Одесские СМИ: Год под тяжестью вертикали

 Если честно, вертикаль придавила нас не год назад, а чуть позже. Чего греха таить, уставшие от пяти лет свободы, многие призывали себе на голову «сильную руку». Но 25 февраля на Пересопницкое Евангелие легла не сильная рука, а тяжелая.

И сорок шесть миллионов украинских граждан теперь, к концу года, чувствуют разницу.

О преимуществах тирании
Почему Януковичу за сравнительно короткий срок удалось с корнем вырвать слабые ростки демократии в Украине, выровнять природный рельеф, как бульдозером, и залить площадку бетоном? Он не пользовался всенародной поддержкой. Он первый из четырех украинских президентов избран менее чем половиной голосов избирателей, принявших участие в выборах.
Люди из его окружения открыто демонстрировали презрение ко всему украинскому в нашей стране — к ее истории, культуре, к народным традициям. Советское прошлое в худшем, «застойном» его варианте доминировало в команде нового главы государства, а теперь доминирует и в стране.

Победу прошлого над будущим, «голубых» над «оранжевыми» можно было бы объяснить ошибками неумелой власти, личными качествами людей, которых привел к власти Майдан. Но команда Януковича по компетентности и умению управлять государством не выше команды Ющенко (на «средних» этажах власти это одни и те же люди). И хватательный инстинкт у всех примерно одинаков. Так что отличия минимальны. Но они все-таки есть.
Главное отличие сошедших с украинской сцены политиков от тех, кто им на смену пришел, состоит в готовности соблюдать правила игры. Демократы, конечно, способны передвинуть рукавом пешку или «украсть» коня, но перевернуть шахматную доску, отлупить этой доской соперника не в состоянии.

Милитаризация политики, отношение к своему оппоненту, как к врагу, между тем главное отличие и «преимущество» тирании над демократией. Мы свидетели того, как в соседних странах этим преимуществом по-разному, но с одинаковым результатом воспользовались Владимир Путин и Александр Лукашенко. Януковичу было у кого учиться. И он оказался способным учеником.

Трудно сказать, знаком ли Виктор Федорович с творчеством советского писателя-гуманиста Горького, но максима «Если враг не сдается, его уничтожают» стала основой внутренней политики нового главы государства. О чудачествах Виктора Андреевича (типа подписания в 2006 году августовского «Универсала национального единства» или сентябрьского меморандума 2005 года) на Банковой не могло быть и речи.
Не пошел Янукович и по пути Кучмы, который после избрания президентом в 1994 году отправился «склеивать» страну в западные области Украины. Эти области, как, впрочем, и всю державу, по советской традиции и по мнению донецкой команды, нужно было завоевывать, а не объединять. Тем более что армия для завоевания была сформирована задолго до 2010 года, готова к боевым действиям и ждала только команды.

Кому нужен новый порядок
Общим заблуждением многих историков и политологов является утверждение, что коррупция (использование представителями власти своего положения в личных целях) расцветает при демократиях и увядает при авторитарных или тоталитарных режимах. Никто с большей жестокостью не грабил, чем сталинские сатрапы (в том числе высокопоставленные чекисты и победоносные маршалы), и не крал у государства все, что плохо лежало, чем брежневские «хозяйственники».

Современный политический класс, украинская «элита», оседлала страну в условиях экономического развала и политического хаоса. Огромные состояния достались ей в условиях, когда разрушенное государство не могло управлять «общенародной» собственностью. Но такое государство не в состоянии защитить и новых собственников. Самым ловким грабителям теперь нужен порядок.
Порядок нужен и тем, кто, контролируя власть, оказался недостаточно ловким или опоздал к раздаче слонов. Используя свое положение в судах, прокуратуре, милиции, в органах исполнительной власти, они хотят свой кусок пирога. И такого порядка, который позволил бы взимать дань с населения, ничем не рискуя, на «законных» основаниях, без намека на публичное обсуждение, а тем более согласие народа. Такой порядок в идеале обеспечивает однопартийная диктатура с вождем во главе. Все, кто ее жаждет и поддерживает, — армия Януковича.

В эту армию входит исполнительная вертикаль, возглавляемая президентом страны, правительство, правящая коалиция в Верховной Раде, зависимая от вертикали судебная система (включая Конституционный суд) и те органы местного самоуправления, которые удалось поставить под контроль благодаря избирательному беспределу на так называемых выборах.
Рассматривать подразделения диктаторского режима по отдельности, соотносить их действия с Конституцией страны или с законодательством — такая же неблагодарная задача, как идти в ЖЭК с Декларацией прав человека и гражданина. Конституционный суд — у нас не суд, а Верховная Рада — не парламент. Они часть системы и принимают решения, исходя из целесообразности и поступления команды, а не из того, что написано на бумаге. Даже такой, как Конституция Украины.

Не сорвать бы резьбу
Бороться с системой обычными демократическими методами, в том числе с помощью выборов, невозможно. Диктатура в первую очередь обеспечивает себе несменяемость, уничтожает не то, что оппозицию, но всякую политическую альтернативу. Сейчас мы находимся практически в центре такого процесса, и рассчитывать на милость режима Януковича к Тимошенко, к членам ее правительства и всем, кто «рыпается», могут только наивные люди.

Накануне Нового, 2011 года в интервью телеканалу «1+1» Президент Украины публично пообещал в перспективе политику закручивания гаек. Я абсолютно не верю, не воспринимаю серьезно слова главы государства о евроинтеграции или о защите интересов Украины в диалоге с российским правительством. Но «закручивание гаек» (не только в области борьбы с коррупцией, а в более широком смысле) прозвучало в устах нынешнего главы государства настолько естественно, что ближайшее будущее стало ясным как день.

Тот, кто хоть раз в жизни гайку закручивал, понимает, что, применяя тупую силу, есть риск сорвать резьбу. Хотелось бы надеяться, что не забыл это и бывший «начальник транспортного цеха». Вспомнил, что по правилам ничем не ограниченной бюрократии команду довернуть пол-оборота подчиненный выполняет не буквально, а на двести процентов.
И опасность не в том, что господин Пшонка готов сажать бывших министров за переход улицы на красный свет светофора. А в том, что машину репрессий легко запустить, а остановить трудно. В конце концов придется идти по неверному пути братских республик — встречать оппозицию не в парламенте, а на площадях. А диалог вести с помощью СБУ и «Беркута».

Такая перспектива, конечно, не единственный, а тем более не фатальный вариант развития событий в нашей стране. Перед Новым годом хочется верить во все хорошее. В то, что, как в рождественской сказке, злой волшебник превратится в доброго дядю, однопартийная вертикаль распадется на разумных людей, коррупция растает на солнце, а судьи начнут судить по закону.
Очень редко, но чудо случается. Лучшую реформу трудно придумать. Зажмуримся и поверим в это. С Новым годом, дорогие читатели!

Леонид ЗАСЛАВСКИЙ.
yug.odessa.ua

Добавить комментарий

Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews