О Куяльнике, запахах и одесских пляжах

 Эти вопросы обсуждали эксперты и ученые на состоявшемся недавно заседании комитета по вопросам экологии, чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды, природопользования, рекреации и использования

земельных ресурсов общественного совета при Одесской облгосадминистрации.

О ситуации на Куяльницком лимане рассказал эколог Юрий Геращенко. Он напомнил, что когда-то лиман был морским заливом, но отделился от моря в конце XIV столетия. Уровень воды в нем периодически менялся: лиман то наполнялся, то мелел. Его соленость возросла достаточно для того, чтобы на лимане начали добывать соль. К концу XIX века были открыты бальнеологические свойства куяльницкой грязи, возле лимана построили знаменитый курорт. Сюда приезжают лечиться и отдыхать со всех концов России. Однако уже в 1910 году ученые забили тревогу.

 Лиман начал катастрофически мелеть и соленость его повысилась до критического уровня. Тогда городская дума приняла решение — соединить Куяльницкий лиман с морем. Канал был прорыт за два года, но его необходимо было поддерживать. Обновили канал в 1926 году, но после войны работы не продолжили, и он окончательно «закрылся». Говорят, его остатки и сегодня можно обнаружить на участке между «Молодой гвардией» и железной дорогой.

 С тех пор к естественным негативным факторам, воздействующим на лиман, добавились антропогенные (результат воздействия человека на окружающую среду в процессе хозяйственной и другой деятельности). Пересохли притоки реки Большой Куяльник, да и сама река обмелела так, что рассчитывать на нее не приходится. Дождевой же воды для питания лимана явно не хватает. Но, подчеркнул Юрий Геращенко, даже если восстановить реку с притоками, лиману сегодня этим уже не поможешь — слишком поздно.

 Свою лепту в уничтожение лимана внесли и «генералы песчаных карьеров». Якобы неопознанные предприниматели вывозили песок десятками тонн. Местные жители свидетельствовали — в сутки машины делали до пятидесяти ходок. А чтобы грузовикам ездить было удобнее, еще и дамбу насыпали, которая перекрыла сток с Большого Куяльника. В результате их деятельности образовались карьеры, которые отбирают у лимана еще часть воды.

 Ученые бьют тревогу. Они уверены: если срочно не принять меры по спасению лимана, скоро от него ничего не останется. Очевидцы рассказывают: лиман мелеет на глазах. Где недавно еще плескалась вода,  появляются  высохшие  солончаки.

 В прошлом году на уровне Кабмина было принято решение о создании Национального природного парка «Куяльницкий» площадью в четыреста пятьдесят гектаров. Его границы должны пройти через территорию сельсоветов Беляевского, Коминтерновского, Ивановского районов, захватить верховья лимана, прибрежье села Кубанка, низовья Куяльника.

 Добиться успеха и здесь не удалось. Практически все сельсоветы проголосовали против создания заповедника. Как говорится, своя рубашка ближе к телу. Люди боятся, что у них отнимут их право на ведение хозяйства. Убедить их в обратном пока не получается.

 Придание землям и акватории лимана заповедного статуса — охранная мера, направленная в будущее. Она не может решить сегодняшнюю проблему.

 Ученые уверены — необходимо срочно соединить лиман с морем, дать ему приток воды, иначе скоро от него ничего не останется. Однако каким образом это сделать?

 Один из вариантов технического решения был предложен экологами.

 Они напомнили, что любой канал нуждается в том, чтобы его периодически проверяли, очищали и поддерживали в рабочем состоянии. Разработанная конструкция могла бы, по их мнению, значительно сократить расходы на поддержку канала в эксплуатационном состоянии. Она представляет собой систему лотков, расположенных в виде буквы «П», длиной 1,6 километра, диаметром труб 60 сантиметров. Кроме того, поступление воды из моря должно быть регулируемым. Приток морской воды периодически нужно будет уменьшать, а иногда и совсем останавливать. Для этого ученые предлагают применить шлюзование через систему сифонов. Разработанная конструкция, речь идет только об установке лотков, стоит не слишком дорого — два с половиной миллиона гривень. Но кажется, до получения этих денег еще далеко.

 Инженерная разработка должна пройти конкурс — разных технических решений создания канала ученые предлагают немало. Самое основное: вопрос не решен принципиально — соединять или не соединять лиман с морем?

 Экологи подчеркивали: уже шесть лет говорят об экологической катастрофе на Куяльнике, скоро лиман по солености приблизится к Мертвому морю. Но до сих пор никто так ничего и не сделал.

 Результаты обсуждения будут представлены куратору по экологическим вопросам заместителю председателя облгосадминистрации Валерию Матковскому.

 О состоянии атмосферного воздуха в Одессе много говорить не пришлось. Вопрос ставился конкретно: когда, наконец, будут названы предприятия, на которых находятся источники «вонючих» выбросов в атмосферу? Проблема эта также не является сегодняшней, уже который год Одессу периодически накрывает неимоверная вонь, от которой некуда деться. Особенно страдают жители Суворовского района, Слободки, Молдаванки. Долетают миазмы и в центр города, докатываются и до Приморского района. А власть все не может выяснить — откуда эта вонь?!

 Как сказала заместитель начальника управления экологии и развития рекреационных зон горсовета Валентина Дацюк, городская лаборатория подтверждает факт превышения углеводородов при выбросах уже в течение трех лет.

 — Никто не сомневается в том, что происходит, чем пахнет и где расположен источник. Но необходимо провести серию лабораторных замеров не только в санитарной зоне возле предприятий, но и в рабочей, — сказала она.

 До сих пор специалистов на территорию заводов не пускали, объясняя отказ сложностями протокола о безопасности. Не могут пустить, или не хотят? — так поставила вопрос Валентина Дацюк.

 Напомним, речь идет о четырех «подозреваемых»: «Лукойл — Одесский НПЗ», «Синтез-ойл», «Одеснефтепродукт», «Эксимнефтепродукт». По последним данным городской лаборатории, пределы допустимых концентраций по углеводородам в атмосферном воздухе в санитарной зоне предприятий в среднем превышены в 5,3 раза.

 Валентина Дацюк подчеркнула, что замеры атмосферного воздуха будут проводиться сотрудниками городской экологической лаборатории и облСЭС до 22 августа. Далее она предложила представить результаты лабораторных анализов на рассмотрение в ГП «Украинский научно-исследовательский институт морского флота» для проведения независимой экспертизы. Деятельность же предприятий необходимо приостановить из-за невыполнения предписания экологов об установке датчиков контроля.

 Что касается пляжей, то все одесситы знают: после дождей на море лучше не ходить, подождать ради безопасности пару дней. Система ливневых коллекторов давно уже вышла из строя, и все, что накопилось на городских улицах, смывается мощным дождевым потоком и накапливается на песке и в водах залива.

 Давно и всем ясно — Одессе необходима реконструкция общей канализационной системы и ливневых коллекторов. Но во-прос в ближайшее время вряд ли будет решен. Как не решается он уже много лет…

Елена АНТОНОВА // yug.odessa.ua

P.S. Председатель Одесского областного совета Николай Пундик сообщил, что вопрос о спасении Куяльника будет рассмотрен на предстоящей сессии:

 — Есть разработанный экологами проект соединения лимана с морем. Однако он очень дорогой, так как для его реализации нужно пройти через Николаевскую, Одесскую окружную и железную дороги.

 На предстоящей сессии нужно в срочном порядке добавить средства на региональную программу по спасению Куяльника в части разработки проектной документации соединения лимана с морем. А затем, после принятия решения сессией, нужно будет просить государство профинансировать этот проект.

 Еще одна проблема: уровень моря выше уровня лимана на шесть метров. Максимально допустимая высота, на которую можно поднять воду в Куяльнике, составляет всего сто сорок — сто пятьдесят сантиметров. Это сложная инженерная задача. Решить ее можно опять-таки с помощью государства.

Добавить комментарий

Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews