Одесский аэропорт сдали с потрохами

 В повестке дня было четко обозначено, что собравшиеся присутствуют на седьмой сессии горсовета пятого созыва. Однако в своем обращении к депутатам мэру Одессы захотелось, очевидно, блеснуть знанием эзотерических наук —
и вот вам, пожалуйста, седьмая сессия (с учетом внеочередной) превратилась в восьмую.

— Мы собираемся с вами в этом зале восьмой раз, сегодня восьмое число, а цифра восемь является в астрологии благоприятной. Даже звезды благоволят нам! — попытался мэр заразить своим энтузиазмом аудиторию.

Аудитория реагировала вяло. Всем было понятно, что триста одиннадцать вопросов повестки дня, некоторые из которых имели важное стратегическое значение для города, за пару часов не решить.

«СКОРАЯ ПОМОЩЬ» ОТ АДНАНА КИВАНА

Прежде всего, это больница «скорой помощи», о необходимости строительства которой говорят уже столько лет. Правда, большинство медэкспертов сходились на том, что имеет смысл строить больницу на территории ГКБ №1, которая, по сути, давно является таковой для города. Однако нынешние власти приняли другое решение.

На сессии прошла церемония заключения договора между мэрией и инвестором в лице бизнесмена Аднана Кивана, владеющего компанией «Kadorr Group». Согласно договору, больница «скорой помощи» будет обустроена на территории ГКБ №10.

Как рассказал депутат Геннадий Труханов, работы будут вестись в две очереди. Первая предполагает строительство нового корпуса, вторая — реконструкцию и модернизацию уже имеющихся в больнице корпусов. Таким образом город получит дополнительно семьсот койко-мест и клинику, оснащенную современным диагностическим и лечебным оборудованием.

По замыслу строителей, Одесса получит в свое распоряжение медицинский комплекс уже через два года, еще некоторое время, около года, потребуется на то, чтобы оснастить клинику по последнему слову науки.

Аднан Киван в своей речи пообещал, что больница «будет соответствовать европейским и человеческим стандартам».

У Геннадия Труханова журналисты спросили на пресс-конференции: каким образом власти намерены решить проблему извечных пробок в районе «больницы на Малиновского»? Лидер фракции Партии регионов в горсовете ответил, что вопрос транспортной развязки «будет решаться».

Проект строительства и реконструкции больницы одобрили большинством голосов. Сразу после этого электронная система голосования дала сбой. Депутатам пришлось сделать небольшой перерыв. Несмотря «на благоприятную цифру восемь», что-то все же пошло не так…

СОКРАТИТЬ НЕЛЬЗЯ ОБСУЖДАТЬ

Прежде чем приступить к дальнейшей повестке дня, секретарь фракции ПР Алексей Косьмин выступил с «интересной» инициативой. Депутат предложил «сократить время обсуждения, а лучше — совсем не обсуждать».

При этом мэр Алексей Костусев объяснил тем, кто, может, еще не понял, что все вопросы сессии предварительно обсуждаются на заседаниях постоянных комиссий, и этого достаточно, чтобы определиться со своей позицией накануне. А тот, кто этого еще не сделал, значит, плохо работал, таким депутатам потакать он не намерен и отнимать время сессии ненужными разговорами не даст.

Слово было услышано, чтобы отменить (!) сессионные прения, проголосовали: за — шестьдесят три, против — двадцать два, не голосовали — девятнадцать депутатов.

— Если захотите какой-то вопрос обсудить, сообщите, и я поставлю на голосование, — милостиво разрешил мэр Алексей Костусев.

Тем не менее попытки подать голос депутаты все же делали. Никак не могли понять, что без разрешения мэра — ни-и-зя…

Депутат Марина Багрий-Шахматова (фракция «Фронт змін») высказала мнение, что в процессе расчета норм стоимости питания подопечных социальных коммунальных учреждений (воспитанников детдомов и интернатов) специалисты службы по делам детей сделали очевидную ошибку — не учли индекс инфляции.

Поэтому, сказала депутат, фракция партии «Фронт змін» в горсовете предлагает увеличить расходы на питание на 20,7%. Таким образом, дети с трех до десяти лет будут получать питание в день на сорок гривень вместо тридцати пяти. А дети старше десяти лет на сорок девять гривень вместо сорока пяти.

Предложение Марины Багрий-Шахматовой не было принято.

Заседание шло своим ходом, однако страсти постепенно накалялись. Сидеть и просто тупо нажимать на кнопки «за» и «против» (или вообще не нажимать) некоторым особо активным депутатам категорически не нравилось. Поэтому, получив разрешение задать вопрос, они тут же бросались высказывать свое мнение. А вот это совсем не нравилось мэру.

— Опустите руки, я на эту удочку больше не попадусь! — увещевал депутатов городской голова. — Если вопрос превратится в выступление, мы будем отключать микрофон, — угрожал он.

И действительно отключали!

На некоторое время воцарился порядок, однако при обсуждении вопроса «О разработке детального плана территории береговых склонов от ЦПКиО им. Т.Г. Шевченко до шестнадцатой станции Большого Фонтана» снова произошла заминка. Депутат Георгий Селянин попытался напомнить о том, что одесские склоны являются частью парка Юбилейный и застройка их запрещена.

— Выключите микрофон, мы поняли, — тут же последовал окрик мэра.

Не поддержали депутаты и предложенный главой фракции «Зеленая Одесса» Юрием Круком проект решения о введении моратория на застройку территорий парков и скверов до определения и выноса в натуру их границ. За проголосовали всего двадцать шесть человек, против — двое, воздержался — один, не голосовали вообще — семьдесят четыре.

ЧАС АЭРОПОРТА

Таким образом, подобрались к главному вопросу — судьба Одесского аэропорта. Пункт повестки дня сессии выглядел так: «Об определении доли Одесского горсовета в уставном капитале ООО «Международный аэропорт «Одесса» и вклада КП «Международный аэропорт «Одесса» в совместную деятельность».

Депутаты заволновались. Первым поднялся Александр Шеремет («Сильная Украина»).

— Это знаковый для города вопрос! Я не уйду с трибуны, пока не выскажусь! — сделал он попытку «прорыва».

— Вы ничего не будете говорить, — заявил Алексей Костусев.

В зале запахло свалкой.

Почувствовав опасное напряжение, городской голова тут же предложил депутатам проголосовать за возможность обсуждения в сессионном зале именно этого вопроса.

За обсуждение проголосовали двадцать шесть, против — один, не голосовали — семьдесят семь депутатов. Разрешение на прения, таким образом, не было поддержано.

Глава фракции КПУ Василий Полищук напомнил о том, что такое решение противоречит регламенту, принятому самими же депутатами.

Мэр сослался на пункт девятнадцатый документа, в котором сказано, что обсуждение вопроса может быть прекращено по общему решению депутатов.

— Мы отменяем нормы регламента. Депутат имеет право на выступление, а мы его отменяем! Давайте тогда изменим регламент и все всем запретим! — возмутился Александр Ищенко («Сильная Украина»).

— Я не принимаю вашу точку зрения, — последовала ответная реплика мэра.

— А вы, — продолжил он, обращаясь к Александру Шеремету, повторно поднявшемуся на трибуну, — вернитесь на место и там задавайте свой вопрос!

Депутаты пытались высказаться, микрофоны последовательно выключали. Тогда начались выкрики с места, прямо из зала. Но слышно было плохо.

Вспомнив, что плетью обуха не перешибешь, самые настойчивые и находчивые тут же переформатировали свои выступления в вопросы. И таким образом получили возможность задать их в легитимном порядке и так, чтобы всем было слышно.

— Уставный фонд компании-инвестора — «Одесса аэропорт девелопмент» составляет… тысячу гривень. Числится в ней один человек, учредителем этой компании является английская фирма с оффшорными корнями с Кипра. Кто стоит за оффшором, мы не знаем. Поэтому хотим понять, кому отдаем аэропорт. В договоре также сказано, что инвестор двенадцать месяцев будет заниматься поиском инвесторов. Какой же это инвестор, если у него денег нет? — задавал вопросы Александр Шеремет.

— Почему не был проведен тендер на выполнение работ? И что это за фирма «Рога и копыта», которая была создана в прошлом году в Лондоне и которой мы отдаем аэропорт? — интересовался Василий Полищук.

— Каким образом будет обеспечивать безопасность будущих полетов частная компания, не имеющая лицензии на безопасность? — задала риторический вопрос Марина Багрий-Шахматова.

— Почему не был проведен тендер на выполнение работ? Почему единственным кандидатом оказалась какая-то неизвестная компания? Почему не рассматривались другие варианты, например, получение средств на модернизацию и реконструкцию аэропорта посредством сдачи комплекса в концессию? — сыпал Александр Ищенко.

— Почему не указан срок начала строительных работ? Кстати, в любом договоре имеется такое понятие, как обязательства сторон. Так вот, в данном договоре определены обязательства одной стороны — города, для другой стороны, инвестора, отсутствует графа как таковая, — настаивал на своем Дмитрий Спивак (фракция «Батькiвщина»).

Вице-мэру Николаю Ильченко пришлось держать ответ: да, действительно, «на счету компании тысяча гривень, должен сказать, что эта компания создавалась под определенный проект» (смех и аплодисменты в зале), «Одесса аэропорт девелопмент» — компания-спутник. Уставный капитал ее учредителя, одноименной лондонской компании, миллион фунтов стерлингов.

Ильченко также сказал, что одним из условий было выделение денег на реконструкцию взлетно-посадочной полосы.

— Взлетно-посадочная полоса, рулежная дорожка, весь комплекс оборудования летного поля остается в собственности города. Кроме того, в случае невыполнения инвестором обязательств город может использовать право выйти из проекта со своим имуществом, — пытался успокоить депутатов вице-мэр.

Директор юридического департамента Одесского горсовета Мария Еремеенко сообщила, что строительство взлетно-посадочной полосы начнется, как только партнеры найдут средства (!). Что инвестор будет заниматься только строительством аэровокзального комплекса, и лицензия на безопасность в данном случае не нужна.

Председатель постоянной комиссии горсовета по законности Денис Балух сказал, что предприятие будет зарегистрировано только тогда, когда на счет фирмы (ООО «Международный аэропорт «Одесса») поступит половина средств уставного фонда, а это и есть сумма, необходимая для восстановления взлетно-посадочной полосы.

Глава фракции партии «Фронт змін» Александр Остапенко поинтересовался: а почему не рассматривался вопрос о передаче аэропорта в концессию? По его мнению, общество с ограниченной ответственностью — «самая удобная форма для утраты имущества».

А вот по мнению Марии Еремеенко, ООО — «самая удобная организационно-правовая форма для быстрой реализации этого проекта». Концессию же городские власти посчитали нецелесообразной.

Пришло время задать вопросы и новому прокурору Одессы. Геннадий Фуртат спросил: почему, то есть на каком основании, доля города составила двадцать пять процентов? Будет ли иметь одесская громада возможность в таком случае эффективно управлять этим важным для города предприятием?

По словам Николая Ильченко, стоимость основных средств КП «Международный аэропорт «Одесса», которые передаются в уставный капитал ООО «Международный аэропорт «Одесса», составляет примерно чуть больше ста восемнадцати миллионов гривень. Тогда как стоимость реконструкции аэровокзального комплекса обойдется не меньше, чем в четыреста миллионов гривень. Доля города, таким образом, составит двадцать пять процентов.

К слову, депутаты-оппозиционеры считают, что город мог бы претендовать на большую долю, поскольку, по их мнению, оценка имущества аэропорта явно занижена.

В общем, по сути, внятных ответов на большинство депутатских вопросов по поводу «сдачи» аэропорта частной компании, условия которой приняли без проведения тендера и конкурса, получено в ходе сессии не было…

За этот проект решения проголосовали шестьдесят девять депутатов, члены фракции Партии регионов. Другие депутаты либо голосовали против, либо вообще не принимали участие в этом постыдном действе.

На радостях Костусев сообщил, что «очень хочется современного аэровокзала».

Напомним еще раз: принятое на сессии решение предусматривает создание совместного общества с ограниченной ответственностью, в которое КП «Международный аэропорт «Одесса» войдет как соучредитель и внесет в уставный фонд ООО свое имущество. Доля города — двадцать пять процентов, инвестора реконструкции малоизвестной компании «Одесса аэропорт девелопмент» — семьдесят пять процентов.

Фактически одесситы лишились самого прибыльного коммунального предприятия, за счет которого довольно часто получали зарплаты другие коммунальщики, бюджетники. КП «Международный аэропорт «Одесса» в бюджет города приносил значительную прибыль.

(Кстати, на сессии так и не было названо имя хозяина компании «Одесса аэропорт девелопмент», зарегистрированной в Лондоне. «Источники в мэрии говорят, что аэропорт отдали одесским миллионерам Борису Кауфману и Александру Грановскому, — пишет газета «Сегодня». — По второй версии, они только «передаточное звено», а подлинный приобретатель — крупный бизнесмен из Киева».

«Сейчас готовится правительственный законопроект, в котором будут четко прописаны механизм и правила передачи аэропортовского хозяйства частному инвестору. Вероятно, городские власти спешат передать имущество аэропорта до того, как закон будет принят», — приводят слова Ирины Кавы, эксперта Центра политического и экономического анализа, ИА «Вікна-Одеса» со ссылкой на «КоммерсантЪ».

По мнению многих общественных деятелей, журналистов, голосование на сессии Одесского городского совета по вопросу аэропорта — всего лишь условная дань приличию: решение было принято уже давно. И не в Одессе. — Прим. ред.).

Позже депутаты так прокомментировали произошедшее.

— Имея долю в предприятии всего двадцать пять процентов, город не сможет, и это понятно каждому, влиять на его деятельность. Мы не сможем контролировать денежные потоки такого колосса, как аэропорт, не сможем управлять им. Депутаты сегодня сделали неоправданно роскошный подарок таинственной фирме с весьма сомнительным финансовым положением, — сказал Александр Шеремет.

— Даже в самые худшие времена наш аэропорт приносил в бюджет города не меньше тридцати миллионов гривень, как говорят, «чистыми». Эти деньги всегда покрывали социальные проблемы, этими деньгами, например, город платил зарплаты водителям трамваев и троллейбусов, а теперь мы потеряли контроль над предприятием. Мы не против инвестиций и инвесторов. Но давайте называть вещи своими именами: без публичного и прозрачного конкурса, с навязанным лжеинвестором, который сам не имеет денег, а только будет искать инвестиции, Одесский аэропорт обречен, и депутатское большинство, проголосовавшее за это, расписалось в таком провале. Как я понимаю, это был сговор с теми так называемыми инвесторами, получившими аэропорт, — высказала мнение Светлана Фабрикант.

— Многие предложения оппозиционных депутатов горсовета были проигнорированы. Неправильно проводилась процедура подсчета голосов. С нарушением регламента протянули и решение, касающееся аэропорта. Я не видел ни одного документа, в котором бы была указана фамилия руководителя фирмы-инвестора. Эта скрытность, поспешность, с какой принимали решение, ни к чему хорошему не приведет. Принимали без проведения тендера, подковерно. Реконструкция, безусловно, нужна, нужны инвестиции. Но все это следует делать открыто и в интересах городской громады, — сказал Александр Остапенко.

Кстати, депутаты поддержали инициативу Александра Ищенко, который предложил опубликовать результат поименного голосования по проекту решения о передаче аэропорта в частные руки. Это предложение поддержали восемьдесят три депутата. «Поименка» должна быть опубликована в печатном органе горсовета в газете «Одесский вестник» и размещена на официальном сайте города. Одесса должна знать своих «героев».

ШАНС ДЛЯ ПАРКА ПОБЕДЫ

В этой бочке дегтя нашлась и ложка меда. Большинством голосов депутаты отменили собственные же решения, дававшие право строительным фирмам на возведение жилых домов прямо в дендропарке Победы.

Напомним, в районе Маршала Говорова, 11-а должны были быть построены дополнительно два пятнадцатиэтажных жилых дома с подземными паркингами. Под строительство планировалось отвести земельный участок площадью 0,5223 гектара.

Перед мэрией в день сессии прошел митинг защитников парка. Одесситы собрали больше сорока тысяч подписей против хищнического захвата любимого места отдыха и не желали отступать от своего.

По поводу ситуации в парке сессии было предложено четыре проекта решений — от фракций ПР, «Сильной Украины», «Батьківщини», проект предложил и Георгий Селянин.

Правда, случился конфуз. Глава фракции партии «Сильная Украина» С. Фабрикант обвинила регионалов в… плагиате. Дело в том, пояснила она, что регионалы почти полностью скопировали проект решения «Сильной Украины» по этому вопросу, даже с техническими ошибками, предложенный ею накануне на заседании согласительной комиссии:

— Главное — результат. Поэтому мы не возражаем, чтобы сессия рассмотрела проект решения фракции Партии регионов. Но это нарушение регламента, поскольку проекты решений подаются за десять дней до сессии. (В беседе с журналистами С. Фабрикант назвала поступок регионалов «политическим шулерством». — Прим. ред.).

В конечном итоге, был принят «вариант» проекта решения фракции Партии регионов. Но и здесь не обошлось без споров.

Так, Георгий Селянин обратил внимание на то, что границы парка не станут официальными, пока не будут установлены межевые знаки. В свою очередь начальник управления земельных ресурсов Ирина Коврижных пожаловалась на дороговизну металла, из которого должны быть сделаны знаки, и сказала, что в ближайшее время на их изготовление вряд ли найдутся деньги. К тому же не определен порядок их изготовления и установки.

Однако, по мнению депутатов, именно межевые знаки четко определят границы парка и смогут защитить территорию от посягательств разного рода предпринимателей.

Как бы там ни было, решение принято определенное — работы на территории, принадлежащей парку Победы, запретить. Строительная площадка в ближайшее время будет разобрана, мусор, будем надеяться, убран, земля приведена в порядок. А вот кто и когда займется восстановлением вырубленных деревьев, а таких больше полусотни, пока неизвестно.

Но и то, что есть, для парка Победы — уже победа.

Марина ПОПОВА.
http://yug.odessa.ua
  

Добавить комментарий

Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews