Более сорока лет он фотографирует Одессу, создает ее своеобразную летопись

 Лицо большого города неуловимо меняется — таково веление времени, жизни. Успевай только подмечать эти перемены в суете будней! И тем дороже с годами все то, что по-прежнему несет на себе отпечаток прошлых эпох.
О чем это я? Да об Одессе. Пробегаю привычным ежедневным маршрутом, вроде все, как всегда. А потом приезжают гости, водишь их по городу, слушаешь их восторги и сетования, что такую красоту грех не сберечь, и по-новому всматриваешься в примелькавшийся пейзаж. Приходят на ум строки:

…Но поражен бывает мельком свет
Ее лица необщим выраженьем…
Не об Одессе ли писал поэт Баратынский?..

Вот это умение подмечать бренное, сиюминутное и вечное, непреходящее в облике родного города меня восхищает в одесских фотографах. Ими нас Бог не обидел. Особо предан этой раз и навсегда избранной теме фотохудожник Леонид Сидорский.

Член Национального союза журналистов Украины, член Национального союза фотохудожников Украины Леонид Сидорский всегда выходит из дома с фотокамерой и с удовольствием бродит по Одессе. Подмечает нюансы быстротечной жизни: пробивающуюся из-под земли траву, дрожащий на ветру одинокий осенний лист, гроздья акации. Запечатлевает архитектуру города, эту застывшую музыку в камне, и морские пейзажи, и знаменитые одесские дворики, и, конечно, одесситов. Одесса ведь бесконечна и неисчерпаема для творчества, уверен мастер и доказывает это не на словах, а на деле.

Более сорока лет он фотографирует Одессу, создает ее своеобразную летопись. Одних только снимков символа Одессы — дюка Ришелье у Сидорского добрая сотня. Самый старый памятник в городе он снимал утром, вечером и ночью, в солнечный день и в непогоду, в туман, в дождь, в снег, в будни и праздники.

И таких излюбленных тем у него великое множество. Он складывает фотографии, как мозаичные полотна, создавая огромные портреты, фотопамятники городу и представляя потом их на суд горожан.

Интересно, что закоренелый и завзятый одессит Сидорский родился… в городе Рубцовск Алтайского края. Все объясняет год его рождения — 1942-й. Родители Леонида Семеновича работали на заводе ЗОР в прокатном цехе. В начале войны завод эвакуировали за Урал, в эвакуации и появился на свет будущий летописец Одессы. Любительской фотографией он увлекся еще в двенадцатилетнем возрасте. Став постарше, Сидорский легко определился с будущей профессией — фотокорреспондент. Его первая фотография появилась на странице газеты «Комсомольская искра» в 1968 году. Сидорский уловил жанровую сценку: в старинном Воронцовском переулке воспитательница детского сада переводит через дорогу гуськом взявшихся друг за друга малышей. Но попасть в штат в солидную газету в те годы молодому фотографу было непросто. Поэтому трудовая деятельность юноши началась в издании с громким названием «Слава хлеборобам», что выходила в те годы в Коминтерновском районе. А дальше была работа в газетах «Защитник Родины», «Вечерняя Одесса», на телевидении, фот
оэкспозиции в кинотеатрах и дворцах культуры. И наконец, первая профессиональная выставка работ, организованная в Литературном музее.

Сколько с тех лет их было, выставок с названиями: «Ах, Одесса!», «Одесса, которую мы любим», «Одесса во сне и наяву»… Потом пришел черед тематических выставок. Первой стала выставка «Пушкин в Одессе». Источником вдохновения для фотохудожника послужило пребывание великого русского поэта в Одессе, такие долгие-недолгие тринадцать месяцев.

Потом пришел черед нового проекта «Моцарт в Одессе». Предвидя недоумение зрителей, Леонид Сидорский предварил выставку пояснением: «Моцарт в Одессу не приезжал. И было бы смешно утверждать обратное. Но я одессит и могу чувствовать по-своему. Общеизвестно, что архитектура — застывшая музыка, и звучит она в душе каждого по-своему. Мелодии Моцарта мажорны. И сам он был, говорят, весельчаком и балагуром, что очень мило сердцу одессита. В архитектуре Одессы и Вены много похожего, особенно в элементах готики и барокко. Но из всего вышесказанного я вовсе не делаю вывод, что Моцарт — одессит. Просто его так много в наших душах и в архитектуре города, что можно сказать «Моцарт в Одессе».

А вот проект «Воронцов в Одессе», к великой досаде автора, реализовать не удалось. При его подготовке фотограф обратился за поддержкой в Генеральное консульство Российской Федерации в Одессе, передал в руки вице-консула Дмитрия Субботина четыреста фотографий. А тот спустя время вернул их через охранника… только не все, а половину бесценных для автора снимков, всего двести двадцать.

Вслед за выставками, настольными и настенными календарями с видами Одессы, буклетами и книгами с иллюстрациями у Леонида Сидорского наступил новый этап в творчестве: пришел черед выпусков электронных фотоальбомов. Так появились на свет уникальные DVD-диски, произведенные при участии креативного агентства «Люмьер». Сегодня вышло уже семь DVD-дисков, семь электронных фотоальбомов художника, авторских фильмов. Последний тиражом в пятьсот экземпляров — «Одесса: на волне моей памяти» — был представлен в первый день весны во Всемирном клубе одесситов. В нем выстроенные особым образом под тщательно отобранную музыку четыреста фотографий воссоздают Одессу пятидесятых-шестидесятых годов, на это время пришлась юность автора. Всего четыре раздела: «Крыши моего детства», «Чугунная шаль», «Силуэт родного города» и «В тумане скрылась милая Одесса…».

По признанию Сидорского, воссоздать Одессу тех лет было очень непросто: старая Одесса сжимается, как шагреневая кожа. Как было снимать крыши, когда лезет в кадр «новодел», безликие высотки, который возвели на месте разрушенных, милых сердцу старых одесских домов, или ажурное чугунное литье, которое заменяет современная невыразительная ковка?!

«Уходящая натура» — грустная тема для фотохудожника. Несколько лет назад он даже посвятил ей отдельную выставку «Одесса: спасем и сохраним». Выручает природный оптимизм художника: «Когда я снимаю, то стараюсь не видеть помойки, облупившуюся штукатурку. Один-два таких снимка — еще куда ни шло. Но когда пятьдесят подобных фотографий — это угнетает. К тому же Одесса, на мой взгляд, так грамотно заложена, что современным горе-архитекторам просто не удается ее испоганить. И надеюсь, еще долго не удастся».

В планах фотохудожника — еще целый ряд выставок и электронных фотоальбомов: «Одесский дворик», «Кошка в городе». Лежит и ждет своего часа готовый материал — «Между городом и морем», «Приморский бульвар», «От Ланжерона до Люстдорфа». Леонид Семенович замыслил скрупулезно поработать над Жемчужиной Одессы — Оперным театром и ведет сейчас переговоры с дирекцией театра.

За десятилетия творчества у фотохудожника скопилось много материалов. И вот семь лет назад, как шутит Сидорский, «на него завели дело». В Одесском областном архиве. Одесский фотохудожник — единственный из творческих личностей в Украине имеет свой архив в государственном хранилище. Из двадцати двух тысяч экспонатов, переданных туда, двадцать одна тысяча — фотографии. Архив Л.Сидорского занимает целую комнату. Леонид Семенович очень надеется, что его наследие там лучше сохранится. И будет не просто пылиться на полках, а пригодится потомкам: возможно, лет через сто художники и архитекторы решат восстановить прежнюю Одессу. По фотографиям Сидорского…


Наталья БРЖЕСТОВСКАЯ.

httpss://yug.odessa.ua

Добавить комментарий

Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews