольствах и МИДе, видимо, чиновники любят джаз, в итоге ребят пропустили. Господа, будьте спокойны, граница на замке!
Чернокожих исполнителей, выступающих на зулусском языке, одесситы приняли на ура. Они пели и танцевали, смешивая африканскую и европейскую манеру акапельного пения. Необычные танцы, напоминающие то ли выступление бойзбэнда, то ли приемы каратэ, заставили зрителей вызвать южан на бис. Одна гостья даже сравнила африканцев с нашими «Дюк-тайм», мол, иностранцы также эффектно акапельног поют. А в конце иностранцы выдали даже кавер-версии на песни Адель и Spice Girls!
Несмотря на обилие иностранных гостей, пожалуй, самым желанным для одесситов, стали выступления Юрия Кузнецова и Сергея Терентьева. Они настолько увлеклись игрой, что даже умудрялись пританцовывать за инструментом. Настоящий шквал оваций вызвало их совместное исполнение на двух роялях композиций Эннио Мариконе и Фрэнка Синатры. А завершился финальный концерт фестиваля ближе к полуночи – джейн-сейшном.