CМИ: Все это, как в Одессе говорят, понты
«Каков итог недели? Итог недели прост. Нас снова поимели как в гриву, так и в хвост». Эти строки поэта Иртеньева отлично описывают спектакль, который на уходящей неделе разыграли в Киеве руководители России и Украины.
Не солоно хлебавши?
Если визит Путина в нашу столицу оценивать сугубо формально, то с украинской точки зрения, он победа Украины, а с российской — победа России. Здесь нет противоречий. Стороны решали разные задачи, и в тех пределах, где решение есть, оно, по всей вероятности, было найдено.
В Кремле, понятно, не дураки сидят. Убеждать Украину выйти из Всемирной торговой организации, чтобы вступать в нее снова одновременно с Россией, никто не собирался. Никто не собирался и не собирается реально «закрывать» торговые границы Российской Федерации и после создания зоны свободной торговли Украина — ЕС.
Все это, как в Одессе говорят, понты. Премьеру Путину и первому вице-премьеру Шувалову они нужны были для того, чтобы в публичных выступлениях продемонстрировать твердость, а в непубличных переговорах с украинцами занять наступательную позицию, самую выгодную в сфере бизнеса.
Российско-украинский бизнес, как известно, основан на «трубе». Все остальное подвешено к нему, как игрушки на елку. Падает цена на российский природный газ — повышается конкурентоспособность украинских товаров на внешних рынках. Повышается цена на газ — конкурентоспособность падает.
Для того чтобы держать украинскую экономику и власть на коротком поводке, в принципе, достаточно одного регулятора. Потребляя восемьдесят процентов российских энергоносителей, Украина сохранит политическую и экономическую зависимость от России даже в том случае, если ее примут в Европейский Союз (может быть, именно поэтому нас туда и не примут).
Будь Путин просто бизнесмен (как считает, например, политолог Белковский) или просто политик, его не заботило бы создание зоны свободной торговли Украина — ЕС, он не тянул бы нашу страну в Таможенный союз и Единое экономическое пространство. У Кремля масса возможностей защитить свой бизнес тарифной политикой и защитить политику государства дискриминацией противников в области бизнеса. В конце концов, и нам не привыкать. Украинская мясо-молочная промышленность, производство сахара, металлургия во время острых периодов регулярно становятся жертвами братской любви и дружбы народов.
Не бизнес и не политика
Однако Владимир Путин не чистый политик и не только бизнесмен. За десять лет абсолютной власти он вжился в роль национального лидера и поверил в свое историче-ское предназначение — воссоздать рухнувшую империю. Если визит в Киев рассматривать как часть этой миссии, все становится на места. Великая задача решается не моментально, не за год и даже не за столом переговоров, а постоянным предложением очевидных жестких альтернатив.
Одну из таких альтернатив Путин озвучил в Киеве, и ему кажется, на данном этапе выиграл. Формулу цены на российский газ для Украины и газовые контракты в целом пересматривать не будут до тех пор… Впрочем, до каких пор, узнали только Азаров с Януковичем. Общественность в России уверена, что ВВП загнал «незалежную» в угол, а украинские патриоты трубят, что завлечь нас в Таможенный союз не удалось и москали улетели, не солоно хлебавши.
История с газовыми контрактами между тем не закончилась. 19 апреля в Киев «решать вопросы» прилетит человек, от которого, в общем, и зависит, как и на каких условиях реализованы будут договоренности Путина с Януковичем (в том, что за плотно закрытыми дверями администрации президента договориться принципиально удалось, не сомневается практически никто).
Игоря Ивановича Сечина, вице-премьера в правительстве Путина, многие небезосновательно считают третьим человеком в России. В некоторых рейтингах по влиятельности он опережает даже Дмитрия Медведева. Круг вопросов, которые курирует Сечин в действующем правительстве, а ранее в администрации президента, настолько широк, что трудно сказать, какие вопросы не относятся к его компетенции.
Газовые и нефтяные проблемы России точно относятся. И полномочия Игоря Ивановича в этой области абсолютны. Человеку, разгромившему ЮКОС, создавшему схему, по которой половина российской нефти экспортируется «дружественной Путину» компанией «Gunvor», ничего не стоит дожать украинский вопрос до конца. Сечин, однако, из тех политиков, что держат язык за зубами, цели свои скрывают и не любят давать интервью.
Но и без интервью ясно, что «российский Ришелье» даром время тратить не станет, и к следующему заседанию Комитета по вопросам экономического сотрудничества России и Украины 7 июня все станет известно. Не в том смысле, что наша страна выйдет из ВТО и вступит в Таможенный союз, а в том смысле, сколько активов придется отдать украинскому судостроению, авиастроению, военно-промышленному комплексу за дешевый газ и сверхприбыли для отечественных олигархов.
Цена, похоже, будет такой, что украинцам придется работать на дядю Ваню до конца своих дней, и детям придется, и внукам, и правнукам. Мы не станем «сырьевым придатком Европы», а будем батрачить на братьев, независимо от того, в каком союзе находимся, сохраним ли независимость, или станем частью империи.
Сезонный перевод стрелок
Оправдать предательство национальных интересов в таком случае невозможно. Но можно перевести стрелки на мифических виновников, на тех, кто довел нас до жизни такой. В широком смысле — на «оранжевых», в узком — на конкретного человека Юлию Владимировну Тимошенко, которая приложила руку к газовым соглашениям января 2009 года.
Такая работа ведется давно, но только накануне апрельского визита Путина в Киев обвинения решено было перевести в практическую плоскость, возбудить в отношении Тимошенко третье уголовное дело. Заместитель генерального прокурора Ренат Кузьмин объявил об этом еще до того, как следователь по особо важным делам господин Нечвоглод оформил соответствующие документы.
Дело возбуждено в связи со злоупотреблением властью при подписании злополучных газовых контрактов. Злоупотребление состоит в том, что премьер-министр без коллегиального решения Кабмина утвердила директивы для НАК «Нефтегаз Украины» на переговорах с «Газпромом» о купле-продаже российского природного газа в 2009—2019 годах.
Кое-кто поспешил заключить, что таким образом нынешняя украинская власть готовит почву для объявления контрактов недействительными и выстраивает систему аргументов для объяснений с Путиным и «Газпромом». Но насколько известно, российскому премьеру (партнеру Тимошенко по январ-ским переговорам 2009 года) на такое в Киеве даже не намекали. И правильно делали.
Контракты подписывали не главы правительств, а уполномоченные компаний, кто бы им ни давал директивы. Оспорить документы, стало быть, нельзя. Без согласия сторон нельзя изменить ни буквы в подписанных контрактах. Суд над Тимошенко не понизит цену российского газа ни на копейку, однако вовремя отвлечет возмущение, вызванное актом о капитуляции перед Кремлем, уже подготовленным Азаровым и Януковичем.
После того как Путин вернулся в Москву, не подписав акт о капитуляции Украины в Киеве, пропагандистская обслуга Банковой наперебой твердит о том, что удалось отстоять наши позиции, что власть проявила твердость и такое прочее. Но не будем спешить. Как пела незабвенная Анна Герман (настоящая, а не бывшая Стецив), «нас на неизведанном пути ждут замысловатые сюжеты».
Леонид ЗАСЛАВСКИЙ.
httpss://yug.odessa.ua
Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews