В некоторых интернатах со счетов подопечных исчезает пенсия и социальная помощь
Защите имущественных и жилищных прав детей была посвящена недавняя коллегия, прошедшая под председательством временно исполняющего обязанности прокурора Одесской области Петра Лищишина. В ней приняли участие представители органов государственной власти, местного самоуправления, а также руководители профильных служб. То есть сотрудники структур, призванных законом обеспечивать светлое будущее обездоленных ребят.
Увы, многочисленные проблемы решаются далеко не всегда в пользу несовершеннолетних. Подтверждение этому — возбужденные прокурорами двенадцать уголовных дел, для принятия неотложных мер вынесено сто восемнадцать представлений. По результатам их рассмотрения привлечены к разным видам ответственности почти сто должностных лиц.
Кроме того, внесено двадцать два протеста на незаконные решения органов власти и местного самоуправления, в суды направлено двадцать пять исков о восстановлении прав детей. Сейчас решается вопрос о возмещении в пользу несовершеннолетних имущества на сумму более миллиона гривень.
На 1 января нынешнего года в нашем регионе проживали 435027 детей в возрасте до 17 лет (18,3 процента населения), из которых 6857 находятся на учете в службе по делам детей. Это сироты и дети, лишенные родительской опеки, из них без жилья — 2341 человек. Более семидесяти состоят на квартирном учете, двести сорок пять человек фактически остаются на улице один на один со своими проблемами…
Как отмечалось на коллегии, областная служба по делам детей учет ребят, лишенных жилья, почему-то не ведет. Должностные лица ограничиваются лишь сбором статистических данных, поступающих из райгосадминистраций и органов местного самоуправления, а полной достоверной информацией не владеют. Проверки показали: с 2010 года жизненно необходимые квадратные метры получили лишь три человека, а социальное жилье в области вообще не строят. В лучшем случае ребят вносят в списки внеочередников, в которых сотни и сотни взрослых теть и дядь. При этом органами опеки и попечительства нарушаются требования статьи 33 Закона Украины «Об обеспечении организационно-правовых условий социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки». Статья предусматривает: данная категория граждан после достижения 18 лет в течение месяца должна быть обеспечена социальным жильем до предоставления им благоустроенного помещения для постоянного проживания. Это — на бумаге, а в реальности…
На судьбе братьев — Вениамина 1987 года рождения и Виктора 1989 года рождения — халатность чиновников сказалась самым печальным образом. Еще в 1996 году сирот разлучили, определив в разные интернаты: Витю оставили в Одессе, а Веню отправили в Ширяевский район. С тех пор братья друг друга не видели. Старший исчез, младший учится в одном из местных вузов. По данным прокуратуры, до разлуки братья проживали в Бассейном переулке.
Имущество за ребятами, ясное дело, не закрепили. И сразу после того как их направили в интернаты, ведомственную квартиру передали другим гражданам. Еще в 2006 году Приморский районный суд Одессы удовлетворил иск Приморской райадминистрации к государственному предприятию Министерства обороны Украины «Одесский завод строительных материалов». Суд обязал предприятие обеспечить братьев благоустроенным жильем. Прошло более пяти лет, но воз и ныне там.
Статья 32 Закона Украины «Об обеспечении организационно-правовых условий социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки» гласит: ответственность за сохранность жилья и возвращение его несовершеннолетним данной категории несут местные государственные администрации и органы местного самоуправления. Этот закон также распространяется на «лиц из их (детей) числа после завершения срока пребывания в семье опекуна или попечителя, приемной семье, детском доме семейного типа, заведении для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки».
Тем не менее иные должностные лица, направляя ребят в казенные заведения, принимали лишь формальные решения — назначали опекунов над имуществом без соблюдения соответствующей процедуры. В результате жилье разрушено и разворовано.
Прокуратура Овидиопольского района возбудила уголовное дело в отношении бывшего председателя Осиповского сельского совета. Он, при направлении троих несовершеннолетних в приемную семью, не принял меры для сохранения их дома. Строение осталось бесхозным и пришло в негодность. То есть детям после достижения восемнадцатилетия вернуться некуда. Прокуратура обратилась в суд с иском о взыскании с бывшего председателя, допустившего халатность, восьмидесяти пяти тысяч гривень, которые необходимы для восстановления дома. Аналогичные уголовные дела возбуждены в Березовском, Белгород-Днестровском, Болградском, Балтском, Березовском, Великомихайловском, Николаевском, Саратском, Ширяевском районах.
Другой пример. Установлено, что решением Песчанского сельсовета Балтского района от 23 апреля 2010 года за тремя несовершеннолетними закреплено право пользования одной четвертой земельного пая, принадлежавшего иx умершему родителю. Пока сироты в детдоме, земельным участком по непонятой причине пользуется частное предприятие. И подобные факты выявлены почти в каждом районе области.
Не исключение и Одесса. Только в Киевском районе с 2009 года по настоящее время остался нерешенным вопрос принятия распоряжений о сохранении жилья двенадцати детей.
Не лучшим образом обеспечивается право на наследство несовершеннолетних. Вопиющий факт зафиксирован в Коминтерновском районе. У Татьяны Глаголевой было трое детей — Инга (1987 года рождения), Олеся (1990 года рождения) и Виталий (1997 года рождения). Женщина умерла, ее супруг в силу определенных причин лишен родительских прав. Наследниками матери, понятно, являются дочери и сын. В частности, речь идет о двух участках общей площадью 13,24 гектара, земля ранее принадлежала скончавшимся Татьяне и бабушке детей.
Осенью 2007 года Виталика определили в коммунальное учреждение «Николаевская специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с недостатками умственного развития», где он находится по сей день. Любопытно, что названные участки земли — в фактическом пользовании частного предприятия, которое, согласно действующему законодательству, обязано своевременно платить арендную плату собственникам, но никто и не думал это делать. Хотя николаевская спецшкола-интернат неоднократно обращалась в Коминтерновскую райгосадминистрацию с просьбой предоставить информацию о наличии или отсутствии у Виталия земельного пая. Однако каких-либо ответов не получила. Более того, установлено: служба по делам детей информацией о наличии земельных участков и длительном безвозмездном пользовании ими попросту не владела. Только после вмешательства районной прокуратуры предприятие начало рассчитываться — сейчас на лицевой счет мальчика перечислено более четырех тысяч гривень.
Понятно, случай этот не единичный. Мама маленького Ивана из села Александровка умерла еще в 2010 году, а за мальчиком до сих пор не закрепили его наследство — четвертую часть квартиры. Одиннадцатилетний Сеня из Петровки никак не может получить 12 гектаров земли покойного папы, четырнадцатилетний Вова — 6,28 гектара на территории Красносельского сельского совета, а на четырехлетнего Гену, осиротевшего еще в 2008-м, никак не оформят 9,98 гектара земли, находящиеся в юрисдикции Кордонского сельсовета. Такие же грехи на счету должностных лиц и в других районах области, а также в Одессе и Ильичевске.
Выявлены многочисленные факты нарушений при отчуждении жилья, принадлежащего детям. Например, Болградской районной администрацией в 2010—2011 годах принято шестнадцать распоряжений о предоставлении разрешений на совершение сделок с недвижимостью несовершеннолетних. При этом не было обеспечено приобретение детям другого равноценного жилья. Прокуратура района внесла шесть протестов на незаконные распоряжения органа опеки и попечительства, направила четыре иска о признании сделок купли-продажи имущества детей недействительными.
Стоит отметить, что дети теряют имущество, в том числе по вине некомпетентных (недобросовестных) нотариусов. Так, в Одессе частный нотариус Филозова (фамилия изменена), несмотря на отсутствие соответствующего разрешения органа опеки и попечительства, скрепила печатью договор купли-продажи половины квартиры в доме по улице Кордонной. Квадратные метры принадлежали двум малолетним детям. В отношении Филозовой возбуждено уголовное дело.
Как говорилось на коллегии, ответственность за законность действий нотариусов ложится на руководство Главного управления юстиции в Одесской области. Вместе с тем установлено: управление хоть и проводило соответствующие проверки, но нарушений в работе нотариусов не выявило. Анализ же и обобщение нотариальной практики по удостоверению сделок с участием несовершеннолетних в течение 2007—2011 годов вообще не проводились.
Еще нюанс. Согласно требованиям части 4 статьи 17 Закона Украины «Об охране детства», в случае лишения родительских прав или отобрании ребенка (без лишения родительских прав) суд обязан сразу же наложить запрет на отчуждение детского имущества. Об этом судьи обязаны сообщить нотариусу, в районе деятельности которого находится это имущество. Увы, некоторые судьи о правах детей забывают...
Из-за бездействия служб по делам детей ребят годами не ставят на квартирный учет. Только в Приморском районе Одессы в числе очередников шестьдесят шесть человек. Однако в течение 2010-2011 годов жилье получил лишь один.
Прокуратурой Одессы выявлен факт присвоения должностными лицами Приморской райадминистрации двухкомнатной квартиры в доме на проспекте Шевченко. Рыночная стоимость квадратных метров, которые легко могли выделить нуждающемуся ребенку, составляет 565 тысяч гривень.
Чиновники же Киевской райадминистрации не приняли меры для закрепления за сиротой квартиры в доме по Люстдорфской дороге — девочка осталась без жилья. А в квартире, принадлежащей другому сироте, в одном из домов по Маршала Жукова обосновалась посторонняя гражданка. Живет себе дамочка припеваючи, арендную плату мальчику не перечисляет, рассчитывается лишь за коммунальные услуги.
Выявлены факты нарушения и других имущественных прав детей. Бессовестные взрослые, имеющие доступ к имуществу ребят, не упускают возможности разжиться за их счет. Пока несовершеннолетние находятся в интернатах и детдомах, продают сиротские квартиры, автомобили, земельные участки. Берут грех на душу чиновники всех уровней, нотариусы, судьи, педагоги… В некоторых училищах (вузах) сироты и учащиеся (студенты), лишенные родительской опеки, не получают денежную компенсацию на продукты питания, пособие на приобретение учебной литературы, стипендию. В некоторых интернатах со счетов подопечных исчезает пенсия и социальная помощь. Случается, средства не перечисляются из-за халатного отношения к своим обязанностям должностных лиц — любая упущенная бумажка или потерянная подпись может навсегда искалечить жизнь сироте.
К слову, достижение ребятами совершеннолетия отнюдь не означает, что должностные лица, ранее ответственные за них, могут «списать» их и забыть. Ничего подобного. Копии документов передаются в центр соответствующих служб для учета и социального сопровождения ребят. Пусть повзрослевших, но все еще нуждающихся в защите государства. У нас же только за 2011 год с первичного учета служб по делам детей сняты более шестисот человек, достигших восемнадцатилетия. Их судьбы никому не известны…
Лариса КОЗОВАЯ.
http://yug.odessa.ua
Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews