Одесские СМИ: Кто освободит Сасык?

 Вот и состоялось обещанное заседание межведомственной комиссии, призванной решить судьбу озера Сасык. Возможно, общественность и ожидала от нее каких-нибудь определенных решений.

Но и ученые, и чиновники знали — до окончательного вердикта ох как далеко. Ведь подобные комиссии и создают именно тогда, когда обойти проблему стороной уже не представляется возможным. И решить ее в ближайшее время не представляется возможным тоже. А комиссия — это, согласитесь, какой-то определенный шаг. И общественность успокаивается, и люди при деле. И отчитываться есть о чем…
Кругами вокруг проблемы
Первым собрание выслушало обстоятельный доклад заместителя министра Минохраны окружающей природной среды Украины Михаила Тимохина. Последовательно и логично была рассказана история возникновения проблемы под названием озеро Сасык, но и только.
Эстафету принял начальник управления водных экосистем и ресурсов Министерства охраны окружающей природной среды Григорий Петрук. Он также коснулся истории вопроса. За ним последовало выступление директора Одесского научно-исследовательского института «Украинский научный центр экологии моря» Инессы Лоевой. Инесса Дмитриевна напомнила, что одним из самых важных направлений развития хозяйства страны в те далекие годы, когда намерение повернуть реки вспять никому не казалось парадоксальным, считалось решение продовольственного вопроса.
Кстати, нам сегодня трудно понять, что же так беспокоило советских деятелей в этом плане. На бескрайних просторах страны можно было выращивать что угодно и в каких угодно количествах. Животноводство не страдало от отсутствия кормов, племенной скот гордо показывали на всевозможных выставках. И правильно — гордиться было чем. Коней разводили — конезаводчики и знатоки душу бы за таких отдали. Урожаи собирали рекордные. И при всем при этом не могли накормить народ своей большой страны?
Но как бы там ни было, директивы партии не обсуждались. И в те не очень-то далекие семидесятые годы прошлого века советское правительство приняло решение о создании Дунай-Днестровской оросительной системы («Дунай — Днестр — Днепр»), которая позволила бы наладить систему орошения сельхозугодий в засушливой Бессарабии. Вот с этими благими намерениями и была построена дамба, разъединившая Сасык и море и превратившая естественный лиман в озеро. Как подчеркнула Инесса Лоева, экологический компонент в тогдашних глобально-эпохальных планах не учитывался.
Тогда Татарбунарский район получил опресненную воду для орошения земель из озера Сасык, ни сном, ни духом не ведая, какие беды ожидают его жителей в самое ближайшее время.
Оросительная система, призванная решить продовольственные проблемы по крайней мере этой части огромной страны, проработала совсем недолго. До лихих девяностых годов она поддерживалась в рабочем состоянии за счет государства. Потом, как мы все помним, источник средств резко иссяк. К тому времени всем уже стало понятно, что проект создания оросительной системы через дамбование Сасыка позорно провалился.
Воды озера становились все солонее и солонее, приближаясь к отметке два грамма на литр (при гостовских нормах грамм-полтора на литр). Кроме того, за прошедшие годы из-за постоянного грубого механического воздействия на почву дождевальных разбрызгивателей изменился и сам состав почв — не в лучшую сторону. На подобных Бессарабии землях опытные хозяйственники применяют более деликатную, подкорневую систему полива.
Плачевный результат вмешательства в природную экосистему был налицо. Урожайность, вместо того чтобы повыситься, упала в два раза, почвы, по мнению специалистов, находятся в плачевном состоянии и требуют серьезного химического и мелиоративного восстановления.
В не менее плачевном состоянии и сама оросительная система. По свидетельству очевидцев, металлические детали дождевальных машин разворованы и проданы, скорее всего, по цене металлолома. И чему тут удивляться, если все Черноморское морское пароходство в свое время умудрились отправить туда же, сработав быстро и эффективно…
Страна наша богата, умельцев в ней — край непочатый. В итоге то, из-за чего уничтожили лиман, место жительства птиц и рыб, фактиче-ски не работает (то есть система опреснения воды для орошения).
Прекращение регулярной откачки вод лимана в море привело к тому, что Сасык и вовсе превратился в источник многих бед для жителей близлежащих сел и прилегающих к некогда благодатному водоему земель. Подтопление домов в полноводный период и повышенная соленость вод — еще не самые худшие из них. Здоровье, а может быть, и сама жизнь сельчан находится в опасности. Но на разрушение перемычки никто решиться не может.
— Мы уже двадцать лет ходим кругами вокруг проблемы, а сколько еще будем?
— задала риторический вопрос Инесса Лоева.
Сколько — угадать трудно. Но может быть, хотя бы следует ответить на вопрос: почему?
Карась — не рыба, Сасык — не пруд
Заведующий отделом экономико-экологических проблем приморских регионов Института проблем рынка и экономико-экологических исследований НАН Украины Вячеслав Степанов подчеркнул — проект дамбования Сасыка был провальным с самого начала, ничего другого от такого грубого вмешательства в природную экосистему и ожидать было нельзя:
— Никакие позитивные решения в вариантах перекрытия бассейнов лиманов невозможны. Ожидать хороших результатов в подобной ситуации ненаучно, и это было доказано негативным опытом Запада. Например, дамбованием водоемов в Голландии занимались задолго до того, как у нас об этом разговоры пошли. Уже в шестидесятые годы голландцы начали свои дамбы разрушать. А мы — строить.
Ну, нам остальной мир нипочем. В это время в Союзе обсуждался проект создания дамбы не только на Сасыке. Насилию должны были быть подвержены и другие лиманы страны. Тогда в ход событий вмешалась сама История. Что же должно произойти теперь?
— Необходимо принять радикальное решение и обратить Сасык в его естественное состояние. Проведя, конечно, при этом целый ряд дополнительных мероприятий по адаптации устоявшейся экосистемы к новым условиям, — считает Вячеслав Степанов.
Директор государственного регионального проектно-исследовательского института
«Укрюжгипроводхоз» Николай Решетников призвал к проведению экспертных исследований с прогнозированием последствий разрушения дамбы для экологических систем лимана и моря. И еще раз напомнил о средствах, необходимых не только для проведения исследований, но и для дальнейших работ. Вернее, о том, что средств таких пока нет и когда будут — неизвестно. Все правильно, управление водного хозяйства всегда занимало четкую позицию — против раздамбования.
Первый заместитель директора Украинского научно-исследовательского института экологических проблем Министерства охраны окружающей природной среды Александр Васенко с ним категорически не согласился:
— Во что за эти годы превратили чернозем, орошая его водой из Сасыка?! А водоем, ныне называющийся озером?! Всем известно, что сегодня семьдесят-восемьдесят процентов улова из Сасыка составляет карась. Местные его не едят. Говорят, у него мясо быстро от костей отделяется. Они-то знают, что это такое. Тем не менее рыба поступает на прилавки магазинов, тем более на рынки.
По словам Александра Васенко, исследователи обнаружили в мышцах рыбы тяжелые металлы. Это враг невидимый и от того еще более страшный. Видимый — зараженность паразитами, представляющими опасность для человека.
И опять речь зашла о том, где взять средства, и немалые, чтобы повернуть время вспять, как когда-то пытались повернуть в обратную сторону русла рек.
Бессарабия ждёт результатов
Время не обманешь, его нельзя вернуть назад ни за какие деньги. Можно только попробовать исправить ошибки. Если еще не поздно. Получится ли превратить гибнущий, пересыхающий, цветущий в летнюю пору всей радугой сине-зеленых красок водорослей, засаливающий земли вокруг водоем в плодородный, как некогда, лиман? Этого сегодня не знает никто. Потому что, считают некоторые эксперты, по-настоящему фундаментальных исследований на Сасыке не проводили. Или проводили так давно, что они потеряли смысл. Исследовательская и экспертная работа ученых может стоить примерно двести пятьдесят тысяч гривень. Сам процесс раздамбования и дальнейшее восстановление экосистемы Сасыка, по предварительным подсчетам, сорок миллионов гривень. Очень дорого, кто спорит.
Александр Васенко предложил подойти к проблеме с позиций простых арифметических подсчетов. Давайте, сказал он, подсчитаем, сколько денег государство расходует на содержание хозяйственных служб на Сасыке и сколько получает от хозяйственной деятельности на нем. Всего две суммы — на входе и на выходе. А потом их можно сравнить с третьей, той, что необходима для проведения мероприятий по прекращению этого опасного безобразия. Очень иллюстративный способ.
Выступление главы Татарбунарской общественной экологической организации «Возрождение» Ирины Выхрыстюк отличалось не только эмоциональной убежденностью. Она оперировала убийственными данными специалистов Татарбунарской СЭС. В соответствии с ними, детская смертность в прилежащих к озеру селах резко возросла в последние годы, и в два — два с половиной раза превышает средний уровень по области. Причем среди заболеваний слишком часто для случайностей встречается онкология и болезни органов дыхания.
— Вы сами, вместо того чтобы решать судьбы людей в удобных начальственных кабинетах, приехали бы и посмотрели, что делается на озере летом! Мы задыхаемся от ядовитых испарений! Озеро скоро станет вредоносным болотом, а вы все решаете, «разрывать или не разрывать». Сколько можно решать? Сколько можно проводить исследования и заказывать новые и новые экспертизы? Сколько можно бросать на ветер государственные деньги?
— взывала Ирина Выхрыстюк к представительной аудитории чиновников и ученых мужей.
Напомним, общественная кампания «Вернем Сасык морю!» в августе 2008 года сделала первый шаг на пути к раздамбованию. Ее активисты, жители Татарбунарского и Килийского районов, объявили о том, что не могут больше ждать. И вот 24 августа пятьсот человек из четырех близлежащих сел собрались у озера. Подогнали технику и… прокопали четыреста метров хода от дамбы к морю. Люди начали самостоятельно разбирать дамбу. Вот тогда областная власть и всполошилась, попросила все же подождать еще немного. Народ отступил. Всем хотелось решить вопрос мирно.
В апреле 2009 года на заседании научно-технического совета учеными были сформированы предложения по разработке и финансированию проекта обновления морского лимана Сасык путем строительства соединительного канала и реабилитации прилегающих к нему территорий. Затем была создана рабочая группа по вопросам реализации предложений. Группа приняла решение о целесообразности восстановления природного комплекса водоема Сасык. К тому времени в распоряжении рабочей группы имелось достаточно заключений ученых из разных НИИ — Украинского, экологических проблем, Харьковского и Одесского проблем рынка и экономико-экологических исследований. Существовали и экспертные оценки по состоянию Сасыка еще на 2004-й и 2007 годы. Все они свидетельствовали об обоснованности выполнения работ по раздамбованию озера.
Решением областного совета в октябре 2009 года на разработку технико-экономиче-ского обоснования по восстановлению природной экосистемы озера Сасык было выделено двести девяносто пять тысяч гривень. Однако возникли сложности с поиском исполнителя работ, и деньги в 2009 году освоить не смогли. В январе 2010 года постановлением Кабмина была создана межведомственная рабочая комиссия.
Итоги заседания комиссии от 18 ноября были сформулированы так: «Признать ситуацию вокруг озера Сасык такой, которая об-условлена комплексом социально-экономических, политических, экологических проблем и требует взвешенного подхода к ее решению на государственном уровне и консолидации усилий центральных и местных органов исполнительной власти».
Очень мудрено и очень расплывчато. Из конкретного — ученым Одесского филиала Института биологии южных морей НАН Украины поручено представить Академии наук страны свои выводы «по результатам проведенных научных исследований относительно оценки состояния озера», а также охарактеризовать возможные варианты «возобновления гидрологического режима озера». В свою очередь Национальная академия наук Украины должна, основываясь на экспертной оценке ученых, представить свое заключение о целесообразности ликвидации дамбы. В конце этой цепочки заключений, по идее, должны находиться деньги на раздамбование. Если, конечно, такое решение будет все же принято.
Но вся проблема состоит в том, что взять на себя ответственность за принятие решения никто как раз и не хочет…
Лейтмотивом выступления главы районной Татарбунарской администрации Натальи Кожухаренко было: «Бессарабия ждет результатов».
Ждет уже давно. И не только по озеру Сасык. По возрождению малых рек. По мерам против подтопления сел в период паводков. По обеспечению жителей качественной питьевой водой. Пока не дождалась. Да разве она одна?

Елена АНТОНОВА.
httpss://yug.odessa.ua

P.S. Сасык практически полностью отделен от моря пятнадцатикилометровой пересыпью. Отчаявшиеся жители прокапали в ней всего четыреста метров хода. Ученые называют этот участок «прораной». Пока длятся дискуссии и ломаются копья в утомительных спорах, морская вода потихонечку, совсем незаметно, поступает через прорану в лиман. Природа делает свое дело…

Добавить комментарий

Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews