Одесская область: убитые дороги, полуразрушенная кирха и Дом с привидением. Фото
Ещё вчера мне пришлось по служебной необходимости съездить в пограничный район Лиманское – Кучурганы. Помимо цели командировки, там удалось окунуться в атмосферу «региона», созданную нынешней властью довольно быстро и органично. Тем более, что делать для этого ничего не надо. Скорее наоборот, ничего не надо делать.
Лишь только сворачиваем с кишинёвской трассы, дорога, с виду асфальтированная, показывает свои раны – выбоины на полотне, один в один повторяющие воронки от миномётных снарядов: такая аккуратная, почти круглая ямка. Располагаются эти воронки на полотне дороги в математически случайном порядке и наносят автомобилям тоже довольно чувствительные раны. Так, что дорога эта – только с виду шоссе, а на самом деле двигаться без существенного вреда для ходовой части там возможно только на многоколёсном бронетранспортёре.
Водителям же простых, подержанных легковушек, приходится сбрасывать скорость и зигзагом объезжать все эти препятствия. Однако колёса всё равно попадают в какую-нибудь яму, так как хаотичное расположение их весьма эффективно для подлавливания автомобильного колеса: как бы водитель не исхитрялся, хоть в какую-то выбоину колесо непременно угодит «прямым попаданием»!
Но дороги не влияют на живописность этого запустения края. В Лиманском наша маленькая экспедиция обнаружила любопытные развалины старинной, очевидно девятнадцатого века, кирхи. Внутреннее строение, колонны-пилястры, служащие также резонаторами для улучшения акустики. Никто из попавшихся мне местных жителей не смог объяснить происхождение этих благородных руин.
Кстати, на обратном пути слева от шоссе в селе Васильевка, Беляевского района прямо на склоне виднелись такие же величественные руины, только уже не религиозного характера, а роскошного имения. Они хорошо просматриваются с шоссе и выглядят довольно «привлекательно».
Решили полюбопытствовать. В тени, за развалинами, я обнаружил группку односельчан постпенсионного возраста, игравших в домино. Над ними вилось лёгкое сивушное амбре ( совсем невдалеке находился шинок). Все дружно указали на старика в камуфлированной куртке. Тот, крякнув для загадочности, поведал, что это действительно когда-то был роскошный дворец «самого» Потёмкина, построенный в екатерининские времена по образцу Зимнего дворца в Питере. В результате воздействия времени, погоды, революций и войн дворец не выдержал и постепенно разрушился. Обходя руины, я познакомился с тремя девушками, приехавшими сюда, как они сказали, в хорошую церковь, а сейчас направлялись к пруду. Одна из них проводила для подруг импровизированную экскурсию вокруг развалин, что и привлекло меня. Такой умницей оказалась выгодянка Ира Бондаренко, выпускница киваловской академии, работающая юристом в Одессе. Она то и рассказала историю этого здания, более похожую на правду. Действительно, здание, построенное из ракушечника, являлось уменьшенной копией, только не пресловутого Зимнего Дворца, а какого-то из лондонских дворцов британской королевской семьи. Фамилия основателя имения имела польское происхождение и «Потёмкинским деревням» никакого отношения не имела. Силами крепостных крестьян вручную (!) был отрыт огромный пруд, в котором и поныне купаются люди, даже рыба водится. Этот магнат имел троих сыновей и двух дочерей. Однако судьба последних оказалась трагической – одна из них утонула в этом же пруду. Ту часть водоёма пан велел засыпать землёй и поставил крест на месте предполагаемой гибели дочери. Вторая дочь сгорела заживо во время поджога дворца восставшими крестьянами Васильевки и, видимо, других сёл, во время упразднения крепостного права. Видимо, пан был большой тиран. И теперь, вроде бы, иногда здесь является привидение сожжённой девушки. «хотя было бы странно, если бы его не было»,-- усмехнулась подруга Ирины.
По словам Иры, здание дворца ещё при советах находилось в более-менее приличном состоянии. Она обратила моё внимание на остатки советской окраски на стенах, характерной для официальных учреждений советской эпохи.
После развала Союза здание оказалось брошенным и постепенно пришло в упадок. На балансе развалины находятся у каких-то местных властей. Несколько раз случались попытки выкупить остатки дворца по приемлемой цене, но местное руководство выставляло покупателям неприемлемые условия. То ли жадность, то ли ещё что-то. А если восстановить дворец, то можно его использовать, да ещё в комплексе с сохранившимися конюшнями, в виде туристического комплекса с этаким помещичьим шармом – вечерним подобием балов, конными прогулками и так далее. К стати сказать, когда-то Васильевка уже была местом съёмки эпизодов к художественному фильму. Но пока позиция местных властей выглядит следующим образом: «Пусть сгниёт, но не дадим никому работать!».Сами же власти, не далеко ушли, видимо, от своих «загазованных» пенсионеров – доминошников.
Отрадно лишь, что есть такие, как Ира Бондаренко и её подруги, неравнодушные к истории и судьбе родного края. Монстры вымрут, а будущее – в руках молодых. Только надо не терять интереса.
Владимир Ущаповский,
Для Интернет газеты «Взгляд из Одессы»
Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews