«Что же касается девиц, Костусев, вероятно, спутал Одессу с Таиландом»

 Журналистской братии надо молиться на Алексея Костусева. Если бы на белом свете вообще ничего не происходило, если бы не было никаких новостей, достойных обсуждения, достаточно было бы нескольких высказываний врио одесского городского головы, чтобы достало пищи для сочинения фельетонов на несколько недель вперед. Он удивительно ясно мыслит, наш городской «очильник», неумолимо напоминая – нам приходилось отмечать это уже не раз, и не два – глуповского градоночальника из Салтыкова-Щедрина. Это его качество сродни зловредному вирусу. Даже опытный, а в иных случаях и блистательный Алексей Венедиктов, главный редактор «Эха Москвы», согласившись взять 6 июня интервью у Костусева, перестал быть, мягко выражаясь, похожим на самого себя.

Куда только подевалась присущая ему острота зрения; виртуозное умение вести разговор так, что визави воленс-ноленс выдает свою истинную сущность? Перед нами в данном случае – самая, что ни на есть, банальная джинса. То есть заказной и, наверняка, весьма щедро оплаченный материал – вряд ли Венедиктов до сей поры что-нибудь знал о Костусеве и пылал желанием когда-либо заполучить его себе в собеседники. Информация о происходящем в Украине и Одессе, в частности, у интервьюера, похоже, самая поверхностная, что вообще свойственно московской журналистике, у которой собственных забот, на своей земле, невпроворот. Жалко, что Венедиктов «клюнул» на Костусева (любопытно кто ему это посоветовал?), ибо прекрасная радиостанция «Эхо Москвы», своеобразный заповедник свободной мысли в почти насквозь заангажированном информационном пространстве России, в значительной степени сделана руками ее главного редактора, за что ему огромное спасибо. Ее совместные с «RTVI» передачи – то немногое на российском телевидении, что не всегда
выглядит кем-то инспирированным, и потому не вызывает отвращения.

Костусев же в этой беседе, на которую, я уверен, сам напросился, выглядит настолько глупо и беспомощно, что становится непонятным, зачем ему все это вообще понадобилось. Разве что он собрался просить политического убежища в Москве и потому торопится засветиться в тамошних СМИ? Но тогда ему надо бы пасть на колени перед каким-нибудь Леонтьевым, прямо выполняющим политический заказ властей, на ОРТ и везде, куда пошлют. Такой ход был бы, наверное, куда боле результативным.

Костусев беседовал с Венедиктовым в свойственной врио мэра претенциозно-чванной манере, вынося ни на чем не основанные вердикты, плаксиво обвиняя во всех бедах своих предшественников; произнося ничего не значащие словесные пассажи, отчетливо живописующие психологический тип амбициозного, воинствующего графомана, и ни слова не говорил о действительных проблемах города и деятельности мэрии, связанной с их преодолением.

Впрочем, чего ждать от нынешнего руководителя одесской горадминистрации?! В его словах и поступках чаще всего нет не только здравого смысла, но отсутствует даже элементарный инстинкт самосохранения. Смотрите, чему он посвящает значительную часть интервью. Через несколько дней после выступления Президента на Совете регионов, в котором тот потребовал от всех политсил прекратить спекуляции на языковой, исторической, этнокультурной темах и вообще воздержаться от радикализации в политике, наш умник весьма своеобразно излагает свое отношение к демократическим процессам. Если, полагает он, партия «Свобода» заявляет о своем намерении пройти колонной по каким-то улицам, а другая, в пику ей, демонстративно, подает заявку с теми же, в территориальном смысле, притязаниями, он, великий и мудрый демократ, запрещает обе акции.

Вдумайтесь только в то, как Костусев выходит из пикантного положения. Не разводит находящиеся в состоянии конфронтации политические отряды по разным улицам и площадям, как делают это во всем мире; не просит содействия милиции, чтобы исключить соприкосновение враждебных друг другу митингов и демонстраций, а попросту запрещает разрешенное законом в угоду кликушам, которые путают национализм с фашизмом. И тем самым радикализирует политический процесс, хотя и получил строгое предостережение Президента – сигнал, не допускающий разночтений. Тот же кунштюк он собирается пустить в ход и 22 июня. Иначе говоря, снова пренебрегая просьбой Януковича, которая для него, регионала, должна была бы прозвучать приказом, он намерен продолжить спекуляции историей. Недаром, разглагольствуя о войне, Костусев не меняет лексики, которая уже вызвала в обществе резко негативную реакцию.

Он, видите ли, не допустит «проявлений в Одессе фашизма и национализма». Чувствуете, откуда ветер дует? Не вспоминается ли вам в связи с этим обращенная к российскому экономисту Пасхаверу, который читал у нас лекции, реплика местного политолога для бедных Васильева. Как только тот услышал, что Пасхавер критикует олигархическую модель хозяйствования, он, будучи по своей сути примитивным экспроприатором-будочником, хотя и живущим на деньги олигарха местного разлива, тут же встрепенулся и поприветствовал в Пасхавере родственную «черносотенную» душу. Он так и выразился – «черносотенную», в связи с чем пришедший в замешательство Пасхавер – ведь только психически неадекватный человек мог так трактовать его высказывания – начал активно отбиваться.

Васильеву не стоило апеллировать к еврею- экономисту. В генетической памяти Пасхавера наверняка оставлен след черты оседлости и погромов, которыми всегда славились бандиты в косоворотках. Оттого, что некоторые из них нынче сидят в Верховной раде и местных советах, ничего не изменилось. И зазывать старого экономиста в семью антисемитов и погромщиков – верх бесстыдства. Товарищеский жест Васильева, судя по высказываниям Костусева, мог бы прийтись по вкусу именно этому деятелю, у которого подлинное знание истории заменяют среднеарифметические банальности и общие места, почерпнутые на телевизионном ликбезе Кваснюка. А там только что крылатой фразы «Бей жидов, спасай Россию!» не найдешь. Все прочее – к вашим услугам.

Но возвратимся к интервью, в котором одним из знаковых поступков местной власти Костусев называет решение защищать и развивать русский язык, в связи с чем родителям теперь горсоветом высочайше разрешено самим выбирать язык обучения для своих детей. Оставим за скобками то, что уже не раз говорилось – этого права никто ни у кого никогда не отнимал. Не будем сосредотачиваться на том, что Венедиктову, скорее всего, неведомо. Я говорю о сокращении по всей стране, не исключая, кстати колыбели ПР Донецка (в ходе так называемой оптимизации), целого ряда украинских школ. Интервьюер насел на Костусева с другим, совершенно закономерным вопросом.

Должен ли выпускник школы, живя в Украине, знать свой государственный язык? Костусев возражать не стал, но тут же, как обычно, растекся мыслью по древу – принялся велеречиво рассуждать о своей биографии сына военного; о том, что русский – родной для многих бабушек и дедушек, живущих в Одессе; судачил о чьих-то намерениях отобрать у одесситов «с младенчества внятный язык»; опять кинулся обличать львовский горсовет; помянул катавасию с флагами Победы, неосмотрительно затеянную в популистских целях, и, в конце концов, снова пустился во все тяжкие, стал на тот путь, с которого его и ему подобных политиканов настоятельно просил сойти Янукович. Поскольку врио городского головы всегда был в своих публичных проявлениях невероятным путаником, он свалил в одну кучу Великую Отечественную войну, 9 мая, 10 апреля, французов и греков, знамена победы и звезду на гербе города. Даже замечание Венедиктова о том, что матушка-императрица была немкой, не остановило Костусева на всем скаку. И это отчасти понятно. Думается, долгое
пребывание в Италии, где он, мечтая о родном городе, занимался бизнесом, а затем длительная синекура антимонопольного комитета, столь же «патриотичная» в кавычках, как итальянская эмиграция, сделали этого большого одессита гражданином мира, которому произносить громкие, ничего не значащие речи куда привычнее и, честно говоря, комфортнее, нежели, засучив рукава, заняться, ну, скажем, восстановлением исторического центра Одессы.

Тут Венедиктов опять оказался не на коне. Видимо, ему подсказали, что Костусеву, хлебом не корми, дай поболтать о ремонте фасадов. Но мы-то знаем предысторию вопроса. Мы-то помним, как, ненавидя Гурвица, начавшего грандиозную ремонтную страду, врио городского головы, на зиму глядя, демонтировал леса вокруг десятков подготовленных к реставрации зданий и тем самым многие из них привел в плачевное состояние. Затем, начал считать убытки, сопряженные со своим идиотским решением, и попытался переложить вину с больной головы на здоровую. И, наконец, пообещал до конца лета центр отремонтировать. Уже середина июня. Оглядитесь по сторонам. Почти ничего не происходит. Думаю, ободранные здания из ракушечника, для которых атмосферные осадки смертельно опасны, снова будут зимовать, как попало.

Конечно, мало осведомленному о действительном положении дел в Одессе Венедиктову можно было порассказать о великих реконструктивных планах мэрии. А заодно – о долгах, с которыми наш керманыч принял город. На нас это уже впечатления не производит. Даже Киеву выслушивать костусевские байки надоело. И что такое долги Гурвица, сделанные, кстати, совершенно осмысленно, если недавно, несколько дней назад, господин Азаров занял очередные миллиард двести пятьдесят миллионов долларов!

Не менее забавны обещания Костусева обеспечить в Одессе рай для инвесторов. Дескать, тут и взятки перестанут брать, и каждый доллар или рубль будут защищены. Детский лепет! В пятницу, на шустеровской передаче Петр Порошенко долго, эмоционально и убедительно доказывал, что только увольнение, под корень, всех слоев криминализированного украинского чиновничества – от таможенной службы до ГАИ и налоговой – может дать нам надежду на искоренение коррупции. А тут, понимаете ли, наш маленький администратор честью своей гарантирует зеленую дорогу инвесторам. Маниловский бред. И как можно ему доверять, если именно он практически зарубил реализацию инвестиционного проекта реконструкции теплосетей за деньги ЕБРР?

Банк готов был дать нам 22 миллиона в кредит, из которых реально возвращать пришлось бы 15. При этом низкая процентная ставка покрывалась бы, по многократно проверенным расчетам, благодаря энергосбережению. Все согласования были получены, включая одобрение минфина. Дело было за городом. Скажи Костусев «да», и работа началась бы немедленно. Но выдавить из него это самое «да» не удалось. Дело в том, что, опасаясь коррупции, инвестор готов был работать не с КП «Теплоснабжение Одессы», а со специальной группой, которой можно было бы доверить деньги со стопроцентной уверенностью в том, что их не разворуют. Поскольку у одного из наших чиновников, а именно – у бывшего директора КП Пятова, был устраивающий шведов, которые взяли на себя расчетную часть проекта, опыт реконструкции теплосетей в микрорайоне «Школьный», они согласились на то, чтобы именно он возглавил на время работ новое предприятие. А вот это Костусева не устроило. В политическом прошлом вечного соискателя места мэра был случай столкновения с Пятовым, в котором последний победил. Этого оказалось достаточно, чтобы дело зависло. И чем теперь все закончится, неясно. А ясно только одно, что отдавать деньги ныне существующему КП примерно то же самое, что в противостоянии департамента транспорта горсовета и СМЭПа Вадима Черного принять сторону департамента. Меня нельзя заподозрить в любви к Черному, но то, что он адекватнее и умнее всего горисполкома, вместе взятого, сомнений никаких. Так что же в свете здесь изложенного Костусев может предложить инвестору? Коррупцию и самодурство. И маниловские прожекты, вроде смешной и неосуществимой идеи «Безопасного города», с которой он еще недавно носился.

Если не выбирать авражений, есть все основания назвать господина Костусева профессиональным пустословом, который, увлекаясь собственной говорильней, перестает отдавать себе отчет в том, что несет. Сколько было копьев переломано, сколько сам он вызверялся в адрес Гурвица, который тут ни сном, ни духом, из-за иллюзорного, мифологического строительства на побережье. А нынче ликует. Цитирую. «Сейчас, например, строится на берегу моря, практически, даже можно сказать, в воде, шикарный, огромный свиссотель, там инвестиции более 200 млн. долларов, и они сейчас выгнали уже самый трудный, самый нулевой цикл, потому что это сумасшедшие затраты. Ну, представляете, у них бассейны прямо в море входят, и все…» «Вот те раз!» – скажем мы. Нет, строят люди и на здоровье! Во всем мире побережья застраивают. Но где последовательность, гражданин начальник?

Да какая уж там последовательность! Чистая хлестаковщина. Оказывается, инвестиционная привлекательность Одессы сводится к хорошим гостиницам, кухне и красивым, открытым, доброжелательным к туристам девицам, которые танцуют от зари до зари. Боже, что за бред! Во-первых, еще вчера он истерически вопил, что город не готов к приему «Евро», что гостиницы никуда не годятся, аэропорт не реконструирован, и вообще нет никаких условий для приема капризных иностранцев, а тут, хотя ничего не изменилось, – нате вам, все в порядке, куда там Киеву! Что же касается девиц, Костусев, вероятно, спутал Одессу с Таиландом, который, видимо, произвел на него неизгладимое впечатление. Что ж, бывает. Неустойчивая психика легко уязвима.

Завершая интервью, Венедиктов сказал: «Значит, известно, господин мэр, что в Российской империи дураки и дороги. У вас больше проблем с дураками или с дорогами в Одессе?» Костусев ответил: «У нас больше проблем с дураками, чем с дорогами. Я думаю, что плохие дороги – это от дураков. Все-таки дураки – это первично». Чистая правда! – добавлю я. – Чистая правда!

Валерий Барановский
Программа «Отражения»
Одесса

Добавить комментарий

Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews