Одесские СМИ: Берия воскрес и отдыхает
Как-то человек обнаружил на месте пупка гайку. Схватил разводной ключ, стал вертеть ее во все стороны. Слышит — упало что-то поблизости. А это задница у него отвалилась. Анекдот с бородой пришел на память после того, как сразу на нескольких сайтах
появилась информация о подготовке законопроекта № 10579. Он зарегистрирован в парламенте и уже находится на рассмотрении в профильном Комитете Верховной Рады.
ОПЯТЬ МУНДИРЫ ГОЛУБЫЕ
В законопроекте, авторами которого являются народные депутаты фракции Партии регионов Валерий Коновалюк и Василий Грицак, речь идет о создании новой силовой структуры Министерства внутренних дел — Государственной службы правопорядка. Служба эта якобы должна заменить ныне существующие внутренние войска, но, по сути, предполагается создать военное формирование, защищающее власть от народа.
Нынешние внутренние войска законом ограничены в своих функциях охраной государственных объектов, мест заключения и конвоированием тех, кто находится под стражей. Использование этих войск для патрулирования улиц, сопровождения массовых акций протеста населения и просто для устрашения возможно только в чрезвычайных обстоятельствах и опять же в рамках закона.
В ноябре 2004 года Кучма с помощью подразделений внутренних войск вроде бы решился разогнать Майдан. Но дал отбой. В том числе потому, что не был уверен в готовности и способности войск выполнить поставленную задачу. Во время парламентского кризиса 2007 года, когда президенту Ющенко понадобилась опора на силовиков, он попробовал переподчинить внутренние войска себе и стянуть их в столицу. И потерпел неудачу. Внутренние войска по-прежнему не были готовы выполнять задачи по охране конституционного строя и подавлению акций протеста.
Нынешняя власть учла горький опыт. В целях самозащиты она широко использует спецназ — милицейские формирования типа «Беркут» и реже подобные силы СБУ. Руководители этих подразделений команды выполняют беспрекословно, закон с помощью судов используют расширительно. Словом, с задачей подавления массовых протестов населения пока справляются. Пока. Потому что по-настоящему массовых акций протеста нет. А если появятся — возникнут проблемы.
«Беркут» подчиняется руководству областных УВД, вооруженные подразделения СБУ — собственным начальникам. В итоге с координацией действий в случае бунта миллионов можно и опоздать. А захватившие власть регионалы отдавать ее не хотят. И опаздывать не желают. На месте и вместо внутренних войск поэтому, скорее всего, слепят монстра, каких не бывало.
Будущую Государственную службу правопорядка оппозиционные журналисты поспешили окрестить жандармерией. Они сильно ошиблись. Ни во Франции, где служба с таким названием есть, ни в других странах, где существуют похожие на жандармерию службы, их руководство не обладает даже малой долей полномочий, которыми Коновалюк и Грицак собираются наделить ГСП. Аналогию можно отыскать разве что в сталинском довоенном НКВД, и то с большим приближением.
Согласитесь, что задача «обеспечения защиты конституционного строя от попыток его изменения или свержения, а также защита государственной власти от попытки ее захвата насильственным путем» обычным воинским формированиям не по плечу. А создаваемая служба, кроме этого, призвана еще и отстаивать территориальную целостность государства путем участия в отражении нападения на границе, обязана бороться с терроризмом, воевать с незаконными вооруженными формированиями, обеспечивать введение военного и чрезвычайного положения.
ЦЕЛИ И СРЕДСТВА
Для успешного решения таких задач в распоряжение новой службы планируют передать наземные подразделения, оснащенные передовой техникой и военно-воздушные соединения. По опыту братской России известно, что вооруженных повстанцев без применения таких сил невозможно блокировать в городах и уничтожать на открытой местности. В Украине, правда, нет своей Чечни и своего Северного Кавказа. Но это сейчас нет, а сохранится власть Партии регионов, — обязательно будут. И если доверять авторам законопроекта, в ныне мирных украинских городах под властью регионалов тоже не обойдется без бунтов и взрывов насилия. Государственная служба правопорядка поэтому самостоятельно должна патрулировать улицы, проверять документы, составлять протоколы правонарушений, останавливать транспорт, задерживать и допрашивать подозреваемых, врываться в дома без ордера, вести разведывательную и негласную оперативно-розыскную деятельность. Словом, Берия воскрес и отдыхает.
Понятно, что машину подавления народа нельзя доверить кому попало. Или поставить под парламентский контроль, что еще хуже. Командующий ГСП (на некоторых сайтах его назвали главнокомандующим), а также его заместители назначаться будут главой государства, и лично президент сможет отдать приказ о проведении крупных операций. А если потребуется — мелких тоже. Причем сможет сделать это негласно.
Чем грозит стране создание вооруженной до зубов и подчиненной одному лицу охранки, — гадать не стоит. Другими средствами, но с тем же результатом баррикады для войны с собственным народом уже построили две братские страны — Беларусь и Россия. А результаты получили разные.
Баррикада Лукашенко высится над страной, как Эверест, а баррикада Путина на глазах разваливается. Почему по Минску нельзя пройтись организованной группой, а в Москве, несмотря на зверство ОМОНа, в демонстрациях и акциях протеста принимают участие уже десятки тысяч, можно спорить.
Только здесь не место для разбора полетов. Важно, что средства подавления народа и концентрация власти в двух братских странах примерно одинаковы. Они как две капли воды похожи на те, что предусмотрены в законопроекте Коновалюка — Грицака. А значит, дело не в средствах, не в спецназе, способном ворваться в квартиру оппозиционера, не в способности блокировать и разгонять акции протеста, дело не в количестве автозаков, водометов и людей, способных их применить. Дело в числе граждан, способных выйти на улицу и защищать свои интересы.
В Беларуси таких мало. Значит, Лукашенко быть президентом, пока усы не поседеют. В России народ проснулся, и Путину даже с помощью всех чекистов России протесты населения не вдавить в тюбик.
А что ж в Украине? Под присмотром Государственной службы правопорядка сами пойдем на панщину и детей поведем туда же?
Все может быть, но как-то не верится, что пять лет свободы, пять лет, за которые в Украине успело подрасти непуганое и непоротое поколение, прошли даром. Не верится, что народ позволит закручивать гайку на пупе страны до тех пор, пока у страны зад не отвалится.
История, конечно, движется не по прямой, хотя и по прямой можно дойти не туда, куда хочешь. Если двигаться по Крещатику от Майдана к Днепру, обязательно выйдешь к известной арке «Дружба народов», которую издавна называют «ярмом». Под «ярмом» можно сесть на скамеечку и отдохнуть.
Но лучше, не задерживаясь у «ярма», сразу спуститься к реке.
Леонид ЗАСЛАВСКИЙ.
http://yug.odessa.ua
Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews