Одесские СМИ: Думай дважды — говори раз

 Многословие, а еще хуже болтливость — не самые лучшие качества человека. Плохо, когда язык не знает удержа. Пьер Буаст сказал: «В политике болтливость может погубить государство». Или город. Как мы знаем, мэр Алексей Костусев

уже успел наговорить с три короба, хотя русская пословица предупреждает, дескать, думай дважды — говори раз. Ладно бы продолжал сыпать обещаниями, к которым мы давно привыкли и не воспринимаем их всерьез, ладно бы ежевечерне появлялся на телеэкранах и зачитывал главы из книги «Однажды в Одессе», якобы им написанной. Интересно другое: скажите, куда подевалась былая самоуверенность высокого чиновника, рулившего Антимонопольным комитетом, после восшествия на Думскую?
Мы уже высказывали мнение, что руководить миллионным городом — не сидеть в кресле главного антимонопольщика. Обещать — не работать ежедневно. Видимо, до Алексея Алексеевича что-то стало доходить, поэтому и имел он бледный вид на прошедших сессии и заседаниях исполкомов. Вот и начал он паниковать на всю Ивановскую: караул, катастрофа, дефолт, денег нет! Ну и так далее. В итоге докричался, допаниковал, ведь известно: менее опасно ногой оступиться, чем языком.
Костусева услышали (польский сатирик Владислав Гжещик как-то заметил: галстук, шнурки и язык всегда развязываются в самый неподходящий момент). Служба кредитных рейтингов «Standard & Poor’s» понизила долгосрочный кредитный рейтинг Одессы с уровня «ССС+» до «ССС—». Рейтинг по национальной шкале также был снижен: с «uaBB» до «uaCCС—». Кроме того, оба показателя помещены в список «СreditWatch» (рейтинги на пересмотре) — с негативным прогнозом (см. «Юг» за
16 декабря). Еще раз напомним: до конца года городу необходимо было выполнить кредитные обязательства перед банком «BNP Paribas Finance PLC» — выплатить десять миллионов швейцарских франков (восемьдесят миллионов гривень).
Шестого декабря в ходе второго пленарного заседания первой сессии Одесского горсовета Алексей Костусев поставил под сомнение возможность своевременного расчета с кредиторами. Он обвинил прежнюю городскую власть в выстраивании финансовых пирамид и прочих грехах (см. «Юг» за
11 декабря, «Утверждение портфелей»). Костусев сказал, что «сегодня Одессе реально угрожает дефолт, который на долгие годы отпугнет от нас потенциальных инвесторов».
Еще раз повторюсь — кредиторы и инвесторы истерику мэра услышали и отреагировали.
«Уходя из мэрии, мы оставили на специальном накопительном счете более тридцати миллионов гривень. Собрать оставшуюся сумму, учитывая, что в конце года ежедневные поступления в городской бюджет составляют шестнадцать миллионов гривень, — задача вполне выполнимая», — прокомментировал истерику Костусева Эдуард Гурвиц. Он предположил, что Костусев «просто не готов выполнять функции мэра Одессы».
Болтливый язык свое дело сделал: через край нальешь, через край и пойдет. «На Западе хорошо знают, что популизм и некомпетентность власти ведут к самым серьезным финансовым рискам, — сказал Э.Гурвиц. — Как только они поняли, с кем теперь имеют дело в Одессе, они просто лишили нас кредитного рейтинга, а значит и каких-либо надежд на модернизацию общественного транспорта, инфраструктуры, городского хозяйства в целом».
Второе заседание исполкома было назначено на 15 декабря. Накануне на официальном сайте города появился комментарий первого заместителя горголовы Сергея Черненко. Вице-мэр, в частности, сообщал: десять миллионов швейцарских франков будут выплачены кредитору тремя траншами до сентября 2011 года. Первый транш — четыре миллиона швейцарских франков — до 29 декабря 2010 года, второй — два миллиона — до 30 апреля 2011 года, третий — четыре миллиона — до 31 августа 2011 года. Он также сказал, что обсуждается вопрос о компенсации банку за отсрочку платежа.
Самое интересное произошло на исполкоме 15 декабря. Что случилось за ночь — неизвестно. Но Костусев неожиданно заявил: Одесса уже отдала четыре миллиона швейцарских франков, первую часть долга, да и вообще — город намерен рассчитаться с банком уже в этом году. Возникают вопросы: неужели кто-то из киевских кураторов Костусева, мягко говоря, вразумил мэра, объяснив «команде профессионалов», что сверхистеричность и болтливость ни к чему хорошему не приводят? Поскольку снижение кредитного рейтинга такого знакового заемщика, как Одесса, напрямую ведет к ухудшению кредитных ожиданий от страны в целом. А во время переговоров с МВФ это можно считать «новогодним подарком под елочкой» от Костусева Януковичу и Азарову? К тому же слова первого зама горголовы Черненко о вынужденной реструктуризации для финансовых аналитиков означают не что иное, как ожидание технического дефолта. Или до самих городских властей дошло, что они наговорили много глупостей, принесших ощутимый вред репутации Одессы? Сие есть тайна непостижимая, так как комментариев насчет «разночтений» не последовало. И откуда вдруг появились деньги, коль совсем недавно А.Костусев заявлял, что «сумма долга неподъемная»? Каким образом она оказалась «подъемной», если, по версии мэра, в городской казне, образно говоря, мышь голодная сидела, а потом и вовсе повесилась?
— Если вы помните, на сессии 6 декабря было заявлено, что город на грани банкротства и не в состоянии даже текущие кредиты выплатить?
— сказал журналистам лидер фракции партии «Фронт змін» в горсовете Александр Остапенко. — Сегодня лично для себя я сделал вывод: ситуация не такая уж плохая, если город может погасить весь долг сразу.
А 16 декабря стало известно: А.Костусеву срочно понадобилось собрать представителей СМИ, чтобы сделать официальное заявление. Ничего нового (ажиотажного!) Алексей Алексеевич не сообщил, скорее всего, предвыборно-агитационная привычка много говорить, то есть надуть кому в уши (русская пословица), стала второй натурой город-ского головы.
Журналистам в очередной раз рассказали, что, несмотря «на тяжелейшее финансовое состояние, город выполнит все свои обязательства перед кредиторами до конца 2010 года»:
— Аккумулировать все ресурсы, все возможности, — вещал мэр, — и расплатиться с кредиторами, не беря новых долгов (выделено мною, поскольку долги накапливаются или в долги влезают, а кредиты берут — на заметку знатокам русского языка. — Авт.).
А.Костусев сообщил, что с учетом изменения курса валют, процентной ставки по кредиту нужно сегодня отдать сто два миллиона гривень. Откуда взялась такая сумма — неизвестно, поскольку журналистам не дали возможности задать ни одного вопроса, хотя А.Костусев начал свое общение с представителями СМИ со слов: «С первого дня пребывания нашей новой команды у власти мы провозгласили принципы открытости в принятии решений…». Где же «открытость» в этом конкретном случае? Почему, пригласив журналистов, лишили их права голоса, права задать вопросы? И вообще, как рассчитывалась структура долговых обязательств (на момент верстки газеты такую информацию мы не нашли)?
— Команда нынешней Думской за время своего нахождения у власти успела наломать дров и нанести серьезный удар по авторитету и престижу Одессы, — считает обозреватель ТРК «Новая Одесса» Игорь Лёв. — Последствия падения кредитных рейтингов могут быть самыми печальными не только для Одессы, но и для Украины. Сам по себе кредитный рейтинг — это оценка рисков управления деньгами, которые заимствованы, способность получать доход и стабильно выполнять свои обязательства. Простыми словами, кредитный рейтинг — это не что иное, как определение возможности потенциального заемщика отдавать долги.
При расчете кредитных рейтингов используются простые и понятные критерии — финансовое состояние потенциального заемщика, его умение зарабатывать, стабильность заемщика, уровень управления. Все это можно назвать двумя словами — финансовая репутация. Так вот, Костусев и его команда, находясь во власти всего ничего, финансовую репутацию города уже успели подпортить.
К чему это может привести? Все последующие заимствования Одессой станут более подробно рассматриваться и их, скажем так, в ближайшие годы не будут выдавать под тот процент, под который город их брал ранее. Пока Одесса не вернет свою финансовую репутацию. Поэтому произошедшее понижение кредитных рейтингов Одессы приведет к более сложным отношениям как города, так и Украины с международными финансовыми институтами. Заявление Костусева о том, что городские власти намерены выплатить кредитный долг до конца года, сравнимо с оправданием пассажира, который всего на пять минут опоздал на поезд. Действительно, пять
минут — не три часа, но поезд, увы, все равно ушел. И в нем «уехал» кусочек репутации Одессы.
Снижение кредитного рейтинга и помещение его в категорию на пересмотр с негативным прогнозом ввиду рисков рефинансирования означает, что в ближайшем будущем международное финансовое сообщество будет с подчеркнутым вниманием относиться к любым одесским программам. Напомним, ближайшая международная финансовая программа предполагала солидную сумму под проект «Быстрый трамвай». Так что жители поселка Котовского могут передать отдельный персональный привет мэру.
Если бы команда Алексея Костусева изначально заявляла о преемственности финансовых обязательств, то международные финансовые институты могли бы сами предложить эластичные условия оптимизации отношений. Теперь же, повторимся, любой пересмотр условий будет наверняка сопровождаться ухудшением подходов к кредитованию. Грубо говоря: отказываться давать деньги никто не
станет, будут просто повышать ставки по кредиту.

Ольга КОЛОГРЁВА.
yug.odessa.ua

Добавить комментарий

Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews