Одесские СМИ: А тут полный облом. Не воспринимают наших в Европе как равных
Судя по тому, как Янукович публично и жестко отчитал премьер-министра Азарова за отсутствие программы улучшения имиджа Украины за рубежом (на самом деле, такая программа имеется, только ее не довели до
сведения главы государства), Виктора Федоровича тема волнует. И повод для этого есть.
Очередной раунд вничью
Уже не секрет, что на Западе Украину однозначно воспринимают как страну, где движение к демократии прекратилось, коррупция на всех уровнях процветает, права и свободы граждан ограничиваются, а правовые институты деградируют. Политической элите, естественно, неприятны заявления, которые по этому поводу делают сенаторы, чиновники госдепа США или парламентарии Евросоюза.
Неприятно, но пережить можно. В конце концов, никто не угрожает банковским счетам и недвижимости, приобретенной украинцами на украденные в Отечестве деньги. Случай господина Лазаренко единичный и, судя по всему, неповторимый. За откаты от «легальных» сделок можно и в дальнейшем приобретать виллы на берегу Средиземного моря, «образовывать» деток в Оксфорде или Гарварде и удивлять роскошью арабских шейхов. Но за свои деньги хотелось бы респектабельности. Чтобы за ручку здороваться с Саркози, по-приятельски общаться с Меркель, чтобы все вокруг улыбались, когда к ним подходит хозяин Межигорья или король донецких шарикоподшипников.
А тут полный облом. Не воспринимают наших в Европе как равных. И демонстрируют это открыто. Захотел, к примеру, первый вице-премьер Андрей Клюев второй раз за март «перетереть» вопросы с комиссаром ЕС по вопросам торговли Карлом де Гухтом. А тот не сам, через подчиненных, довел, что комиссар не встречается, чтобы просто поговорить. У него в Брюсселе других дел навалом.
В подобных обстоятельствах обиду можно было бы проглотить и промолчать в тряпочку. Но впереди маячил очередной раунд переговоров Украина — Евросоюз по созданию зоны свободной торговли. А если кто помнит, Виктор Федорович обещал, что создана она будет до конца года. Прошлого. Надо было как-то процесс подтолкнуть. И де Гухту с присущей нынешней власти деликатностью ответили за нанесенное оскорбление.
Сделал это уполномоченный Кабинета министров по вопросам сотрудничества с Россией, СНГ и ЕвроАзЭС Валерий Мунтиян. В интервью корреспондентам издания «КоммерсантЪ-Украина» высокий ответственный чиновник подтвердил то, о чем все и так догадывались: переговоры о вступлении нашей страны в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана ведутся. И на них обсуждается уже не сама идея присоединения к союзу, а размер компенсаций, которые Украина получит взамен предполагаемых потерь.
Украинские потери — особый вопрос. Но немалый урон при таком обороте событий понесет и Европа. Нелишне напомнить, что Таможенный союз трех бывших советских республик ВТО отказывается рассматривать как самостоятельного партнера на переговорах о вступлении в организацию. А соглашения Евросоюза о таможенных пошлинах и сборах, хотя и скоординированы внутри Таможенного союза, но базируются на основе двусторонних договоров с Россией, Белоруссией и Казахстаном.
Украина, в отличие от этих государств, уже является членом Всемирной торговой организации. По многим позициям предельный размер ее ввозных пошлин из стран ЕС, зафиксированный в договорах, в два раза меньше, чем у Евросоюза с Белоруссией, Россией и Казахстаном.
При вступлении в союз украинские ввозные пошлины придется поднять, товары из ЕС в Украине станут менее конкурентоспособными, упадет размер прибыли европейских производителей. Цена вопроса — миллиарды евро. За них стоит сражаться. И во всяком случае не спешить с созданием зоны свободной торговли со страной, которая в выборе не определилась.
Теперь, после того, как восемнадцатый раунд переговоров закончился, а создание зоны свободной торговли с Европейским союзом отодвинуто «до конца года» (не спрашивайте, какого), о несостоявшемся свидании Клюева с де Гухтом можно только сожалеть. И еще больше сожалеть об интервью Мунтияна, которое в Брюсселе расценили как попытку неловкого шантажа и признание того, что украинское руководство, одновременно договариваясь с Москвой и Брюсселем, ведет двойную игру. Но сожалеть только в том случае, если выбор между Западом и Востоком в Украине до сих пор не сделан.
Неизбежный проигрыш
А выбор, судя по всему, сделан. Или будет сделан в самом близком будущем. Через год после подписания «харьковского пакта» готовится подписание пакта «киевского». В рамках спецоперации «Принуждение к дружбе». Сейчас трудно сказать, чем именно удивят публику российский и украинский премьеры, но в том, что удивят, нет сомнений.
Понятно, что 12 апреля Путин в Киев приедет не праздновать День космонавтики и пятидесятилетие полета Юрия Гагарина в космос, а совсем с другой целью. Уже больше месяца на различных уровнях ведутся переговоры о том, чтобы любым способом уменьшить цену за потребляемый Украиной российский природный газ. В связи с повышением мировой цены на нефть (к ней по формуле привязана цена на газ) голубой огонек для нас подорожал так, что украинские печки дешевле топить денежными купюрами.
Можно не сомневаться, что «Газпром» в лице Путина не пойдет на изменение формулы цены газа, согласованной при участии Тимошенко. Но как и в Харькове, возможны торговые скидки в обмен на политические уступки. И уступки эти будут серьезней, чем сдача Севастополя в аренду на двадцать пять лет. Украину, грубо говоря, попытаются если не включить в новую империю, то экономически привязать к ней намертво.
Однажды Кремль к этой цели приблизился настолько, что превращение нашей страны в российскую губернию едва не стало фактом. Деморализованный кассетным скандалом и «брошенный» Западом Кучма согласился на образование с четырьмя странами СНГ Единого экономического пространства с наднациональным политическим и экономическим руководством, где доминировала бы Россия.
Но скандал затих, ситуация стала спокойней, а Леонид Данилович опомнился и вернулся к любимой многовекторности. Он понял, что в новом «пространстве» полномочий у него будет не больше, чем при советской власти у первого секретаря обкома. Московские пороги обивать придется чуть ли не каждый месяц.
Януковича, похоже, такая перспектива не смущает. Во всяком случае под его руководством страна медленно, но верно скользит к «интеграции», вернее, к полному подчинению российским интересам под российским же руководством. А разговоры о том, что донецкие пацаны ни с кем не делятся и даром никому не дают, скорее всего, маскировка, попытка представить подготовку капитуляции перед Кремлем как достижение новой власти.
Но к счастью, не все зависит от Януковича. Торговые позиции украинских и российских производителей — это позиции конкурентов на одном рынке. И компенсации одним возможны только за счет других. Не факт, что российский бизнес во главе с Путиным примет украинскую капитуляцию. Или предложит приемлемые условия.
С такой установкой российскому премьеру в украинскую столицу вообще не стоило бы ехать. Но нужда заставляет торопиться. В России близятся президентские выборы, и Владимир Владимирович — вероятный кандидат. Надо очки зарабатывать.
Если Путину удастся в обмен на «дешевый газ» хотя бы формально затащить Украину в Таможенный союз, он обеспечит себе имидж реставратора империи, даже если никакой «интеграции» не состоится, дальнейшие переговоры о компенсациях зайдут в тупик, а ситуация с «общим пространством» вернется ко времени Кучмы. С точки зрения кандидата на место в Кремле — ход беспроигрышный.
Но этот ход со всех сторон проигрыш Януковича. Для Запада он будет отрезанный ломоть, для Востока — проигравший лузер. И никакой имидж ничего не исправит. Хоть десять программ составляй, хоть каждый день труби по телевизору о победах.
Леонид ЗАСЛАВСКИЙ.
httpss://yug.odessa.ua
Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews