Украина: Проект безальтернативной власти
15.07.2011 года мною была опубликована статья «Индустрия потерянных поколений». Вышла она пессимистичной, но пессимизм всего лишь следствие невежества нашей истории. Исторический опыт, как родителей и родину, мы себе не выбираем. Эта статья призвана, в какой-то мере, рассеять пессимизм. Спасибо Творцу, власть предержащие не в состоянии влить на всё в этой жизни. В политике, экономике и обществе существуют неподконтрольные ей внутренние и внешние процессы. Они как раз и способны вселять оптимизм и веру в лучшее будущее.
С 91 года троекратная ротация власти во время выборов стала одной из главных особенностей политического процесса в Украине, отличающих его от российского процесса. В 2004 «Оранжевая революция» продемонстрировала не только всему миру, но и самим украинцам то, как страна в состоянии реагировать на фальсификацию волеизъявления народа. До сих пор эти воспоминания заставляют многих на Банковой, в Кремле и у Лукашенко - вздрагивать и потеть.
На фоне морального вакуума, нищеты и беспризорщины, организованных режимом, - развивался Интернет и свобода информации, была жизнь без тоталитарной идеологии и контроля, плюрализм и многопартийность, частная собственность и возможность путешествовать по всему миру. Сегодня всё это для наших подрастающих и молодых поколений обычная нормальная структура мира, в котором они родились и живут. Теперь их политическая активность должна быть мотивирована стремлением вырваться из нищеты, стремлением к лучшей жизни, тесно связанной с дальнейшей демократизацией и модернизацией. Другого пути выжить и уберечь свою страну украинское общество не имеет. Сохранение в Украине альтернативной политики и выборов является основой этого процесса.
Раскол в национал-демократическом лагере и межличностная борьба между Ющенко и Тимошенко погрузили Украину на пять лет в безвластие, хаос и неуправляемость. Обещанные «оранжевыми» лидерами реформы и дальнейшая демократизация оказались предвыборной пропагандой. Общество охватила апатия и усталость. В этих условиях стремление людей к стабилизации и порядку, с приходом Януковича, режим стал использовать как основание для построения политической системы его безальтернативной личной власти. Характерно, что этот процесс происходит легко, пока не встречая особого сопротивления.
Сегодня реальные действия украинских власть предержащих поэтапно повторяют шаги Путина и Лукашенко в начале их деятельности, направленной на построение авторитарного режима безальтернативной власти. Хотя нашему обществу и не нравится то, что делает власть России и Белоруссии, однако, люди пока не понимают к чему здесь всё идёт. Оппозиция не проводит массовую разъяснительную работу. Ей не до этого. В основном, вся идеология элиты в национальном политикуме сводится к лояльности в её отношениях с властью. Когда власть уходит от политической силы, следом за ней уходит и элита. Для страны деидеологизированные политики – это неминуемый кризис. Отсюда такое явление как «тушки», уход из оппозиции представителей крупного бизнеса и представителей местных элит. Поэтому, национальная оппозиция сегодня беспомощна и представляет столь жалкое зрелище. Особенно после преследований и изоляции их лидеров.
Когда к украинцам придёт массовое прозрение по поводу происходящего нынче, режиму Януковича станет гораздо сложнее, чем Путину и Лукашенко, строить в Украине систему безальтернативной власти. За прошедшие двадцать лет у нас сложилась совсем иная политическая история. У нас совсем другое общество. Особенную сложность для авторитарного режима представляет первое поколение рождённых в независимой Украине. В 2015 году этим молодым людям исполнится 25 лет. Это вполне зрелые люди. Трудно представить, чтобы в стране центральной Европы с такой новейшей политической историей молодое поколение привлекал бы авторитаризм и безальтернативная власть одного лидера, или преемников. Ещё невероятней на просторах сегодняшней Украины, выглядит такое явление как «культ личности». Однако, нельзя забывать, что не пропаганда порождает идею безальтернативности власти, а изначально присутствующая, как данность, идея безальтернативности способствует усвоению пропаганды. Этого украинское общество допускать не должно.
Стоит ли ломать через колено то, что в европейской стране ХХI века невозможно сломать - общество?! Даже история путинской России убеждает в обратном. В начале пути постсоветской страны на смену компартийной идеологии пришли идеи демократического и рыночного общества, возвращения в мировую цивилизацию. Но с приходом Путина к власти реальное развитие России окончательно пошло совсем не в демократическом направлении, и эти цели для страны быстро отпали. Главным реальным мотивом и стимулом действий Кремля и развития системы стало достижение гарантированной безальтернативности власти и возвращение утраченных на рубеже 80-х и 90-х годов порядка и управляемости. Путинский Кремль быстро достиг этой цели, и оказалось, что у страны цель исчезла вообще, а у системы – перспектива развития.
У России сегодня отсутствует ясный образ политического будущего. Режим не в состоянии отказаться от безальтернативной системы власти и, вместе с тем, чётко понимает, что это – порочная система, которая держит страну в кризисе и вынужденно уступит место демократии. Но это «вынужденно» как раз и может оказаться тем самым пресловутым «русским бунтом».
Существует другой путь выхода из ситуации – это революция «сверху». Он предполагает создание властью реальной оппозиции. Но для Кремля это означает публичное «харакири». А ведь не хочется выпускать из своих рук российскую систему ренты. Кроме того, существует большая опасность ареста за рубежом гигантских счетов и собственности власть предержащих и придворных кремлёвских олигархов.
Гарантированная безальтернативность власти, как стратегическая цель Кремля, запустила два закономерных встречных процесса. С одной стороны, ритуализация выборов, разрушение демократического «фасада» системы, которая становится всё более очевидной. С другой, - эволюция российского общества, в ходе которой оно становится всё менее способным обманываться этим «фасадом». Когда эти процессы столкнутся, дальнейшее поддержание имитационно демократической системы станет невозможным. В этой связи, у Банковой при построении безальтернативной системы власти в Украине здесь возникает серьёзная проблема. Эволюция украинского общества, в ходе которой оно перестало воспринимать имитационную демократию и безальтернативную власть, к 2004 году уже завершилась. «Оранжевая революция» стала возможной как раз в силу этих обстоятельств.
Сегодня существует небывалый разрыв между политической риторикой правительства Януковича и его реальными действиями, между правовой формой и правовым содержанием жизни страны. Мнение Банковой, что наше общество этого не видит, сформированное её яйцеголовыми гадалками в лице политтехнологов, - является глубоким заблуждением. Они просто говорят то, что желает слышать их хозяин.
Абсолютный контроль властью российских СМИ привёл к атрофии обратных связей с обществом. Несмотря на полную лояльность элиты и пресечение всяких спонтанных общественных действий, как источник дестабилизации; несмотря на то, что тандем Путина и Медведева возглавляет и полностью контролирует громадную, охватывающую всё общество систему клановых, патронажно –клиентельных связей. Невзирая на всё это Кремль понимает, что вечно такой алгоритм власти продолжаться не может. Где-то система обязательно даст сбой, будет социальный взрыв, который её снесёт. Но где, когда и почему это произойдёт - никто предсказать не берётся. Такое неведение - одна из основных опасностей, которая исходит от атрофии связей между властью и обществом.
Единственным мотивом деятельности Кремля сегодня является стремлением к самосохранению системы, её консервация в собственном соку «стабильности». Власть делает всё, чтобы будущее как можно дольше было повторением настоящего. Но это классический «застой», который страна уже пережила в конце 80-х. Кремль сковывает страх действовать, боязнь чем-то дестабилизировать ситуацию. Абсолютная концентрация всемогущей власти в президентских руках, и полное отсутствие у российского режима реальной программы и конструктивных целей (кроме деструктивной «стабильности») - превратили всемогущество российского президента в бессилие.
Для демократической перспективы Украины сегодня в стране сложилась ситуация крайне опасная. Парламент полностью подконтролен Банковой, которая последовательно и методично повторяет шаги путинского Кремля в направлении создания безальтернативной системы власти. Региональные элиты соревнуются в лояльности к Януковичу, олигархи из клики президента полностью поддерживают его действия, считая, что они направлены на обеспечение гарантий их благополучия и безопасности. Другие олигархи находятся в полной зависимости и испытывают страх впасть в немилость режиму и потерять бизнес. Основные телевизионные каналы всё реже критикуют власть, и многие известные СМИ превращены в средства правительственной пропаганды. Влияние оппозиционных партий тает на глазах. Возможность создание новых политических проектов и партий фактически сведена к нулю. Избирательное использование властью правоохранительных органов и правосудия позволяет режиму последовательно и методично избавляться от опасных политических конкурентов и оппоненто
в. Навязанные стране президентом и партией власти избирательные законы, во время выборов превращаются в свод беззакония. Конституция стала жертвой отсутствия желания у Конституционного суда критически воспринимать и адекватно реагировать на антиконституционные действия режима. После известных изменений Основного Закона конституционные полномочия президента приблизили его власть к абсолютной. В пресловутую «вертикаль» интегрированы, по сути, все ветви власти, включая систему правосудия.
Очевидно, с 2010 года самым главным мотивом всех «реформаторских» действий Банковой, стало её стремление обеспечить возможность гарантированной безальтернативной власти. Режим на первом этапе этого пути. Пока расправа идёт с реальными и опасными конкурентами в оппозиции. Дальше он разделается с теми, от кого исходит хоть какая-то потенциальная опасность в будущем. И наконец, зачистит и ликвидирует любые видимые возможности проявления таких угроз.
Путин категорически отверг возможность своего соперничества с Медведевым и публично чётко заявил: кто будет следующим президентом России, мы с Медведевым решим между собой, по взаимной договорённости и без какого-либо общественного участия.
Украина должна сделать всё возможное, чтобы здесь без «общественного участия» выборы главы государства в будущем были не возможны.
Юрий Радухин
Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews