Огромные трещины появились на 16-й ст. Фонтана и в Черноморке. Последнюю можно смело назвать чемпионом по оползням — за год волны уносят по 1,5—2 метра берега.
«Половина моего огорода с туалетом в 2011-м съехали в море, — пожаловалась «Сегодня» жительница Черноморки, пенсионерка Зоя Савельевна. — А в этом году трещины появились и на доме. Каждый день ложусь спать и не знаю, что будет ночью. Стены и крыша потрескивают».
Другой местный житель, Константин Довгий, вспоминает, что в 2010 году в море рухнул большой дом: «Слава богу, никто не пострадал — помещение пустовало. А в этом году шторма подмыли набережную. В воду съехали огромные плиты. Сам склон, где стоят наши дома, стал сыпаться — вниз сползают огромные куски земли. Мы жаловались в райадминистрацию и мэрию, но нам ответили, что пока ничего сделать нельзя из-за нехватки денег».
По словам Константина, сейчас жители домов, расположенных на крайней кромке обрыва над пляжем, стараются хоть как-то задержать подмыв почвы. «Вот, обложили склон камнями. А один из соседей, бизнесмен, даже за свой счет несколько десятков кубометров бетона залил в трещину на обрыве и забил арматуру», — говорит он.
К слову, если раньше пляж в Черноморке был шириной в несколько десятков метров, то теперь это узкая кромка перед морем. «Да и сюда добраться трудно — лестница на пляж перегорожена вздыбленными плитами, которые просели от оползня», — говорит пенсионерка Елена Александровна.
Похожая ситуация — на 16-й Фонтана. Здесь, на склонах, нынешней зимой появилась огромная трещина, о чем, напомним, сообщал ранее «Таймер». А на одном из участков прямо на пешеходную дорожку обрушились многотонные куски известняка. Между тем, по мнению замначальника горуправления инженерной защиты Сергея Значко, это — не катастрофическая ситуация.
«Трещина «порвала» известняковую породу в этом районе. Серьезной угрозы нет, — полагает чиновник. — Но в целом оползни — серьезная проблема, угрожающая всему побережью. Еще в советское время у нас были реализованы первая и вторая очереди противооползневых работ. Третью — от Большого Фонтана до Черноморки — так и не начали. Существует проект третьей очереди, но он устарел и нуждается в корректировке. В этом году на корректировку проекта город выделил 297 тыс. грн. Когда проект будет готов, тогда можно будет говорить о том, сколько стоит третья очередь противооползневых работ. Однозначно это будет огромная сумма, которую город сам не потянет. Поэтому нужно рассчитывать только на потенциальных инвесторов, согласных вкладывать деньги в берегоукрепительные работы».
О том, в какую копеечку может влететь строительство третьей очереди укреплений, говорит сумма, потраченная на первую и вторую очереди работ. «В 60—70-е годы на проектирование и берегоукрепительные работы с намывкой пляжей и дренажами 17 км — от Ланжерона до 16-й Фонтана — было потрачено более 800 млн рублей. По тогдашнему курсу — это больше $536 млн! А в пересчете на нынешний курс и с учетом удорожания работ и материалов — около $700 млн», — подсчитывает геодезист, участвовавший в проектировании первой и второй очередей, Олег Мунтян. Кстати, длина незащищенного берега от 16-й станции до Черноморки — около 16 км.
По мнению кандидата геолого-минералогических наук, доцента ОНУ им. Мечникова Татьяны Козловой, проект строительства третьей очереди берегоукрепления не учитывает современных реалий — появления большого количества частных владений: «Сейчас в предполагаемой зоне проектируемых работ — частные участки, владельцы которых не дадут там строить. Поэтому проект устарел».