СМИ: Неровен час, янычарам придется разгонять новый Майдан, отправлять в тюрьмы…
10 декабря в мире отмечают День прав человека. Отметила его и новая власть в Украине. Очень своеобразно. «За длительную ненасильственную борьбу…» Нигде так не проявляется подлость и лицемерие, как в современной внешней политике,
писал один из тех, кто делал эту политику в прошлом веке. Когда человечество станет нравственно совершенным, последними, кто
примкнет к порядочным людям, будут дипломаты.
Такое мнение подтверждается массой примеров и заставляет терпимо относиться к регулярной лжи, которую деятели украинского МИДа через средства массовой пропаганды выдают за истину в последней инстанции. Но иногда «официальные интерпретации» происходящего просто не укладываются в сознании, заставляют думать, что с мозгами что-то не так. Или у нас, или «у них».
Показательной в этом смысле стала история с позорным неучастием украинского представителя в Норвегии на церемонии вручения Нобелевской премии мира 10 декабря в норвежской столице Осло. В этом году, как известно, премию присудили китайскому профессору и диссиденту Лю Сяобо «за длительную ненасильственную борьбу за фундаментальные права человека в Китае».
Борьба этого человека с авторитарным «левиафаном» началась в далеком 1989 году, когда он в числе других студентов и протестующих граждан на площади Тяньаньмэнь пытался протестовать против коммунистического режима. Когда этот протест в буквальном смысле был раздавлен танками, Лю Сяобо задержали, посадили в тюрьму, но впоследствии без суда выпустили.
В 90-е годы учеба и после нее преподавание в различных университетах Китая и за рубежом то и дело прерывались задержаниями, арестами и даже трехлетним за-ключением. Но это не сломило мужественного человека. Он продолжал общественную деятельность и за короткое время стал общепризнанным теоретиком, одним из ведущих участников диссидентского движения в КНР.
10 декабря 2008 года, в день, когда праздновали шестидесятилетие принятой ООН Декларации прав человека, Лю Сяобо вместе с коллегами готовился опубликовать «Хартию-08», документ, где предлагалось девятнадцать шагов по реформированию китайской политической системы, «чтобы она соответствовала универсальной системе демократических ценностей». Но за два дня до этого ученого арестовали, а через год судили и приговорили к одиннадцатилетнему заключению, которое он теперь отбывает.
Нобелевскую премию мира, так сложилось на практике, чаще всего присуждали политическим деятелям, добившимся конкретных результатов в ослаблении напряженности или прекращении войны в каких-то районах мира. Так, в 1971 году ее получил канцлер ФРГ Вилли Брандт, в 1978 году — президент Египта Анвар Садат и премьер Израиля Менахем Бегин, в 1990-м — Михаил Горбачев.
Гораздо реже Нобелевскую премию мира присуждали общественным деятелям, таким как Мартин Лютер Кинг или мать Тереза, еще реже — диссидентам, противостоящим жестоким режимам в своих странах, находящимся в ссылке, в заключении или под арестом — таким как Андрей Сахаров (1975) или Аун Сан Су Чжи из Мьянмы (1991). В этом случае правящие режимы на родине лауреатов, естественно, выражают недовольство, но до сих пор не было случая открытого давления с их стороны на Нобелевский комитет или призывов к бойкоту церемонии вручения премий.
Китай нарушил традицию. Еще на стадии обсуждения и выдвижения кандидатур китайское правительство открыто угрожало Норвегии ухудшением двусторонних отношений, а после решения Нобелевского комитета посольство КНР в Осло разослало в посольства других стран категорические рекомендации игнорировать церемонию вручения Нобелевской премии мира.
По пятам Москвы и Пекина
Такую рекомендацию в письменном виде в числе прочих получило и посольство Украины в Норвегии. И с этого момента из уст украинских дипломатов, не исключая и министра иностранных дел Украины Константина Грищенко, полился поток вранья.
Сначала украинский министр отрицал факт приглашения украинского посла на церемонию вручения премии. Потом украинские дипломаты отрицали получение украинской стороной китайских рекомендаций бойкота церемонии. Затем в ход пошло «техническое» объяснение того, что Украина в числе девятнадцати государств (в том числе России, Марокко, Египта, Кубы, КНДР и прочих «островов демократии») присоединилась к бойкоту по требованию коммунистического Китая.
10 декабря, согласно этому объяснению, украинский посол в Норвегии Цветков должен якобы заседать в Киеве на совещании в МИДе, которое планировалось заранее. А дипломат рангом ниже на церемонии вручения Нобелевской премии мира не может присутствовать по протоколу. То и другое — неправда. Совещание дипломатов в Киеве запланировано на 14 декабря, а на церемонии вручения премии в Осло по протоколу могут присутствовать и те, кто временно послов замещает.
Все эти спекуляции исходят из украинского МИДа в то время, когда выяснить настоящее положение дел не представляет труда, когда информация о любом событии в мире через Интернет доступна любому пользователю, а тайное становится явным еще до того, как население обработала пропаганда.
Но деваться некуда. Нужно врать в малом. Или признать, что декларации нынешнего президента о соблюдении демократических ценностей и евроинтеграции как основного направления украинской политики никак не соответствуют тому, что происходит у нас на практике.
Как можно претендовать на углубление сотрудничества с Евросоюзом, когда Еврокомиссия однозначно осудила страны, поддавшиеся китайскому шантажу, и поставила в связи с этим под вопрос возможное вступление в ЕС Сербии и развитие сотрудничества с Украиной? Как можно рассчитывать на какую-то интеграцию с Европой, когда украинская делегация в полном согласии с Россией сорвала на саммите ОБСЕ в Астане принятие итоговой декларации, где предполагалось заявить о территориальной целостности Грузии?
В последнее время дрейф «голубой» власти в сторону, противоположную демократии, приобрел в Украине такие позорные формы, что сближение позиций не только с Москвой, но и с Пекином удивления не вызывает. А вызывают удивление бессмысленные слова о свободе слова, соблюдении прав граждан и других ценностях, упомянутых в Декларации прав человека, которые то и дело вылетают из уст высокопоставленных украинских чиновников. В устах Януковича и его гвардии эти слова означают понятия прямо противоположные тому, что в словах заложено.
Представителям полицейского государства, где суды по малейшему поводу запрещают мирные собрания граждан, где законодательно закреплен механизм фальсификации выборов, где на глазах формируется однопартийная власть, присуждение Нобелевской премии борцу за гражданские права, заключенному в тюрьму, конечно, кажется диким.
Неровен час, янычарам придется разгонять новый Майдан, отравлять в тюрьмы тех, кто не согласен с «реформами», разбираться с оппозицией. Многие из тех, кого в Украине вытесняют сейчас из политической жизни, вынужденно станут диссидентами и борцами за фундаментальные права. И вполне могут попасть в поле зрения Нобелевского комитета.
Но лучше бы до этого не дошло, не так ли?
Леонид ЗАСЛАВСКИЙ.
yug.odessa.ua
Постскриптум. Трудно сказать, что подействовало на украинских дипломатов, но буквально накануне события стало известно: Украина таки будет представлена на церемонии объявления премии китайскому диссиденту.
Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews