Не“Правда” (информационная война “АТВ” в одесском медиапространстве) (видео)

 Бандитам - тюрьмы. Этот лозунг был и, наверное, будет у нас ходовым. Ведь, в этом слогане жители, погрязшей в коррупции страны, понимают,

в первую очередь, скомпрометировавших себя власть предержащих.

Как не выборы, то избирателям обещают быстро и непредвзято расследовать их злодеяния. Последний раз, например, образцово-показательными делами обещали стать дело “о педофилах в Артеке”, дело “охотника на людей Лозинского”. Поимка Пукача тоже давала надежды на продвижение расследования дела Гонгадзе. Однако, едва выборы заканчиваются, становиться понятным, что расследования резонансных, громких дел сходит на нет.  И вот уже забытая всеми мать изнасилованных детей Елена Полюхович пишет письмо Владимиру Литвину, умоляя его сделать хоть что-то для реанимации парламентской следственной комиссии по “делу педофилов”. А в ответ - тишина!
 
А сколько таких громких дел с тихим финалом у нас? Тот же “кровавый пикет” 2 сентября 2007 года, когда были зверски избиты старики и женщины, молодые ребята… Или дело ещё одного стрелка по живым мишеням - Козаченко. Дело о концлагере под Одессой, которое было в самом разгаре. И аккурат в этот момент один за другим исчезают свидетели происходившего на одесской городской свалке! Ну вот, что ещё примечательно – на фоне откровенного затягивания, а также закрытия этих дел, как по закону сообщающихся сосудов, пышным цветом расцветают другие - против журналистов о защите “чести и достоинства” фигурантов этих дел, об оправдании действующих лиц и т.д.
 
Почему же резонансные дела сходят на нет, а бандиты так никогда и не оказываются в тюрьмах? Вариантов несколько. Один из них - политика. И политика большая. Увы, но наши правоохранительные органы давно превратились в инструмент, используемый в качестве банального давления на оппонентов, их бизнес-партнеров, родственников. Не секрет, что представители разных политических лагерей имеют в разных правоохранительных структурах своих людей. Используя которых можно нападать и, в случае необходимости, успешно оборонятся. И второе - похоже, сами правоохранители сами забыли, что клялись служить не “пахану”, барыге или хозяину, а закону! Увы, совесть и мораль субстанции не материальные, а жаль… Наша статья посвящена громким одесским делам, мирно затухающим в тишине прокурорских и судебных кабинетов. Начнем с “дела “АТВ”.
 
Те из журналистов, кто меня знают, часто спрашивают: “Зачем в политику лезть, занимался бы своими социальными темами: бомжи, наркозависимые, сироты и т.д.? Пришибут ведь! Или платят много?” Платят? С “АТВ”-шными зарплатами не сравнить. А мог бы и там работать - приглашали. Да, просто в один прекрасный день включил телевизор и увидел Кваснюка (он и до этого оскорблял одесских журналистов). Но в тот раз он нес такое… уже просто нельзя. После гневной кваснюковской тирады о том, как “еврейские дети играют, прыгают на могилах наших дедов-прадедов” отчетливо представилось, как кто-то из аудитории Кваснюка (а умалишенных там достаточно), вмазав перед любимой правдой водки, хватает монтировку и идет разбираться с теми, на кого указал Кваснюк.
 
Действительно, в тот день на 411-й батарее еврейская община отмечала праздник. Ветераны с иконостасами на груди возили на осликах своих праправнуков по дубовой роще, а другие одесситы там же жарили шашлыки - все как всегда! Они будут это делать и 9 мая каждого года опять. После той кваснюковской программы я с невероятной четкостью осознал: нашем городе появилось нечто крайне опасное. Когда же начал разбираться в проблеме оказалось, что речь Кваснюка отнюдь не случайна. Уж давно его босс Марков поддерживает нацистские печатные издания в Одессе. А потому и вытащили из нафталина ярого антисемита и украинофоба Кваснюка. Как из склепа дохнули стылой кровью 90-е, с их убийствами средь бела дня, перестрелками в центре города и исчезнувшими и погибшими людьми. Есть много записей 90-х годов, где Кваснюк заискивается перед разными криминальными авторитетами того времени, типа Бациллы. Одесса тогда была ох, как мало привлекательной! Напечатал, сказал в эфире что-то не то - убили. Да что там, не в то время за хлебом вышел - а тут разборки - все, подстрелили тебя! Смутные были времена, но кому война, а кому - мать родная.
 
В те времена Кваснюк воевал по-черному: “мочил” и “Арт” с тогда ещё оппозиционным Балиновым. “Мочил” и тех, кто уже не мог ему ответить, кого убили, как Игоря Свободу! Не ждал, не гадал “Правдюк”, сидя в фанерной будке, что когда-то он станет звездой на канале, в который вбухивают тысячи и тысячи долларов, заточенный под него, с хорошими декорациями, аппаратурой. Охрана домой под белые руки доводит в любом состоянии - лепота! А мне, когда я вижу это лоснящееся ненавистью лицо, вспоминаются те годы - сырые от крови. Время, в которое и хочет вернуться Кваснюк!
 
Зоя Казанжи, медиаэксперт: “Первая позиция - невежество. Невежество всегда агрессивно, активно, т.к. невежественным людям свойственно защищать себя очень активно. А интеллигентному, умному порой неловко делать некоторые вещи: он понимает, что  выходить на площадь и кричать глупости - это неприлично. Невежественные люди над этим не задумываются, они без стыда и совести. Вторая позиция, когда он как сумасшедший, не в себе, поэтому не надо на него обращать внимание. На самом деле мы не хотим связываться, мы понимаем, что не надо трогать это “несчастье”, чтобы у тебя не было проблем. Это - удобная позиция. Очень часто с этим сталкиваешься, когда все говорят: “Не трать силы, не трогай “это”!” Но это - не правильно. Мы говорим о профессиональных вещах, которые происходят в сфере СМИ.
Что касается Кваснюка - oбщественный деятель, может быть. Митинги, принимает в них участие. Политический обозреватель - может быть. Журналист - нет! Не написал ни одной строчки так, как положено, соблюдая все принятые профессиональные нормы. Это просто лицо с телевизора с отрицательным обаянием, который вытаскивая какие-то материалы с Интернета, комментирует их так, что оскорбляет и поливает грязью всех и вся! И мы считаем, что нормальные люди его не слушают, мы не считаем нужным обращаться с иском в суд (ну что с него взять!). Мы тоже несем ответственность за то, что у нас в городе живет человек, который, считая себя популярным журналистом, делает недопустимые вещи, как с точки зрения профессиональных стандартов, так и с точки зрения норм общества. 
 
Эфир “АТВ” за 2009 год - жуткая калька с той истерии, которая творилась в Одессе в 90-х годах. Но только более оплачиваемая, более креативная (“спичев” из самой “первопрестольной” выписывали!). И все же это, к счастью, калька. Все подается, как сводка с мест военных действий.
 
Февраль 2009 год: партия “Родына” намерена подать в суд на руководителя СБУ Валентина Наливайченко из-за того якобы, что “АТВ” всеми способами хотят удалить с эфира.
 
Март 2009 год, темы: атака на “АТВ”; в отношении лидера “Родыны” Игоря Маркова возбудили уголовное дело; митинги “Скажи “Нет!” политическим репрессиям!”; захват штаб-квартиры “Родыны”.
 
Апрель 2009 год, темы: одесским журналистам Кваснюку, Димитриеву и Фабрикант угрожают тюрьмой; воина продолжается - “выстрел в “Правду” - обстреляли кабинет Кваснюка!”
 
Май 2009 год, темы: бомба в “Белом парусе” - ложное минирование, или провокация.
 
Июнь, июль, август 2009 года - рынки “Северный”, “Куяльник”, ну и попутно - нападение на “Родыну”: вандалы разрисовали стены приемной партии.
 
Сентябрь 2009 года, темы: ударим автопробегом по репрессиям; попытка задержания Маркова; Бовбалана вызвали в прокуратуру; акция протеста несуществующей оппозиции на Думской площади; нападение на сотрудников “АТВ”.
 
Октябрь 2009 года: митинг в поддержку “АТВ” возле стен окружного суда; репрессии продолжаются. Вот на этом деле хотелось бы остановиться по подробнее. Тогда ранили Дмитрия Докунова - талантливого телеоператора. Меня тогда приглашали в прямой эфир телеканала “АТВ” - я не пошел. Не потому, что мне не жаль было парня, или я не хотел проявить журналистскую солидарность. Просто в тот же день, без всякого суда и следствия в выпусках новостей были вынесены приговоры и названы виновные. Кто? Ну, конечно же, Э. Гурвиц и ещё “украинские националисты”… Кто же тогда напал на оператора?
 
Зоя Казанжи, медиаэксперт: “Есть факт разрезанной руки во время там стихийного или организованного (есть разные обоснованные мнения) митинга у стен суда во время рассмотрения иска Нацрады к телеканалу “АТВ” о лишении лицензии за программу “Правда” Кваснюка. Это есть факт. Человек снимал, действительно выполнял свои профессиональные обязанности - снимал - на него напали, разрезали руку. Сразу подняли крики - это националисты! Просто смешно говорить о тех вещах потому, что тяжело представить себе насколько должны быть натренированы люди, раз они успели выкинуть руку в нацистском приветствии, а потом нанесли удары ножом.
 
Давайте вспомним весь этот антураж - Докунов увидел ребят, которых инструктировала милиция… Ну, милиция по мнению “АТВ” - идиоты, милиции негде больше инструктировать, как на глазах у всех. Не надо преумалять вот такие непотребные вещи, которые может делать наша милиция. Если надо, то они это сделают как надо.
 
Значит, якобы нападавших задержали. Через несколько дней во время проведения следственных действий, их опознал Докунов - об этом сообщили всем! Нападавшими оказались: одни студент известного одесского вуза (это активно муссировалось в открытых источниках). После этого их подержали какое-то время, а потом выпустили под подписку о невыезде - и все, молчание. Им не выгодно дальше крутить дело. То ли они не националисты - сайт “Ревизор”, кстати, уже тогда вынес в заголовок: “Казанжи знает, кто напал на Докунова!” Нет, я не знаю, кто напал на него, я знаю кого подозревают в нападении на Докунова, я знаю, что он их опознал. Поэтому, пожалуйста, расследуйте. Вы знаете, как уходить от судебных исков, чтобы люди на вас не ополчились. Но ничего не произошло – им это уже не выгодно”.
 
События того дня хорошо помнит и Сергей Гуцалюк, координатор общественного движения “Комитет обороны Одессы”: “Мы находились на борту грузовика, где у нас был перформанс с участием животных, и когда мы увидели, что бежит человек, его поддерживают и кричат: “Смотрите это сделали националисты!” я сразу понял, что произошло - такое количество камер, которые там были, грех было не использовать для провокации. И Марков это сделал. Но, ведь, были задержаны люди, которые не имеют никакого отношения ни к “Свободной Одессе”, ни к “Комитету”, даже не к каким-то националистическим молодежным организациям, которых в Одессе очень много. А если заглохло следствие, то пускай покажут что это за люди, почему они так сделали, кто их просил так сделать, почему именно на этих журналистов они напали?”
 
Год назад обратились в ТРК “Круг” представители Одесского литературного музея с предложением сделать программу о музее. До этого обращались ребята-неформалы с предложением сделать программу о роке. И тем, и другим пришлось отказать. Не по доброй воле – не хватает средств, не хватает технических возможностей. И тут появляется “АТВ”с финансированием выше крыши. Можно признать, что канал выдает большое количество достаточно качественной продукции. Там нашлось место и средства и для литературного музея, и для программы “Подполье” о неформалах и для других. Но весь ужас в том, что все эти телепрограммы используются в качестве декорации, как яблоко, в котором сидит мерзкий червяк. Их финансируют только для того, чтобы с их помощью зритель проглотил и очередное чернушное послание от руководства канала, озвученное, в частности, Кваснюком и другими “проквашенными”.
 
Зоя Казанжи, медиаэксперт: “Чтобы человека присадить на наркотик, ему нужно для начала продать кокаин в ночном клубе. Там музыка, эффекты, все классно, никто не начинает с подворотни. А все это потом заканчивается шприцом где-нибудь в подворотне. Поэтому здесь тоже самое. Так приятнее, в таком антураже!”
“Посещать и слушать злых людей это есть уже начало злого дела” – так говорил Конфуций. А как отличить злых людей от добрых, и что делать, если и те, и другие ежедневно приходят в каждый дом и говорят с экранов ТВ? А, ведь, слово лечит, и слово калечит, и оно, слово, может убить!
 
И уж, конечно, слово может быть началом злого дела. А всегда ли мы можем отличить ложь от правды? Несколько лет назад ТК “Круг” делал программу о народных целителях, вернее, о шарлатанах. Люди верят в них, есть инерция общественной мысли, люди привыкли верить СМИ. Всем нам сегодня более 80 процентов информации достается именно через СМИ. 10 миллионов украинцев используют Интернет. Мы живем в информационном обществе, где информация – самый дорогой капитал. Поэтому всегда следует учитывать эти факты, когда вы включаете телевизор или радио.
 
То, что происходит сейчас в одесском эфире войдет когда-нибудь в учебники по журналистике как негативный феномен. Недаром уполномоченный Верховной Рады по правам человека Нина Карпачева сравнила журналиста с крепостным на информационной барщине. Единственный канал, на чью деятельность обратила внимание Национальная экспертная комиссия по вопросам защиты общественной морали - это одесский “АТВ”. Именно он сеет вражду между людьми и врет с упоением, без зазрения совести. За примерами далеко ходить не надо.
 
В одном из выпусков программы “Производство “АТВ” говорят о том, какой ужасно грязный стал город за время правления Эдуарда Гурвица. Для того, чтобы проиллюстрировать этот тезис, они скрупулезно отсняли каждую бутылку, каждую лужу, каждый окурок, забитые мусором контейнеры и тут же дали интервью с иностранным туристом, который с улыбкой рассказывает, как ему нравится город. Но синхронный перевод за кадром был переписан с точностью до наоборот. Если бы только врали…
 
Возьмем, к примеру, тему религии. Если о ней говорить, то надо полностью, о всех конфессиях и без пристрастия и без умолчания. Конечно же, нельзя оскорблять чувства верующих. Но вот “АТВ” выдает сюжет о Русской православной церкви за границей. Информационный повод – ТК “Новая Одесса” рассказал о праздновании масленицы на площади перед храмом РПЦЗ, где прихожанам, да и всем желающим, раздавали блины. Осветил празднование митрополит Нью-Йоркский и Восточно-Американский Агафангел (Пашковский), нареченный волею судеб тем же именем, что и митрополит Одесский и Измаильский, принадлежащий УПЦ-МП. “АТВ” это все обозвали заговором против одесского Агафангела, а далее следовал более чем суровый приговор: люди, отведавшие в тот день блинов на площади, стали еретиками!
 
Оставим все это на совести говорящих, когда светская телекомпания сочла для себя обязательным поучаствовать во внутрицерковных спорах. Дело тут даже не в том, что хозяин канала считает себя истовым верующим и приближенным к пастве московского патриархата. Просто сюжет о масленице был показан на “Новой Одессе”, канале, лояльно относящемся к городской власти. Следовательно, обливая грязью РПЦЗ, телевизионщики рассчитывали, что её брызги долетят и до Думской. Ну, а то, что прозвучало в эфире больно задело и чувства верующих, и чувства священников. На том, чтобы поссорить людей и специализируется канал “АТВ” и его пропагандисты. Как известно, “АТВ” уже трижды получал предупреждения от Нацсовета по телевидению и радиовещанию Украины, и каждый раз руководство канала обещало исправиться. Нарушение статьи 6 закона Украины “О телеканалах и радиовещании”: призывы к насильственному изменению конституционного строя, призывы к развязыванию войны, распространение информации, которая нарушает законные права и интересы физических и юридических лиц.
 
Отсчет беспрецедентной кампании по разжиганию межнациональной розни начался 2 сентября 2007 года. События того дня журналисты окрестили “кровавым пикетом”. От “дела “АТВ” перейдем к делу, которое сами “АТВ”-шники сами издевательски окрестили “дело о разбитой губе националиста”.
Не так давно Игорь Марков гордо объявил, что дело против него закрыто! 5 марта прокурор Николаевской области Николай Стоянов (к слову – друг и компаньон Маркова!) закрыл “дело о разбитой губе националиста”. Дело подписал следователь следственного управления УМВД Украины в Николаевской области Дубчук. По словам Николая Стоянова, уголовное дело было возбуждено незаконно. Врет и не краснеет! Ну, может прокурор Стоянов не в курсе дело, может просветить надо? Свидетелей постоянно вызывали к следователю, есть все материалы, есть состав преступления.
 
В сентябре прошлого года свыше ста активистов “Комитета обороны Одессы”, николаевской правозащитной организации, Народного руха Украины и других организаций пикетировали Генпрокуратуру, требуя привлечь к ответственности прокурора Стоянова и взять Генпрокурору Александру Медведько расследование ряда уголовных дел под личный контроль, в частности, дело Игоря Маркова. 11 сентября 2009 года Марков был объявлен в розыск УМВД Украины в Одесской области. Такое решение приняли в связи с тем, что Марков не явился 10 сентября на допрос к следователю в Николаев. Было получено разрешение суда на арест Маркова и доставку его в суд под стражей. Однако, тот успел скрыться от правосудия, бежав из Украины.
 
Затем появилась информация, что прокуратура Николаевской области отменил постановление о государственном розыске лидера “Родыны”. В обращении, переданном лично заместителю генпрокурора Николаю Голомше, в частности, говорится о “крышевании” казнокрадства, а также о том, что прокурор Стоянов лично отдал распоряжение о снятии с розыска Маркова. В контексте того, что Марков и Стоянов - близкие друзья, вопрос о том, каким образом “Марадоне” удалось уйти безнаказанным звучит риторически. Все очень просто, без изысков.
 
Заместитель прокурора Николаева, подписавший постановление об отмене розыска Маркова, акцентирует внимание на том, что в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого Маркова, указывается, что Игорь Марков 2 сентября 2007 года прибыл к месту проведения митинга с группой неустановленных лиц, которые с целью срыва мирного пикета, стали отбирать у участников флаги и уничтожать их. При этом сам лидер партии “Родына” вел себя как пай мальчик: в противостоянии, судя по показаниям, не участвовал. Кроме того: “допрошенный во время проведения досудебного следствия в качестве свидетеля Марков И.О. показал, что 2 сентября 2007 года, проезжая мимо Одесской облгосадминистрации, он увидел митинг, решил пройтись и посмотреть, что там происходит. На места он увидел, как группа молодых людей разгоняет пикетчиков”.
 
Вот так просто - после этих “смотрин” один из пикетчиков стал инвалидом. Многие получили синяки и ссадины. Но, ведь, больно было не прокурорам, не их сыновьям, не их матерям… Как бы этот пикет бумерангом не вернулся, к правоохранителям в том числе.

Дмитрий БАКАЕВ,
телеканал “Круг”

Добавить комментарий

Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews