Одесские СМИ: на каждый случай произвола хакеров не напасешься

Один из блогеров на сайте «КорреспонденТ.net» затронул широко обсуждаемую теперь тему. Тему о пределах и возможностях реакции интернет-аудитории на события. И взглянул на проблему нетрадиционно — «с обратной стороны баррикад». Поводом послужило скандальное закрытие силовиками одного из самых популярных (тринадцатое место по посещаемости) сервиса хранения информации — файлообменника EX.UA.

«У МЕНЯ ЕСТЬ ПАЛКА, И Я ВАМ ВСЕМ ОТЕЦ»

Нищая часть населения Украины, которая по различным оценкам достигает восьмидесяти процентов, не в состоянии приобщаться к сокровищам мировой культуры. То есть покупать книги, приобретать картины, посещать концерты и театральные постановки. Для многих, к сожалению, все это до сих пор заменяет дешевый компьютер с доступом в мировую Сеть. При этом компьютер, как правило, с нелицензионным программным обеспечением, а работа ресурсов Сети не всегда адаптирована к законодательству страны-пользователя.

Работа файлообменников, в частности, плохо стыкуется с несовершенным законодательством в области защиты авторских прав и интеллектуальной собственности, а также с тем, что власть имущие подразумевают под словосочетаниями «защита общественной морали», «экстремистские призывы» и тому подобным. Но признать, что в эру Интернета большинство ограничений в сфере общественной коммуникации вышло из-под их контроля, выше сил современных держиморд и скалозубов. Последние силы тратят они на то, чтобы «схватить Сеть за бороду».

В отличие от стран, где рядовым гражданам вообще перекрыт доступ в Интернет или с помощью провайдеров блокирована часть сайтов, в Украине юзеры до сих пор чувствовали себя сравнительно комфортно. А немногие исключения, такие как преследование координатора Винницкой правозащитной группы Дмитрия Гройсмана по притянутому за уши обвинению в «распространении порнографии», только подтверждали правило. Свобода в украинском сегменте Сети существует, провайдеров серьезно не прессуют, против блогеров не возбуждают уголовные дела, как это принято в России и Белоруссии.

Но всему приходит конец. Пришел конец и «терпению» тех, кто при неспособности отличить браузер от маузера в своем распоряжении имеет грубую силу. Где-то на самом верху прозвучала команда «фас!», и по предписанию рядового следователя Печерской районной прокуратуры Киева приостановлено делегирование домена, а на основании постановления местного суда проведен обыск в помещении, где якобы расположены серверы, обслуживающие упомянутый файлообменник. Изъята техника с носителями информации. Доступ к EX.UA в связи с этим с 31 января прекращен.

Для того чтобы понять, почему по этому поводу в интернет-сообществе и вне его поднялась небывалая волна протестов, надо напомнить, что услугами самого крупного и самого популярного в стране файлообменника пользовались около одиннадцати миллионов граждан. Для них внезапно исчезла возможность привычным способом находить и смотреть любимые кинофильмы, читать книги, обмениваться чужой и собственной информацией.

При этом действия власти, с точки зрения большинства людей, совершенно бессмысленны. EX.UA — не более чем площадка, бесплатно арендуемая теми, кто опять же бесплатно дает возможность миллионам знакомых посмотреть, прочитать, услышать, испытать удовольствие от увиденного и услышанного. Если кто и вступает в конфликт с так называемыми правообладателями на почве закона, то не владелец площадки, а тот, кто размещает на площадке конкретный контент.

Владельцу прав на кинофильм, книгу, картину и прочее достаточно потребовать от менеджера файлообменника удалить незаконно размещенную информацию или (в случае отказа) подать в суд. Кстати, упоминаемые в печати случаи решений судов США о закрытии подобных обменных площадок в Сети связаны именно с регулярными отказами удалять требуемые контенты.

У ПАЛКИ ДВА КОНЦА

Но есть подозрение, что ЕХ прикрыли, вовсе не защищая интеллектуальную собственность, не в борьбе за соблюдение закона, а в контексте совершенно другой борьбы. Борьбы за власть. Если так, файлообменник стал жертвой двух одновременно проведенных акций — акции усиления контроля над Сетью со стороны формируемого тоталитарного режима и очередной акции устрашения общества в целом.

Если принять такую точку зрения, попытаться увидеть происходящее «с обратной стороны баррикад», в бессмысленных мерах можно разглядеть цель (даже несколько), а также определенную последовательность действий. Такую, что укладывается в примитивную, но привычную для бандитов тактику: «кошмарить» лохов нужно без остановки. Если опомнятся — дадут сдачи.

В цепи провокаций, ставших основой внутренней политики четвертого Президента Украины и правящей партии на протяжении последних двух лет, непрерывное наступление на гражданские права и свободы — непреложное правило. Причем каждый раз, когда совершается насилие над институтами демократии — в Верховной Раде, в Конституционном суде, в органах местного самоуправления, на выборах, в политически мотивированных уголовных процессах и в рейдерских захватах собственности — насильники выдерживают определенную паузу, ожидая реакции лохов.

А ее, настоящей реакции, до сих пор не было. Стотысячные толпы не вышли на улицу, чтобы выразить протест против превращения парламента в департамент администрации президента, не отреагировали на беззаконное изменение Конституции опричниками в малиновых мантиях, не защитили отданных под суд лидеров оппозиции. А произвол при захватах предприятий или редакций вооруженными людьми в масках (поди разбери — бандиты или «защитнички») и вовсе не выходит за пределы отдельной улицы, хорошо если района.

Учитывая это, прикрыть какой-то файлообменник — вообще плевое дело. Говорить не о чем. Очкариков за компами одним пальцем сковырнуть можно. И нужно. Чтобы не собрали через социальные сети несогласных, чтобы не вывели их одновременно на площадь. Чтобы не повторилась «арабская весна» в Украине или Болотная площадь и московский проспект Сахарова в Киеве. А того хуже Майдан, память о котором у донов до сих пор вызывает дрожь в поджилках.

Но в этот раз бандиты, кажется, нарвались. Получили первый если не действенный, то показательный отпор. И не только в виде митинга перед МВД, на котором разъяренные юзеры разбивали об асфальт клавиатуры и метали в здание «мышки». Тихо, без особого напряжения и спешки квалифицированные украинские хакеры одновременно «положили» порталы главных государственных учреждений Украины. И наутро 2 февраля не было доступа на сайты администрации президента, Кабинета министров и МВД.

В середине дня, правда, в АП заявили, что хакерскую атаку отбили, но в то же время «лег» сайт Национального банка Украины, учреждения, которое, несмотря на свой якобы независимый статус, плотно вошло в репрессивную вертикаль режима. Здесь надо, кстати, упомянуть еще об одном аспекте акции устрашения. Через усиление контроля над отдельными сегментами Сети, если такое, конечно, удастся, режим рассчитывает усилить давление на предпринимателей, чья деятельность невозможна без выхода в Интернет. То есть бизнес отнять или уничтожить можно, не ломая заборы и не врываясь в офисы. А блокируя сервер, изымая носители информации.

Если сейчас это практикуют «точечно», то вскоре, при отсутствии сопротивления, станут применять системно. И надо срочно что-то в стране менять. Потому что на каждый случай произвола хакеров не напасешься. И стыдно гражданам на них рассчитывать.

Леонид ЗАСЛАВСКИЙ.

http://yug.odessa.ua

P.S. Несмотря на то, что следствие по требованию протестующих отозвало постановление о блокировке домена, утром 3 февраля ресурс был недоступен, а двести изъятых серверов владельцам не возвращены.

Добавить комментарий

Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews