Одесские СМИ: После конституционного переворота реальной внутренней политики у нас нет

 Несмотря на то, что в Украине принят и действует новый Закон «Об основах внутренней и внешней политики», та и другая политика существует исключительно на бумаге. После конституционного переворота
реальной внутренней политики у нас нет. После «харьковского пакта» казалось, что нет и политики внешней. Но она существует. Хотя лучше бы ее не было.

Без опоры на блоки, без царя в голове

Тогда, в июле прошлого года, мало кто сомневался, что упомянутый закон, принятый парламентом ночью и наспех, является поворотом руля, переориентацией внешней политики Украины с западного на восточное направление. А определение страны как «европейского внеблокового государства» не более, чем камуфляж, временное прикрытие.

Защищать суверенитет, территориальную целостность страны, ее политические, экономические и прочие интересы, опираясь на архаичную армию с устаревшим вооружением, в одиночку вообще нереально, а дипломатические средства и методы, предусмотренные международным правом, в современном мире действуют только тогда, когда подкреплены силой.

Поэтому, отказавшись от движения «к НАТО», логично было бы сразу, без колебаний вести переговоры и обеспечить себе прочное положение в Организации договора коллективной безопасности (ОДКБ), в международных экономических и политических структурах, где лидирует Российская Федерация. Но этого не произошло. Во-первых, из-за активного сопротивления части украинского общества, во-вторых, из-за позиции самой России. Которой украинцы нужны не как союзники, а как подданные.

В итоге, безблоковый статус Украины, закрепленный в Законе «Об основах внутренней и внешней политики», из лозунга прикрытия стал лозунгом действия. То есть мы, грубо говоря, вернулись к многовекторности времен Кучмы с теоретическим обоснованием «покірне теля дві матки сосе».

Это не было бы трагедией и принесло бы определенные дивиденды в том случае, если бы мир застыл в «девяностых». Но он изменился, и ни одна из «маток» чужому теленку сосать себя не позволит. Как бы он хвостом не вилял и не выражал покорность.

Особенно наглядно проявляется это в российско-украинских отношениях, где власть Януковича с покорности начала. Результатом «харьковского пакта» для Украины стал не только самый дорогой в Восточной Европе российский природный газ, но и многомиллионная задолженность Черноморского флота РФ перед местными бюджетами Крыма.

Никак не решается вопрос о морской границе между Россией и Украиной в районе Керченского пролива, украинские маяки и другие навигационные сооружения остаются в руках захватчиков, до сих пор не проведена инвентаризация украинских территорий и сооружений, находящихся в аренде у «братского» флота.

Еще хуже дело обстоит с защитой экономических интересов. Широко разрекламированная кооперация высокотехнологичных и наукоемких производств России и Украины обернулась, с одной стороны, сдачей национальных позиций в области атомной промышленности, фактической монополизацией украинского рынка российскими производителями. С другой стороны, в тех областях, где возможно сотрудничество на равных, в самолето- и кораблестроении, полный застой. Реализуются только абсолютно выгодные для одной стороны проекты.

Обычно политика таких уступок заканчивается полной и безоговорочной капитуляцией. И ультиматум уже предъявлен. Российский премьер Путин при известии, что переговоры между ЕС и Украиной о создании зоны свободной торговли продвигаются успешно, озвучил прямую угрозу закрыть границы Таможенного союза для украинских товаров. Интересно, что ни украинский МИД, ни украин-ское правительство в целом на официальном уровне на это оскорбительное для страны заявление не отреагировали.

По-настоящему не отреагировал МИД и на то, что в России ведется планомерное наступление на права украинской диаспоры, решениями судов прекращается деятельность украинских культурных организаций на территории России, из библиотеки украинской литературы в Москве изымается «экстремистская» литература, правоохранительными органами ведутся допросы сотрудников и абонентов библиотеки.

Хуже глупости только слабость

Никакая смена курса не может оправдать такую внешнюю политику. Разве что политика направлена на сознательное унижение державы, уничтожение ее влияния в мире. В том числе на западном направлении, где российскую карту Украина могла разыграть лучше, чем Кучма разыгрывал западную карту в Москве.

Для Запада со времен «девяностых» угроза восстановления советской империи остроту, естественно, потеряла. За океаном и на континенте никто не верит в новый Советский Союз и в то, что Украина является единственным препятствием к его возрождению. Стало быть, нет нужды и в активной поддержке украинской независимости, в расходах на поддержание демократических институтов, в приобщении страны к цивилизации, которую часть населения сознательно отвергает.

Но даже в условиях, когда медленно умирает идея «восточного партнерства», в условиях, когда Евросоюз медленно, но верно ограничивает возможность сотрудничества с Украиной, можно не терять достоинства, не пытаться отдельными акциями заработать себе очки. Словом, проводить осмысленную, не зависящую от сиюминутной конъюнктуры политику.

Кучма в свое время потерял лицо не тогда, когда пытался скрыть планы поставки «Кольчуг» Саддаму Хусейну, а когда, пытаясь отмыться, послал на войну в Ирак украинских военнослужащих. Януковичу такая потеря лица грозит в связи с неопределенной и немотивированной политикой по поводу революций в арабском мире.

С одной стороны, пресс-секретарь МИДа заявляет о поддержке Украиной той статьи резолюции ООН, в которой говорится о невозможности любой формы оккупации территории Ливии. С другой стороны, в целом одобряет резолюцию ООН о создании бесполетной зоны над суверенным государством, которая, в частности, дает зеленый свет принятию всех необходимых мер для защиты граждан от главы своего государства.

Украинские власти при этом сохраняют непроницаемое молчание по поводу сути режима Каддафи, не дают оценок его варварскому правлению, заставляя думать, что революция типа ливий-ской или египетской грозит их собственному режиму. Такая позиция не могла остаться незамеченной. Как на Западе, так и на самом Ближнем Востоке, в государстве Израиль, которое оценивает ее как проявление слабости.

Иллюстрацией такой слабости является наглое похищение палестинца на территории Украины, после чего этот человек оказывается в израильской тюрьме. Причем ни СБУ, ни МВД и никто другой из наших правоохранительных органов не может объяснить, как это произошло. А власти Израиля объяснять не желают, ссылаясь на то, что главный инженер электростанции в Газе Абусиси — член террористической организации ХАМАС. И он арестован законно.

Если внеблоковый статус государства Украина допускает появление и похищение на нашей территории ино-странных граждан, тем более членов террористических организаций, цена суверенитета, упомянутого в Законе «Об основах внутренней и внешней политики», невелика, а нерушимость границ обеспечивается не специальными службами, а агентами иностранных разведок. МИД, неспособный добиться от посла дружественной страны внятных объяснений по поводу похищения человека, можно распустить без последствий, а внешнюю политику заменить познавательными турами в Сингапур.

Но если подумать, перемены начинать надо не с МИДа.


Леонид ЗАСЛАВСКИЙ.

httpss://yug.odessa.ua

Добавить комментарий

Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews