Кто разбазарил в Одессе Старобазарный сквер? (ФОТО)
Окна дома, в котором я раньше жила, смотрели в этот сквер в исторической части Одессы. Я так объясняла его расположение: если взять старую карту города и ткнуть в самый центр, то попадешь в мой дом в Старобазарном переулке. А правильнее — в сквер.
Раньше он назывался Старобазарный, потом, в советские времена, его величали Кировским. И хоть базара, а точнее Вольного рынка, самого первого в Одессе, давным-давно нет, около десяти лет назад скверу вернули его прежнее историческое название. Судя по старым фотографиям, раньше сквер украшали деревянные гномики по периметру. Потом они куда-то исчезли.
Я любила там бегать по утрам, гулять по его аллеям с могучими деревьями, дочка — кататься на велосипеде по шуршащим листьям на дорожках, а мама, когда приезжала к нам в Одессу, — сидеть на лавочке и любоваться закатом.
— Как же вам повезло, — не уставала она повторять, — что вы живете рядом с таким прекрасным парком в самом центре города.
Мне он тогда казался немного неухоженным. Но эта неухоженность была сродни дикой природе, тишину нарушало лишь пение птиц. Но, как оказалось, это было «золотое» время для сквера.
Недавно оказавшись там (больше десяти лет назад я сменила место жительства), не поверила глазам и ужаснулась: ужель тот самый сквер, место моих пробежек?! О счастье, что я уже здесь не живу и не вижу этого безобразия.
Некогда одно из любимых мест прогулок одесситов, проживающих в запруженном автомобилями и магазинами центре, превратилось в источник наживы десятков лавочников и торгашей. Трудно даже перечислить все, что нагородили и понаставили в месте, предназначенном для отдыха горожан: два ресторана, два тира, будки с квасом, несколько ларьков, торгующих пивом и продуктами питания, аттракционы, цветочный пассаж, прокат детских автомобилей и мотоциклов, передвижная будка с кофе, несколько теток на табуреточках, предлагающих выпечку, семечки, самодельные конфеты, разный ширпотреб… Без преувеличения — для получения прибыли освоен каждый квадратный метр сквера.
Спортивная площадка, на которой школьники пока еще могут побегать с мячом бесплатно, уцелела, слава Богу. Может, оттого, что примыкает к общественному туалету, где запахи еще те, и желающих на этот участок пока не нашлось. Зато рядом с площадкой между деревьями втиснут грязноватого вида павильон с инвентарем для настольного тенниса. А вот детская песочница уже исчезла, прежнее ее место огорожено забором. Значит, нашелся и на нее претендент.
Многие аттракционы и торговые точки разместились прямо на клумбах и газонах. Остальные объекты торговли — на пешеходных дорожках. Те же газоны, что еще не «освоены», имеют жалкий вид: ограда во многих местах отсутствует, о цветах, некогда их украшавших, можно только вспоминать.
Что же произошло со сквером? Почему от него в одночасье отвернулись работники городских служб, те, кто по должности обязаны заботиться о местах отдыха горожан, озеленять их, поддерживать в надлежащем виде? Зато другие службы, торговли и развлечений, усиленно отхватывают и осваивают по своему разумению, а вернее, наживаются на сквере, откровенно делают деньги кто как может. Рядом с детскими площадками и по соседству со школой на Успенской торгуют пивом!
Закрадывается невольно мысль: может быть, среди городских начальников есть знатоки истории Одессы, и им по душе на месте сквера опять устроить Вольный рынок, как в былые времена? Вот они и взялись распродавать парк оптом и в розницу.
И посреди этого, с позволения сказать, сквера, который вандалы-предприниматели с одобрения городских властей хищнически используют для набивания собственных карманов, понуро сидит доблестный казачий атаман Антон Головатый, расписанный и разрисованный такими же городскими вандалами. И до этого вопиющего факта отцам города нет дела. Даже лавочки, стоявшие вокруг памятника, куда-то исчезли.
А как торжественно открывали этот памятник в сентябре 1999 года! Такое было событие государственного масштаба, в котором принимал участие даже Президент Украины. Теперь плиты постамента отбиты, раскрашены, огромная площадка, на которой высится памятник, тоже нуждается в реставрации, хотя установлен он всего тринадцать лет назад.
Помню, когда только начались строительные работы по подготовке площадки под памятник, мы, жильцы близлежащих домов, пытались угадать: как, по замыслу архитектора, она будет выглядеть? Была надежда, что возле памятника появится фонтан (по аналогии с европейскими памятниками в Германии, Италии, Испании). Свежих водяных струй так не хватало в сквере. Но вместо этого появилась сложной конструкции площадь на возвышении, занявшая значительную часть сквера. Понять ее архитектурный замысел можно разве что поднявшись на воздушном шаре. Но это же не повод так надругаться и над памятником, и над сквером.
Ну, это все мои горестные размышления. А вот что думают одесситы по поводу происходящего в Старобазарном сквере безобразия.
Давид, Светлана, дочь Василиса и сын Мартин:
— Состояние сквера ужасное. Мы стараемся его быстренько пройти. Такое впечатление, что сквер бесхозный, хотя городские чиновники должны бы следить, что здесь происходит, содержать его в порядке, ремонтировать. Одно время возле бювета повесили громкоговоритель, который вещал рекламу с утра до ночи трубным голосом. Когда гуляли с ребенком, то малыш не мог уснуть от шума. Какая здесь природа, какие птичьи голоса? Отсюда и птицы, наверное, уже все улетели подальше. Я узнал телефон этих рекламистов, позвонил, попросил уменьшить звук. Стало потише, теперь и вовсе угомонились.
Я не надеюсь, что что-то изменится в лучшую сторону. Городские власти начинают что-то делать лишь тогда, когда на этом строительстве можно «отмыть» или «отбить» бюджетные деньги. Они вроде бы устроили здесь развлечения для детей. Все это на самом деле убого. Я видел парки для детей в разных странах мира, и они ведь наверняка видели. Кому-то, конечно, может быть, все это и нормально, если привыкли, и у них не возникает мысли, как тут все уродливо. Кто-то же это пачкает, ломает, исписывает. Иногда кажется, будто наши люди пытаются внешний мир привести в соответствие со своим внутренним миром.
Петр и Ирина, их пес Рич:
— Мы здесь родились и жили рядом со сквером, и я, и жена. Все детство здесь прошло. Сейчас мы живем далеко отсюда, купили дом. Но иногда, по старой памяти, приезжаем сюда. Все здесь изменилось до неузнаваемости.
Помню, здесь все было засажено кустами. На месте нынешнего памятника — центральная цветочная клумба. Следом за ней — большая зеленая клумба, вместо которой сейчас проплешина. Все вытоптано. Третья клумба еще сохранилась, но на ней нет ничего, кроме бурьяна. Ну, хорошо, что еще бурьян, трава как-никак, а не бетон или асфальт. Ограда поломана. Сквер грязный, за ним нужно смотреть, а власти только арендную плату берут с хозяев аттракционов и лотков! Зачем они здесь?
Чтобы погулять с детьми, приходится ехать в Ботанический сад. Там пока нет аттракционов и лотков. А в этом садике детям негде погулять. Все заставлено и застроено. Слава Богу, еще деревья есть. А то и их тоже могут подпилить и установить какие-то «бодеги». Кстати, когда ставили кафе, сквер лишился пары деревьев. Говорят, упали. Может, «их упали»…
Петр Иванович, пенсионер:
— Установили памятник, хорошее дело. Но зачем нужна была эта плиточно-бетонная конструкция, которая сегодня вся разбита, исписана и изгажена?! Кто этот бетон придумал, кто утвердил? Наверное, головами не думали. Я здесь часто гулял. Но скоро, видимо, места для гуляний просто не останется. Наставили лотки, кафе… Еще тут часто как попало паркуются и разъезжают автомашины.
Создается очень опасная ситуация. Ведь здесь гуляют дети. Как-то я выдернул ребенка прямо из-под колес мчавшегося джипа. По вечерам и по ночам тут устраивают фейерверки с грохотом и стрельбой. А я живу рядом — и не уснуть. Одно время запрещали, как-то стало потише, а сейчас все возобновилось.
Николай Клечевский, судовой радист:
— Мой предок по материнской линии был куренным атаманом и служил под началом атамана Головатого. Я нашел его фамилию — Кунпан — в книге «История Черноморского войска» в архивной ведомости по зарплате. И мне небезразлично, в каком состоянии находятся сегодня и сквер, и памятник.
Очевидно, что архитектурная задумка всего ансамбля была неудачной. Я считаю, всю эту плитку, в которую сегодня замурована центральная часть сквера, нужно убрать и сделать ландшафт черноморской степи. Это было бы правильно. Но вместо того чтобы создать курган, зеленый холм, памятник усадили на облицованный постамент. Эти плитки отпадают и от действий вандалов, и от перепада температур.
Когда готовился этот материал о нынешнем состоянии Старобазарного сквера, на эту же тему появился телевизионный сюжет в новостях телеканала «Круг», статьи в электронных СМИ — не я одна возмущена происходящим. И — о чудо! — они возымели действие. Городские власти в лице первого вице-мэра Николая Ильченко сотоварищи, которым до сих пор не было никакого дела, что губят сквер, совершили рейд с целью наведения там порядка. И надо же — чиновники вдруг обнаружили, что у владельцев более половины всех торговых и развлекательных объектов, разместившихся там, нет разрешительных документов. А то, что их количество зашкаливает, вопреки всем нормам и правилам, ни у кого не вызвало удивления.
Вы будете смеяться, но разрешительные документы на размещение объектов торговли в зеленой зоне с недавних пор выдает городское управление экологии. Когда же встал вопрос, кто же, собственно, должен заниматься благоустройством сквера и приведением в порядок памятника, начальники городских служб развели руками и пожаловались на отсутствие средств.
Глава Приморской районной администрации Иван Пастушок тут же нашелся: «Где мне деньги взять? Отдайте полномочия по выдаче некоторых разрешительных документов на осуществление предпринимательской деятельности в этом сквере райадминистрации — и все будет».
И чиновники нашли решение вопроса: вот эти самые предприниматели, которые превратили общественный сквер в собственную вотчину и базар, пусть и благоустраивают совместными усилиями. Результат заранее предсказуем: вспомните басню «Лиса в курятнике».
На устранение всех выявленных в ходе рейда нарушений вице-мэр дал десять дней. Видимо, за это время все владельцы «объектов» должны пообещать, что готовы внести лепту в благоустройство сквера и обзавестись договорами аренды и разрешениями. Николай Ильченко пообещал наведаться в сквер снова. Наивных, верящих, что Старобазарный сквер скоро постигнут волшебные изменения, адресуем в парк Горького, впрочем, как и в другие парки города. Им тоже обещали светлое будущее…
Светлана ЧУМАЧЕНКО.
http://yug.odessa.ua
Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews