«То, что творится в Одессе – лакмусовая бумажка, сигнализирующая о болезни»
С чем возвратился врио городского головы из Стокгольма нам неизвестно. Судя по тому, что он не сделал никаких широковещательных заявлений и не увенчал себя на заседании исполкома лавровым венком, поездка его, как и предполагалось, обернулась пшиком. Правда, Костусев, все же, нашел, чем себя побаловать и аплодировал себе, великому, в связи с тем, что задним числом, с 1 января, горисполком под его водительством, наконец, освободил жителей ветхих и аварийных домов от квартплаты. Теперь дело – за сессией. Напомним, задолго до принятия этого решения Костусев лгал президенту о том, что сей гуманный шаг давно сделан, и, естественно, отступать ему было некуда – глава государства мог бы его не так понять.
Однако одного подвига Костусеву было мало. В его отсутствие регионалы столько всего нарешали – и с мусором, и с ветеранскими столовыми, и с кадрами; так отчетливо дали обществу понять, какова действительная роль врио мэра в жизни города, что нужно было срочно возвращать себе авторитет. И тут, как нельзя, кстати, подвернулось отключение газа, в связи с которым КП «Теплоснабжение города Одессы» и Одесская ТЭЦ перестали отапливать наши дома. Костусев немедленно квалифицировал действия Одесгаза как оккупационные и надел доспехи. Все прочее, в духе опять-таки победных реляций, изложено на всевозможных сайтах и в новостных телепрограммах.
Оказывается, Костусев явился в сопровождении прокурора города и судебного исполнителя в офис «Одесгаза» и, будучи принятым исполнительным директором Виталием Герасименко (начальник, возможно, счел, что общение с просителем ниже его достоинства), потребовал во избежание санкций со стороны закона немедленно включить газ. При этом он сослался на решение Приморского суда Одессы, категорически запретившего санкции в виде отключения газа, несмотря на задолженности населения и предприятий. Таким образом, проинформировала одесситов городская управа, и ТЭЦ, и тридцать котельных, находящихся на балансе коммунального предприятия заработали в полную силу. Ура спасителю Отечества!
Однако центр города, обслуживающийся ТЭЦ, так и не согрелся. Дело в том, что нам забыли сообщить об одной немаловажной детали. Решение, на которое опирался Костусев, было принято Приморским судом давным-давно, по иску администрации Эдуарда Гурвица, учиненному в сходной с нынешней ситуации, и действует по сию пору. Но оно не распространяется на работу ТЭЦ, которая не является коммунальной собственностью. Поэтому центру города и не повезло. Тем же, кто успел пропеть осанну отважному воителю Костусеву, следует знать о том, что тепло им фактически возвратил снова находящийся в изгнании Гурвиц.
Все, что происходило с Костусевым после шведских вакаций, должно было заставить его крепко призадуматься о своей судьбе. В Киеве ему не дали выступить перед высоким собранием, до него просто очередь не дошла. В Одессе, где побывали вице-премьер министр Украины Тихонов и советник президента Пустовойтенко, инспектировавшие системы водообеспечения и водоотведения Одессы и качество местной канализации, его снова обидели. Не только раскритиковали за скверное содержание того и другого на Пересыпи и катастрофическое состояние объездной дороги, но и проявили к нему некоторое пренебрежение. Он должен был в эти минуты пережить нечто вроде дежавю. Его опять забыли пригласить в президиум, а когда, по случаю, вспомнили, попросили поискать для себя стульчик самостоятельно. Обидно, конечно, но поделом. Нечего лезть к государственным мужам со всем надоевшими ламентациями по поводу жутких долгов, оставленных ему в наследство прежней властью. Вспомните, сколько раз хитроумному пастуху удавалось всех объегорить, голося «Волки!
Волки!» По-моему, раза три. А потом действительно пришли жадные волки, и сожрали его без остатка. И никто, заметьте, не откликнулся на призывы бедняги о помощи. Все думали, что пастух опять врет.
Единственный, кто к врио городского головы отнесся на минувшей неделе терпеливо-снисходительно, был Руслан Боделан. Почетный отставник дал интервью, откуда вытекало, что сделанное Костусевым оценивать рано; что всех задач, стоящих перед городом, не решить ни за сто дней, ни за пять лет; что надо как можно скорее заняться инженерными коммуникациями, иначе не избежать техногенной катастрофы. Насчет последнего, все верно. Только вот, почему бывший городской голова не озаботился этой проблемой всерьез в пору своей каденции, а постарался спихнуть ее на других, хотя бы на тот же «Инфокс-водоканал», которому отдал в аренду одесский водопровод? На этот счет в его интервью ответа нет. Кто же из одесситов, помнящих о пересыхающих на ночь водопроводных кранах; бесконечных бедах с водой и героических подвигах рабочих, меняющих сломавшиеся насосы по горло в ледяной жиже; о чуть теплых батареях отопления, изрытых ямами дорогах, выматывающем терроре со стороны абсолютно неуправляемых жэков; взяточничестве, процветающем в ср
еде аварийщиков, и так далее, поверит в то, что при Боделане кто-то всерьез проводил реформу ЖКХ. А когда речь заходит о застройке побережья, у собеседника Думской и вовсе обнаруживаются признаки грозной амнезии. Ему кажется, что не с его высокого согласия «Укрпрофздравницей» были распроданы за бесценок десятки одесских санаториев; что не он согласовывал строительство всех, больших и малых объектов торгового и курортного назначения в пляжной зоне; что все это натворили его сменщики. Не менее забавно утверждение, что ему, видите ли, не дали ни жилищно-коммунальную службу реформировать, ни ветхий жилфонд снести, ни дороги реконструировать. А на самом деле тот, кого он изгнал с помощью Кучмы из города и кого затем вернул сюда суд, не дожидался, чтобы ему кто-то что-то дал или разрешил. Он просто работал. И очевидных результатов его продуктивной деятельности не смог не признать в том же интервью даже Руслан Боделан, хотя и сделал это, сцепив зубы.
Сейчас на всех углах разглагольствуют о реформах. Особенно поднаторела в этом «Сильная Украина». Сергей Тигипко, главный наш реформатор, ежегодно открыто, прозрачно, как теперь говорят, декларирующий миллионы своих доходов, которых, по его словам, хватает на удовлетворение всех потребностей семьи, рассказывает нынче украинским старикам и старухам, тянущим лямку тяжелейшей, нечеловеческой жизни на восемьсот гривней в месяц, о необходимости безотлагательного повышения пенсионного возраста и прочих прелестях связанных с грядущими преобразованиями пенсионной системы. Но совсем недавно он с тою же уверенностью, вызывая на себя шквальный огонь критики, рассуждал о налоговом кодексе как о документе, вполне пригодном к использованию, и настаивал на том, что такие сложные проекты глупо изучать публично. Он был достаточно убедительным, Сергей Тигипко, но именно в глазах населения; в глазах тех неосведомленных людей, которых он подозревал в отсутствии здравого смысла. Осведомленный же в деталях предстоящей реформы деловой люд, предприниматели, этот замечательный кодекс забодали и, хотя не добились желаемого результата, смерть малого и среднего бизнеса была отодвинута до лета. Сейчас они подняли головы вновь. И, несмотря на полицейские репрессии, нового предпринимательского, а заодно и пенсионного, и автомобильного майданов, вероятно, в совокупности куда более многолюдных и энергичных, чем недавно прошедший, долго ждать не придется. Тигипко от ответа на постоянно обращенные к нему вопросы по поводу сверхприбылей нескольких украинских семейств; выведении из страны через оффшоры десятков миллиардов долларов; безобразий на рынке нефтепродуктов и так далее, постоянно уходит. Единственный раз он взорвался, когда на шустеровской передаче заговорили о таможне и налоговой службе, и заявил, что нужно не просто менять там начальников, а всех — от мала до велика – гнать с насиженных мест взашей, хотя это, вряд ли случится. Лидер «Сильной Украины», конечно, понимает принципиальную невозможность в данной социально--политической ситуации
довести до ума мало-мальски приемлемые реформы, но об этом чаще всего помалкивает, позиционируя себя энтузиастом без страха и упрека. Не для того ли, чтобы, когда наступит время, торжественно, публично, обиженным госчиновником, которому не дали развернуться во благо страны, уйти на парламентские выборы?
В контексте этих рассуждений следует оценивать и последнее заявление Светланы Фабрикант, которая, если у нее хватит ума, замом городского головы не останется ни за какие коврижки. Масштаб тут, конечно, помельче, но алгоритм поведения тот же, что у ее прямого начальства, то бишь -- Тигипко. Она намерена, ни больше, ни меньше, провести в Одессе реформу здравоохранения, которая, цитирую, не понравится некоторым главврачам, но будет полезной населению. Вероятно, имеются в виду главврачи, которые заняли свои места при Гурвице и работают вполне пристойно. Любопытно, что реформу свою она уже начала -- с перевода одной подстанции скорой помощи из плохого в хорошее помещение. Респект и уважуха, как нынче глаголят пользователи Интернета, Алексею Гончаренко. Тот тоже некогда пиарился на «скорых». Но он имел на это, судя по его трудовой книжке, полное право, и вон как поднялся благодаря пролетарской скромности – в Европе речи держит. Фабрикант это, извините, не светит. Да и зачем так широковещательно заявлять о реформе того, что без серьезнейших преобразований на всеукраинском уровне, как и ЖКХ, не поддается. А кроме того, эта сфера городской жизни в течение каденции Эдуарда Гурвица всегда была в фокусе внимания городских властей. Тут и строительство поликлиник, и оснащение новейшей медтехникой больниц и роддомов, и возобновившие работу после боделановской голодовки больничные пищеблоки, и бесплатные лекарства для детей и хроников, и многое, многое другое. Зачем же сюда-то соваться? Не затем ли, чтобы провести идиотскую оптимизацию, о которой столько в последнее время болтают, -- то есть, попросту уничтожить какие-то медучреждения с целью иллюзорной экономии средств. Что ж, результат не замедлит себя долго ждать. Те, кто мог бы еще пожить, вымрут. Таким может быть один из итогов реального осуществления вожделенной пенсионной революции. Меньше ртов, проще реформаторам. В заключение -- несколько реплик по этому поводу форумчан с «Думской.нет». Цитирую. «Программа по здравоохранению от Фабрикант называется «И. О. программа». «Как можно проводить реформы в сфере, в которой вообще ничего не понимаешь?» «Сапожники пекут пироги. Это вообще нормально!?» «Нормально. Как в любом приличном дурдоме. То ли еще будет. Пушку со снарядом Света уже «обезвредила». Сейчас — «Скорая помощь». Дальше — еще что-нибудь выдающееся проявится. КВН, однако». Добавить к этому нечего.
Да и к чему зря болтать? За что боролись, на то и напоролись. Горсовет завяз в судьбоносных идеологических дискуссиях, и.о городского головы по заграницам шастает, а в городе распоряжаются анархисты Вадима Черного, если не ошибаюсь, американского гражданина; владельца двух гостиниц класса бордель, который водит нас за нос, утверждая, что избавит Одессы от автомобильных пробок без строительства новых развязок, виадуков, хайвеев, тоннелей, надземных и подземных переходов и парковок – простым изменением разметки и манипуляцией светофорами и дорожными знаками.
Каждый профессиональный водитель понимает, что это бред по определению. Если в одном месте города, на каком-то квартале ситуация оптимизируется, то тут же вырастает грандиозный хвост транспорта в другом. И тут без научно обоснованного, не на глазок, а опирающегося на расчетную базу и дальнейшее программирование проекта не обойтись. Прежняя городская власть, занявшаяся прежде всего реанимацией дорог и получившая на этом пути неплохие результаты, подошла к решению задачи упорядочения уличного движения вплотную. Но случилось то, что случилось. И главный одесский анархист был, в качестве награды за участие в фальсификации выборов, посажен на прокорм в организацию, которая должна (для анархиста – нонсенс!) способствовать устранению на городских дорогах хаоса.
Теперь ждите очередных новостей. Черный, например, собирается возвратить автодвижение на Дерибасовскую и тем самым уничтожить единственную пешеходную зону в центре города. У него вообще немало ярких идей, которые не удалось, по-видимому, реализовать в Штатах. Но тут, уверен он, все получится. А тех, кто не подчинится его правилам, будет, как пообещал, наказывать бейсбольными битами. Если же и это не поможет, призовет, граждан к использованию опыта государственного переворота, как это было в Египте, происходит в Ливии, Тунисе и так далее. Уму непостижимо, сколько еще врио городского головы будет делать вид, что в подведомственном ему КП «СМЭП» все в порядке? Ведь рано или поздно за художества американского консультанта отвечать придется.
Интересно, все-таки, какой будет следующая сессия горсовета, на которой Костусев столкнется с фракцией регионов лицом к лицу. Ведь ему нужно как-то реагировать на то, что у его друга, хочет он того или нет, отберут свалку и большую часть мусорного бизнеса; что столовые благотворительного фонда «Ветеран» никто не посмеет тронуть. Более того, когда елейный, как Тартюф, Казарновский или какой-нибудь иной функционер карликовой, семейного типа партии потребует у совета освятить своим решением острое желание Маркова и Ко тем либо иным путем прибрать к рукам городские рынки, я предвижу мгновенную контратаку регионалов, которым нет нужды с кем-либо делиться.
То, что творится в Одессе – лакмусовая бумажка, сигнализирующая о болезни, охватившей всю страну. Симптоматика широко известна. Включите «Шустер-лайф», и все узнаете в деталях. Кому, что и в каких объемах принадлежит. Кто, куда и сколько вывозит. Кто, чем и когда собирается завладеть. Все ясно, как Божий день. Никто не сомневается в том, что от экономии электроэнергии даже в прекрасно задуманный, философски мотивированный «День Земли» выигрывает не столько страна, сколько олигархи, которым принадлежит большинство Облэнерго. И потому нельзя не согласиться с Арсением Яценюком, который, когда его спросили на телевидении о том, зачем, по его мнению, возобновили следствие по делу Гонгадзе, да еще и с таким значительным фигурантом, как Кучма, он дал понять, что делается это, отнюдь, не для обретения истины. Новое появление на горизонте охотно позирующего майора Мельниченко, ставшего для Украины столь же традиционной маской, как хитроумный и беспринципный Бригелла в комедии дель арте, необходимо лишь для того, чтобы отвлечь внимание масс от надвигающейся на страну катастрофы тоталитаризма.
Выразился Яценюк по-другому. Но суть от того не меняется. Как тут не потешаться над телеканалом АТВ, где, надувая для солидности щеки, привлекая местных экспертов, которым, естественно, известно не больше, чем выложено для всеобщего обозрения в Интернете, двое провинциальных репортеров рассуждали о трагедии Гонгадзе и ее уроках для Украины. Они почему-то сделали вид, что не слышали Яценюка и, в частности, его замечания в адрес Мельниченко, который, попросту физически не мог сделать того, что, как будто, сделал. Структура охраны высших должностных лиц государства такова, что для осуществления этого преступления понадобился бы общий сговор, чего, разумеется, не было. Они, как и жена пострадашего журналиста, с которой АТВ связалось, словно не слышали и доводов матери Гонгадзе, категорически отрицающей принадлежность предъявленных суду останков ее сыну. Размер ноги не тот. Приметы не совпадают. Череп прострелен, а ведь ее сына, вроде бы, душили. Я пойду дальше. Если нет тела, а, с точки зрения Леси Гонгадзе, его
нет, то нельзя говорить и об убийстве. Невзирая на показания Пукача, который скажет все, что будет велено организаторами многосерийного спектакля, журналиста Гонгадзе следует считать пропавшим без вести. Впрочем, телеканалу АТВ важно изобразить видимость серьезной аналитической работы. Ведь пройдет еще немного времени, и ему придется вступить в напряженную информационную борьбу с регионалами, чье сотрудничество с марковцами станет для первых контрпродуктивным и невыгодным. А хозяин канала, будет, понятно, ломиться то ли в мэры, то ли в нардепы.
В общем, живем пока, к сожалению, в Зазеркалье. Это чувствовалась и в выступлении на телевидении лидера «Фронта перемен», объявившего о том, что его партия инициирует городской референдум с целью отзыва Костусева. Прекрасно видя противоречивость механизма проведения такого референдума -- ведь ряд согласований в ходе его подготовки должно дать лицо, против которого он направлен, Яценюк готов удовлетвориться хотя бы тем, что через каких-нибудь полтораста дней после сфальсифицированных выборов эта тема опять окажется в центре общественного внимания. Надеемся на это и мы.
Валерий Барановский
Авторская программа «Отражения»
Одесса
Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews