Длительная засуха привела к настоящей экологической катастрофе на Куяльнике. Лиман не спасли даже сильные дожди, обильно пролившиеся в первой половине июля. Он высох больше чем на треть.
Как передает корреспондент «Думской», сейчас верховья Куяльницкого находятся не у села Севериновка, как обозначено на всех картах, а у Ковалевки, что на десяток с лишним километров южнее. Вода в северной части лимана исчезла. Вместо нее местами наблюдается густая жижа серого цвета. Обнажившееся дно тоже сверкает кристалликами соли. В колеях от проехавших по дну автомашин и человеческих следах соль выступает сплошным слоем.
«Вода ушла совсем недавно — неделю или две назад, — рассказывает жительница Старой Ковалевки Валентина Петровна. — Причем, что интересно, через пару дней после обильных дождей. Сохнет лиман. Еще немного — и можно будет переходить на другой берег, даже ног не замочив. И никто ничего не делает! Я никогда такого не видела за все 50 с гаком лет, что живу здесь!»
Сток воды в лиман из речушки Большой Куяльник, как всегда в жаркую летнюю пору, прекратился. К тому же активизировались песочные браконьеры- по Балтской дороге чуть ли не ежеминутно проносятся огромные самосвалы, груженые песком, который незаконно добывается в долине Большого Куяльника, между Севериновкой и Ивановкой. Эта деятельность тоже самым негативным образом сказывается на состоянии лимана и прилегающей к нему заповедной территории.
Высыхание Куяльницкого лимана грозит экологической катастрофой для окрестностей водного объекта, часть которого представляет собой настоящую соляную пустыню.
«Иногда над лиманом видно туман — так вот, это не туман, это соляная пыль. Ветром ее несет на поля, на дома, на людей. Несколько лет такой засухи — и от лимана ничего не останется, а соль убьет все плодородные земли вокруг, людям придется уезжать из Межлиманья», — сокрушается агроном из Севериновки Марк Григорьевич.
Но кому бедствие, а кому — дополнительный заработок. Естественное выпаривание соли облегчило жизнь ее добытчикам. В районе Одессы количество последних летом 2012 года возросло в разы. Впрочем, большинство охотников за целебным продуктом собирают его для личного, а не коммерческого пользования.
«Заберем себе немного, будем для лечебных ванн использовать вместо всякой там косметики Мертвого моря», — говорит приехавшая подлечиться на Куяльник Анна. В момент нашей беседы муж женщины Вадим стоял по колено в соляной рапе, собирая соль в пластиковую баклажку.
Экологи, общественники и жители сел, расположенных у берегов Кульницкого лимана, уже несколько лет бьют тревогу — лиман умирает буквально на глазах. Но власть отвечает лишь имитацией деятельности — невнятными планами по созданию ландшафтного парка. Предпринять жесткие меры в отношении браконьеров — добытчиков песка — и восстановить сток воды из Большого Куяльника в лиман чиновники не могут.