О Мазепе и Чаадаеве, о «русском» мире и попсе

 Сегодня проезжал  по улице  им. Январского восстания, которой не так давно дали имя Ивана Мазепы.  Однако это обстоятельство вызвало возмущение администрации и попов  Киево-Печерской Лавры.   Поэтому часть  улицы Ивана Мазепы – от площади Славы в сторону Лавры – снова переименовали, и назвали Лаврской улицей.
   
Любопытный факт.  Предметом научных изысканий   российского историка  Т. Таировой-Яковлевой была жизнь Ивана Мазепы.  Ею была издана книга «Иван Мазепа».   Согласно научным изысканиям, учёный аргументировано доказывает, что Иван Мазепа вовсе не был «предателем российского императора », а скорее был жертвой политических интриг России  и сложных обстоятельств.  По её мнению, Иван Мазепа  был  ярким  представителем украинского возрождения конца XVII — начала XVIII века -  поэт, покровитель архитектуры, книгоиздания, просвещения и богословия.  При  Иване  Мазепе  двадцать лет, на протяжении которых он возглавлял Украину, стали периодом экономического расцвета, государственного управления в рамках автономии и многочисленных военных походов, включая взятие Кизикирмена,  Азова и  Замостья.  За последние двадцать лет Независимости что хорошего мы можем сказать о наших президентах, или  кто из президентов Украины  может  такое сказать о себе?  Правда, они всё что угодно могут сказать. Да вот только кто поверит.
 
Правление Мазепы — это период, когда нарастали противоречия между Гетманщиной и создававшейся Российской империей.  Реформы  Петра, усугубившиеся тяготами Северной войны, привели к трагическим для Украины и России событиям, в центре которых оказалась и судьба Мазепы. Он был вынужден  выбирать – или он служит императору, либо интересам Украины.  Мазепа выбрал Украину.  Поэтому мы обязаны чтить его память. Он выдающийся украинский государственный деятель и национальный герой.  

Украина не просит Россию и, тем более, не настаивает, чтобы она  разделяла или уважала украинские  ценности, почитала  наших героев.  Однако до каких пор официальный Киев и наш народ будут  терпеть брутальное вмешательство Кремля  и  высокопоставленных штатных провокаторов «Русского мира»  -  во внутреннюю национальную политику и дела?!  До каких пор руководство Украины будет пассивно выполнять любые прихоти Кремля и МПЦ, унижающие национальную гордость и элементарное человеческое достоинство украинских граждан?  Патриарх  Кирилл,  как посол «Русского Мира»,  проводит больше времени в Украине, чем работает над проблемами паствы в собственной стране.  Говорят,  контора «Русский Мир» платит серьёзные командировочные. Да  Бог с ними, с политиками и попами-ретроградами. Коммерческая натура заменяет у этих людей убеждения и ценности, заставляя их нести ахинею на глазах у всего  белого  света.  МПЦ уже давно превратилась в политическую секту.  В ущерб своей пастве, и теряя её.  Но когда под  очередным коммерческо-идеологическим  проектом  Кремля  подписываются продвинутые эксперты и журналисты (они же патриоты Украины  в эмиграции), - это смотрится  дёшево.

Наш мир – это та реальность, которая нас окружает.  В этой связи,  лучше  Петра  Чаадаева  так называемый «Русский Мир» ещё никто не описал. Наследие  П. Чаадаева является неповторимым источником по изучению культуры и истории России.  Чаадаев писал: «мы живём лишь в самом ограниченном (пьяном) настоящем без прошедшего и будущего, среди плоского застоя, не воспринимая традиционных идей человеческого рода, ни традиций Востока, ни традиций Запада».  Мне  только остаётся отметить, что с 18 века там мало что изменилось.  Разве что сегодня добавилась к этому массовая городская попса, и сосредоточенная  в районе Садового кольца и Рублёвки  гламурная  «культура».  Более того, исходя из чаадаевских тезисов, совместного с Россией длительного исторического опыта, реалий современной Украины, -  у нас не меньше оснований говорить в этом смысле об «Украинском Мире».  Да только стыдно за него должно быть, и писать о нём следует с маленькой буквы.  Даже трудно  представить какую «пользу»  получат  народы этих «миров», если они объединятся.  От этой политической сделки посчитать «дивиденды»  цивилизованной части человечества  ещё сложнее.

Наше нежелание взрослеть предопределено, наверно,  тем, что мы выросли во времена тоталитаризма.  Репрессивный характер режима и «железный занавес», совок и застой – в огромном инкубаторе  СССР  обеспечили  нам  идеальные условия   политической стерильности.  В годы своего формирования, да и после - нам негде было дышать воздухом демократии.   За последние двадцать лет что-то конечно изменилось.  Нам, наконец,  разрешили знакомиться с демократией по отдалённым расстоянием моделям. Страна пока изучает демократию по европейским и американским фильмам, издаваемым  у нас книгам  и  национальным СМИ.  Будем надеяться, что хоть здесь ничего не изменится.

В этой связи, подавляющая часть наших граждан  до сих пор  имеет весьма смутные представления, что основой демократии является  человек, наделённый чувством собственного достоинства, благосостоянием, свободой и защищёнными конституцией правами. И все эти условия для оптимизма, помещённые в формат регламента главенства права,  создают ту среду, где ещё детьми люди вдыхают воздух демократии.  Такого исторического  опыта у нас как не было, так и нет. У нас нет опыта сознательной гражданственности.  Украинцы являются, чуть ли не единственной европейской нацией, у которой народ не имеет существенной частной собственности и денежных сбережений,  не владеет корпоративными правами на средства производства.  Исключая,  конечно, десять олигархических кланов, которым принадлежит вся страна.  

Чаще, украинцы  просто не имеют денег.  В понимании их абсолютного большинства,  «деньги» – это такие бумажки, которых  должно хватить, в лучшем случае,  на оплату хлеба  и  крова до следующей получки.  Хватить на то, чтобы выжить. Так украинский народ живёт из поколения в поколение.  Украинская  среда формирования  атмосферы  предполагаемой демократии,  насыщена не оптимизмом свободных обеспеченных людей  с чувством собственного достоинства и защищёнными правами.  А напротив,  она пропитана  затхлым воздухом  олигархического  кланового  неофеодализма,  коррупции и нищеты.  Поэтому  сегодня в этой стране нам не приходится говорить  об уровне жизни, массовом среднем классе состоятельных людей, защищённых правах  и свободах личности.  Словом,  говорить обо всём том, что составляет основу основ   гражданского общества  и демократии.  У нас этот шанс, такую возможность украли.

Украинскому  обществу пора, наконец,  научиться отличать одно от другого.  Нам  пора понять «кто мы и куда идём».  Пришло  время  украинцам  избавиться от  инфантилизма и его комплексов.  Покончив  с национальным синдромом  вечной  недоросли,  политическим  и экономическим  иждивенчеством,  -  мы должны  попрощаться с привычкой верить «барину, который приедет и нас рассудит». Сегодня Украина  просто обязана заразиться и остро переболеть синдромом  роста. Это привьёт  нации стойкий иммунитет от любых форм авторитаризма.

Юрий  Радухин

Добавить комментарий

Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews